КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СофистыКлассический период развития Античной философии начинается философской деятельностью софистов. Главной философской проблемой становится проблема человека. В Y в. до н.э. во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Это стало основой для создания новых выборных учреждений – народного собрания и суда, игравшего большую роль в борьбе классов и партий свободного населения. Это в свою очередь породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством судебного и политического красноречия, умеющих убеждать словом и доказывать свою точку зрения, способных свободно ориентироваться в различных вопросах и задачах права, политической жизни и дипломатической практики. Поэтому появились учителя, владеющие этими знаниями. В большинстве своем они были философами, т.к. в то время философия имела большое значение – она изучала вопросы устройства мира, первоначала вещей и т.д. Софисты учили астрономии, метеорологии, геометрии, музыке, физике, риторике, логике, философии. Слово «софист» стали употреблять в значении «мудрец». Это были первые учителя философии и других наук. За обучение они брали плату, что было впервые в истории древнегреческого общества. Слово «софист»(от греч. «софия» - мудрость) первоначально означало первоначально «мудрец», «изобретатель». Со второй половины IY в. до н.э. начинает обозначать особый тип философа, философа-профессионала, учителя философии. Новый тип философа появляется в период расцвета рабовладельческой демократии, благодаря потребности в общем и политическом образовании, порожденной развитием политических и судебных учреждений, научной, философской и художественной культуры. В условиях демократии политическая образованность, опыт и мастерство в публичных выступлениях, на судах начинает цениться чрезвычайно высоко. В соответствии с общественной потребностью появляются и учителя этого искусства. Пользуясь энциклопедическими знаниями и искусством красноречия, они опровергали казавшиеся непоколебимыми истины и обосновывали самые необычные воззрения. Софистыжили в бурную эпоху: войны, разрушение государств, переход от тирании к рабовледельческой демократии и наоборот. В этих условиях хотелось понять, в чем состоит отличие специфически человеческого от природного. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистски-антропологоческая тенденция в философии - человек является субъектом познания. Родоначальниками этой тенденции были софисты и Сократ. Именно с их деятельности начинается переход от философии как любви к мудрости вообще к философии в подлинном смысле этого слова, философии, понимаемой как осмысление, переживание мыслителем своего места, своей роли, своего предназначения в бытии. Софисты мало внимания уделяют исследованию законов природы, первоначал мира. Их интересы: проблемы мышления человека, связи мышления и языка, отношений личности и общества, познания, логики. Как философское течение софистика неоднородна. Наиболее характерной особенностью софистики является идея об относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок. Одной из главных идей софистов была идея об относительности любого знания. Они обучали приемам и формам убеждения и доказательства, независимо от вопроса об истинности доказываемых положений. Софисты способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий. Логическая доказуемость чего-либо считалась у них основным свойством истины. Доказать - значит убедить, уговорить. Софисты считали, что доказать можно все, что угодно. Все, что требуется доказать в тех или иных обстоятельствах. Главное условие для этого - логически правильно построить систему доказательств. Софисты учили искусству убеждать красиво говорить и правильно аргументировать свои мысли, а главное - искусству опровергать суждения противной стороны. Софисты были «практическими» философами, и все остальные проблемы интересовали их лишь в той мере, в какой они могли быть использованы в жизненной практике. Начало в исследовании проблемы человека положили софисты Протагор (480 - 410 гг.до н.э.), Горий (480 - 380 гг.до н.э.) и др. Горийсчитал, что если бы бытие существовало вне человека, то человек не мог бы иметь о нем никакого знания, а если бы и имел таковое, то не мог бы его выразить. Человек только в себе самом может найти истину. Эту же мысль Протагорсформулировал так: «Человек есть мера всех вещей: существующих, - в том, что они существуют, и не существующих, - в том, что они не существуют». У Протагора речь идет об относительности всего существующего, в том числе об относительности знания. «О всякой вещи есть два мнения, противоположные друг другу», - учил Протагор. И можно с успехом отстаивать любое из этих мнений. Следовательно, критерием, мерой истинности утверждения, следует считать интересы конкретного человека или какого-то сообщества. «Какой мне кажется каждая вещь, такова она для меня и есть, а какой тебе, такова же она, в свою очередь для тебя». Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Поэтому софисты отрицали существование в обществе обычаев, традиций. Учение Протагора сложилось на основе учений Демокрита, Гераклита, Парменида и Эмпедокла. Он учил об изменчивости, подвижности материи и относительности всех восприятий. Протагор, развивая идею атомистов о равной реальности бытия и небытия доказывал, что каждому утверждению можно с равным основанием противопоставить противоречащее ему утверждение. Продик развивал идею о том, что «каковы пользующиеся вещами люди, таковы и самые вещи». Софисты (старшей группы) были крупными мыслителями в общественно-политических и правовых вопросах. Протагор написал законы, определявшие демократический образ правления в одной из афинских колоний, обосновал идею равенства свободных людей. Они критически исследовали религию. Протагор был осужден на изгнание за то, что усомнился в существовании богов, а его произведение было публично сожжено. В IY в. софисты развивают этические и социальные идеи. Они утверждали, что природа создала всех людей свободными, рассматривали вопросы первоначал природы. Фаризмах развивал учение об относительности социально-этических норм и рассматривал справедливость с позиций полезности для сильного. Он утверждал, что каждая власть устанавливает законы, полезные для нее самой. Сократ Сократ (470 – 399 гг. до н.