КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первые идеи диалектики. ГераклитНаиболее крупным философским учением раннегреческого периода является учение Гераклита(род. ок. 544 г. до н.э.) из Эфеса (Гераклит Эфесский). Его учение называют диалектическим. Гераклит считает, что истинная природа вещей, тайна бытия раскрывается через понятие «космос». «Космос один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем…». В своем главном произведении «О природе» Гераклит в качестве первичного начала Вселенной рассматривает огонь. Именно огонь, по Гераклиту, является субстанцией бытия, т.к. всегда пребывает в одном и том же состоянии - горения. Огонь или есть, или его нет. Он всегда равен самому себе, неизменен во всех своих превращениях. Огонь - это символ зарождения и исчезновения мира. Мир - это вечно живой огонь, подвижная, динамичная стихия. Субстанциональная основа вещей, по Гераклиту, означает, что все вещи мира постоянно меняются, сочетание элементов материи бесконечно, поэтому постоянным в мире можно признать только это изменение, превращение мира. Согласно Гераклиту, все в мире находится в процессе постоянного развития, возникновения и исчезновения, превращения в собственную противоположность. Мир - это постоянное движение, развитие. Он все время изменяется и не имеет постоянной формы. Мир по Гераклиту — упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. На основе превращения Огня строится космология Гераклита. Все предметы и явления природы рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в соответствии с определенной закономерностью, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость, по Гераклиту, - это всеобщий закон - Логос. Логос- одно из основных понятий древнегреческой философии. Он имеет много значений и может быть переведен как «слово», «речь», «язык», «понятие», «разум», «мировой закон». Введен в философию Герклитом, который понимал под Логосом всеобщий закон, определяющий существующий миропорядок как целое. Все в мире состоит из противоположностей, которые находятся в состоянии постоянной борьбы, но в борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее тождество. Например, «жизнь одних есть смерть других». Представление Гераклита о Логосе, правящем миром, обычно расценивают как наивное понимание закономерности. Это объясняется тем, что содержание Логоса Гераклит рассматривал только как связь событий, исключительно на основе фактов. Внутри этого миропорядка «все течет, все изменяется», перетекает друг в друга, подчиняясь закону единства и борьбы противоположностей. Движение, по Гераклиту, свойственно всему сущему. Вся природа, не останавливаясь, изменяет свое состояние. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает ее. Рождение, происхождение никогда не прекращается». Учение Гераклита о потоке тесно связано с его учением о переходе одной противоположности в другую, об «обмене» противоположностей. Обмениваясь друг с другом, противоположности становятся тождественными. «Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое». Утверждение Гераклита, что все есть обмен противоположностей дополняется положением, что все происходит через борьбу. «Следует знать, что война всеобща, и правда - борьба, и что все, что происходит - через борьбу и по необходимости». На основе борьбы устанавливается гармония мира. «В рождающемся соединяется, из расходящегося - прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу». Постоянство изменения определяется логосом, всегда равным самому себе. В последующих учениях античных философов, вплоть до стоиков, понятие логоса используется в самых разных смыслах. Таким образом, Гераклита интересует, прежде всего, изменение и движение, их истоки, причины, которые он усматривает в борьбе противоположностей. Элеаты в первую очередь обеспокоены тем, как интерпретировать то, что все считают изменением и движением. Философы Элейской школы(YI -Y вв. до н.э.) выдвинули важные диалектические положения, указав на противоречивый характер всякого движения и поставив проблему выражения движения в логике понятий. Особое внимание элеаты (Парменид, Зенон) уделяли проблеме множественности, в этой связи они рассмотрели ряд парадоксов и апорий, которые и поныне являются предметом размышлений и споров у философов, физиков и математиков. Рассмотренные ими апории дошли до следующих поколений в изложении Зенона, поэтому получили название Апории Зенона. В своих апориях элеаты пытались объяснить явление изменения. Элеаты поставили проблему соотношения единого и множественного, непрерывного и прерывного, движения и покоя. «Множественность» - это понятие, которое нельзя представить в виде чувственного образа. Если вещи могут быть бесконечно малыми, то их сумма никак не даст нечто конечное, конечную вещь. Например, малые знания не могут дать в результате значимого специалиста. Если же вещи конечны, то между конечными двумя вещами всегда есть третья вещь; мы опять приходим к противоречию, ибо конечная вещь состоит из бесконечного числа конечных вещей, что невозможно. Невозможна не только множественность, но и движение. Элеаты вводят понятие «дихотомия» (разделение на два), которое до сих пор используется в философии. Они применяли его в рассмотрении движения. Элеаты сделали вывод о том, что бытие единственно, целостно и не имеет частностей, оно неизменно, неподвижно и все существующее есть одно и то же бытие. Они стали оперировать максимально общей категорией бытия, которое считалось единственным. Мысль в их понимании стала тождественной бытию: «Одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется». Таким образом, делался вывод, что сущность вещей в их бытии.
|