КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯИстория методики музыкального воспитания детей с проблемами, коррекционной ритмики убедительно показывает, что их развитие как области научного знания зависит от развития культуры общества и тесным образом взаимодействует с рядом научных знаний, обусловливающих их развитие. Методика и ритмика взаимосвязаны с эстетикой, культурологией, музыкознанием,которые являются их методологической основой. Знания в этой области дают представления о закономерностях развития музыкального искусства, его месте в социальной, духовной жизни человека обеспечивают понимание сущности воспитательной, познавательной, регулятивной и других функций искусства. Без этой основы нельзя осознать возможности и особенности корригирующей и катарсистической функций музыкального искусства и его музыкально-ритмического направления, разработки методики в аспекте использования в специальном образовании. Эти же знания помогают определить содержательную и дидактическую стороны музыкального воспитания и коррекционной ритмики детей с проблемами. Тесная связь методики музыкального воспитания детей с проблемами и коррекционной ритмики с физиологией, невропатологией, психиатриейи другими клиническими дисциплинами помогает понять особенности высшей нервной деятельности, закономерности физиологических процессов, своеобразие психики ребенка с различными вариантами нарушений. Знания о клинико-психологических особенностях детей позволяют дидактически правильно выстроить коррекционно-развивающий и психотерапевтический процесс воздействия средствами музыкального искусства и движений. В решении многих вопросов методика и ритмика опираются на общую, возрастную и специальную психологию.Знания закономерностей генезиса психики нормально развивающихся детей и особенностей психического развития детей с проблемами помогают разработать диагностические подходы музыкального воспитания, осуществить процесс обучения, воспитания и коррекции посредством музыки и движений. Методика музыкального воспитания и коррекционная ритмика ориентируются на основные теоретические положения специальной психологии: об особенностях биологического и социального в развитии, о единой линии развития нормального и аномального ребенка, о соотношении первичных и вторичных дефектов, об общих и специфических закономерностях аномального развития, о возможности коррекции и компенсации отклонений в развитии, о зоне актуального и «зоне ближайшего развития». Знание особенностей психического развития детей с проблемами ориентирует на необходимость соблюдения ряда психологических условий обучения и воспитания детей данной категории, дает возможность определить конкретные пути и эффективные технологии коррекционной работы средствами музыки и движений, тем самым обеспечивая компенсацию отклонений в развитии детей. Методика музыкального воспитания и коррекционная ритмика как области педагогической науки подчиняются закономерностям общей специальной педагогики, артпедагогики,используя их Дидактические принципы в обучении и воспитании средствами Музыки. Основой взаимодействия методики с педагогическими наука-Ми являются теоретические положения известных психологов и педагогов П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца А. Н.Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Н.А. Ветлугиной и др., показавших, что основным смыслом обучения и воспитания является формирование личности ребенка, которое осуществляется с учетом возрастных закономерностей развития и сопорой на ведущую деятельность. Гуманизация педагогического процесса выдвигает задачу способствовать всеми возможными способами развитию ребенка спроблемами, считая его субъектом воспитания. Основываясь на личностно-ориентированном и деятельностном подходах в коррекционной работе с детьми средствами музыки, методика рассматривает отношения в системе «педагог—ребенок» как установление диалога и сотрудничества, создание условий для активизации его творческих проявлений. Методика и ритмика объединены с социальной педагогикойобщностью целей и задач. Конечным результатом коррекционно-развивающего музыкального и ритмического воспитания, как в социальной педагогике, выступает социальная адаптация ребенка спроблемами в развитии. При этом важное место в социальной среде отводится культурно-досуговой деятельности, где ребенок спроблемами также может себя выражать определенным образом, поскольку среда досугового общения рассматривается как поле для духовного формирования личности, ее активности, инициативы и творческих проявлений. Интегративные процессы, происходящие в разных областях знаний, в частности в медицине, а также в искусстве и образовании обусловливают взаимосвязь музыкального, пластического, танцевально-двигательного искусства с изобразительным искусством и литературой. Это позволяет в коррекционно-развивающем и музыкотерапевтическом процессе использовать образовательные технологии, построенные на интеграции нескольких видов искусства (музыки, движения, изобразительного искусства и литературы). Комплексное воздействие искусств дает еще больший эффект в формировании духовного начала ребенка с проблемами. Мы только обозначили области знаний, с которыми взаимодействует методика музыкального воспитания детей с проблемами и коррекционная ритмика.
|