э.) в начальный период своего творчества был учеником софистов, а в последствии – их критиком и оппонентом. Главные идеи Сократа дошли до нас, главным образом, в изложении его ученика – Платона. Взгляды Сократа во многом отличаются от взглядов философов натурфилософского периода. Натурфилософы стремились выстроить иерархию в мире событий, понять, например, как образовались небо, земля, звезды. Сократ тоже хочет понять мир, но двигаясь не от событий к событиям, а от общего к событиям. Само понятие общего, родового было открыто им в рассуждениях о прекрасном. Сократ говорит, что ему известно много прекрасных вещей, но каждая вещь прекрасна по своему. Поэтому, если прекрасное связать с одной из них, то другая вещь уже не будет прекрасной. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее. Это общее и есть прекрасное как таковое. Это их общая идея, их смысл (эйдос). Так была открыта категория общего, родового. Общее Сократ отнес к миру ума, т.к. общее не может быть обнаружено чувствами. Таким образом была заложена основа идеализма. Сократ считал, что при объяснении мира событий, мира отдельных вещей и явлений надо начинать с общего. Такая точка зрения преобладает в современном миропонимании, однако во времена Сократа это было новым. Сократ не останавливается на констатации значений идей, он стремится познать закономерности их упорядочивания. Он приходит к убеждению, что самая главная идея – это идея блага, ею обусловлены пригодность и полезность всего остального, в том числе и справедливости. Область морали, этических знаний является для Сократа самой важной. Он задается вопросом: что такое добродетель? И приходит к выводу, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Сократ связывает нравственность с разумом, что дает основание считать его этику рационалистической. Введение в этику разумного начала имело прогрессивное значение для развития философии. Сократ впервые в истории философии обратился к природе нравственности человека. Он занимался, прежде всего, определением понятий добра, зла, справедливости, любви, т.е. того, что составляет суть души человека. Отсюда – его стремление к познанию человека как общественно значимой личности. Сократ впервые поставил в центр философии проблему человека как морального существа. Тем самым он совершил переворот в предмете философствования. Со времен Сократа предметом философии становятся проблемы человека, его внутреннее содержание, его Я, его мораль. Именно эти проблемы становятся для философии центральными и самыми важными. Сократ считает, что познание – главная цель и способность человека, т.к. в конце процесса познания человек приходит к объективным общезначимым истинам, познанию добра и красоты, блага, человеческого счастья. Как приобрести знание? Сократ разработал определенный метод, названный им диалектикой. Этот метод состоит из двух этапов – иронии и майевтики (рождения мысли, понятия). Ирония состоит в том, что обмен мнениями сначала дает негативный результат, признается: «Я знаю, что ничего не знаю». Однако, обсуждение различных мнений позволяет достичь появления новых мыслей, идей – это и есть этап рождения новой идеи, нового понятия (майевтика). Диалектика как метод познания сохранила свое значение до наших дней. Обмен мнениями, диалог, дискуссия являются важнейшим средством получения нового знания, понимания степени ограниченности своих знаний. Сократ критиковал существовавший демократический строй, религиозные воззрения греков и за религиозное вольномыслие был осужден и приговорен к смерти. От софистов он перенял публичность преподавания, использование спора, дискуссии, беседы для решения какого-либо вопроса, а также значительную долю скептицизма по отношению к существующим знаниям и представлениям. Сократ отвергает проблемы, которыми до него занимались философы (о первоначалах, об их числе, о природе, о возникновении и строении мироздания) как недоступные познанию. Философы, пытавшиеся ответить на эти вопросы запутались в противоречиях. Сократ считал, что философия – это не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Но жизнь Сократ понимает как искусство, а для совершенства в искусстве необходимо его знание, поэтому необходимо вначале решить вопрос о сущности знания. Знание Сократ понимает как усмотрение общего (или единого) для целого ряда вещей или их признаков. Знание, по Сократу, - это понятие о предмете и достигается оно посредством определения понятия. Для выяснения и определения понятий Сократ пользовался методом, который получил название диалектического, или диалектика. По Сократу, диалектическое исследование предмета есть прежде всего определение понятия об этом предмете. Говоря о диалектике Сократа, чаще всего имеют в виду метод изложения мысли в устной форме и рождения новой мысли в ходе беседы, спора. Сократ ставил вопрос перед своим собеседником, а последующие ответы собеседника и самого Сократа обычно содержали критику первоначального определения, ответа, данного собеседником на вопрос Сократа. Дальше шло уточнение или детализация первоначально поставленного вопроса. Ученики Сократа – Ксенофонт и Платон изложили его диалоги в литературной форме. Философия, по Сократу, - это исследование сложного явления нравственной жизни, способное привести к определению понятия об этом явлении, точнее говоря, определению его сущности.
|