Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Отличительные черты правового государства.




 

Обобщая опыт возникновения и раз­вития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки: 1) наличие развитого гражданского общества; 2) огра­ничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благопри­ятных правовых условий для хозяйственной деятельности; 3) ми­ровоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие; 4) правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства; 5) всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти; 6) суве­ренитет народа, конституционно-правовая регламентация госу­дарственного суверенитета. Это означает, что именно народ яв­ляется конечным источником власти, государственный же суве­ренитет носит представительный характер; 7) разделение законо­дательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предус­мотренных конституцией, а также определенного верховенства законодательной власти, не нарушающие конституцию решения которой обязательны для всех; 8) приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над ме­тодом дозволения. Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип: «Разрешено все то, что не запрещено законом». Метод же дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому государству, которое обяза­но действовать в пределах дозволенного — формально зафикси­рованных полномочий; 9) свобода и права других людей как един­ственный ограничитель свободы индивида. Правовое государст­во не создает абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.

Утверждение правового государства явилось важным этапом в расшире­нии свободы индивида и общества. Его создатели полагали, что обеспечение каждому негативной свободы (свободы от ограниче­ний) и поощрение конкуренции пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной для каждого, максимизируют индивидуальную ответственность и инициативу и приведут в ко­нечном счете к всеобщему благополучию. Однако этого не про­изошло. Провозглашенные в правовых государствах индивиду­альная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жестокой эксплуата­ции, обострению социального неравенства и классовой борьбы. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в при­вилегию имущих классов.

Конструктивным ответом на несовершенство правового госу­дарства в его классическом либеральном варианте, а также на не­удавшуюся попытку административного социализма обеспечить каждому материальную свободу и установить в обществе социаль­ную справедливость и равенство явились теория и практика соци­ального государства или государства всеобщего благоденствия.

Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существо­вания, социальной защищенности, соучастия в управлении про­изводством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятель­ность такого государства направлена на всеобщее благо, утвержде­ние в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает иму­щественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Истоки социального государства восходят к социальной поли­тике, зародившейся в далеком прошлом. Еще в древности многие правители, например римские цезари, заботились о наиболее бед­ных гражданах, о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Однако основное бремя обеспечения слабых и обездоленных лежало в то время на семьях и общинах. Индустриализация, урбанизация и индивидуализация общества, бесконтрольное развитие капитализ­ма разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальные противоречия и классовую борьбу. Реше­ние этого вопроса потребовало резкого расширения объектов со­циальной политики и превращения ее в одно из ведущих направ­лений государства. В результате этого примерно в 60-х гг. XX в. и возникли социальные государства. Их необходимой материаль­ной предпосылкой явился высокий уровень экономического раз­вития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожи­точный минимум каждому нуждающемуся.

Деятельность современного социального государства много­гранна. Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и ох­раны прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здра­воохранения, культуры и т.д.

Социальное государство осуществля­ет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества — стре­мится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социаль­ным принципами государственного устройства есть как единст­во, так и противоречия. Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида: первый — физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью уста­новления четких границ государственного вмешательства и га­рантий против деспотии, второй — социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каж­дого человека. Противоречия же между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмеши­ваться в вопросы распределения общественного богатства, обес­печения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождать массовое социальное иждивенчество. В отличие от социализма советского типа, который пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного распределения благ, социальное государство ори­ентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности произ­водства, индивидуальной ответственности и активности.

В наши дни демократические государства стремятся найти меру оптимального сочетания правового и социального принципов. При этом консерваторы обычно делают больший акцент на правовом, а социал-демократы и близкие к ним либералы — на социальном принципе.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты