КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема России в русской философииРусская философия возникла в эпоху средневековья и долгое время не выдвигала собственных оригинальных идей, а развивала идеи, почерпнутые в Византии и Западной Европе. Свои самобытные учения появляются только в 19 веке. Центральной темой русской философии становится тема России, то есть обширный и сложный вопрос о специфике российского общества и пути его развития. Начало исследованию и обсуждению этой темы положил Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) в своих «Философических письмах» 1829-1831 гг. После публикации первого же письма в журнале «Телескоп» Чаадаев по указанию царя был объявлен сумасшедшим, помещен под домашний арест, ему было запрещено печататься, журнал закрыт, редактор сослан в Сибирь. Чаадаев разделял мнение просветителей, что человечество движется по пути прогресса. Исключение составляет Россия. Страна имеет выгодное географическое положение – между Западом и Востоком – и могла бы синтезировать достоинства двух цивилизаций – западный рационализм, умение организовать материальную жизнь и восточную духовность. Это сделало бы Россию лидером мирового развития и культурного прогресса. Синтез не состоялся. В итоге, Россия – отсталая страна, не способная создать ничего, что вошло бы в сокровищницу мировой культуры. Историческая миссия России заключается лишь в том, чтобы дать отрицательный урок другим народам – «так жить нельзя». Причинами застоя в России Чаадаев считал самодержавие (абсолютную власть царя), крепостничество (отсутствие прав и свобод у граждан, в том числе, у знатных и богатых), православие (которое не осуждало самодержавие и крепостничество). России нужно учиться у Запада, перестроить общество по западному образцу. Идеи Чаадаева вызвали большой резонанс, в результате чего в середине 19 в. сформировались два течения общественной мысли – западники и славянофилы. Западники считали, что существуют единые для всего человечества закономерности развития. Наилучшим образом они учтены на Западе, поэтому России нужно копировать западный опыт во всех сферах жизни. В России должна сложиться конституционная монархия, сходная с монархиями Западной Европы. Славянофилы были против копирования Запада, так как, по их мнению, Запад – это мир кризисов, эгоистического индивидуализма и бездуховности, у него нет будущего. Западный путь развития ведёт в тупик. Россия должна идти своей самобытной дорогой, сохраняя свои специфические черты, которые являются её достоинствами. К ним относятся: 1) православие; 2) общинный строй жизни крестьян, соответствующий их прирождённому коллективизму, приоритет общественных интересов над личными, взаимопомощь; 3) самодержавие, так как большой стране нужна сильная власть. Но царь должен учитывать мнение народа, выразителем которого должен стать совещательный Земский собор. Спор между западниками и славянофилами продолжается и в наши дни.
|