Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Методические указания. Идеи русской философии следует рассматривать в контексте всей духовной культуры и в первую очередь в их связи с религиозным мировоззрением и православным




 

Идеи русской философии следует рассматривать в контексте всей духовной культуры и в первую очередь в их связи с религиозным мировоззрением и православным опытом. Нужно отметить, что даже традиционные для мировой философии понятия в трудах русских философов получили своеобразное преломление. Кроме того русской философией были созданы и продуктивно использованы специфические понятия: соборность, всеединство и т.д.

Одним из наиболее показательных направлений русской религиозной философии является софиология. Она опирается на идущую от Соловьева традицию выделения в самом Абсолюте Софии — как второго полюса, непосредственной возможности бытия, первой материи. В мире это тело Богочеловека Иисуса Христа, собирающего в единый богочеловеческий организм все человечество. София в этом смысле является идеаль­ным человечеством, социальным идеалом, определяю­щим цель и направленность исторического процесса как процесса Богочеловеческого.

Для Флоренского София — не метафизическая сущность, логи­чески определяемая, но религиозная реальность, пости­гаемая интуитивно. В самом широком понимании Со­фия — это тварное бытие с точки зрения божественно­го замысла о нем, субстантивированный образ, который реально может быть представлен в виде софийной ие­рархии восхождения к Богочеловеку. В наиболее систе­матической форме София представлена у Булгакова. Булгаков рассматривает Софию как соединяюще-разъединяющее, посредствующее между Богом и миром начало, имеющее ипостасную природу. В обращении к Богу София есть его образ, идея, имя. В отношении к миру — вечная основа мира, горний мир умопостигаемых вечных идей.

Особое внимание при рассмотрении проблем религиозной философии необходимо уделить онтологии С.Л. Франка. Реальность, согласно Франку рационально-сверхрациональна. Она не редуцируется только к опыт­но данному для субъекта ("доступное"), действитель­ности (эмпирической реальности), существующей вне и независимо от сознания. Она также и трансцендентна субъекту ("непостижимое"), целостно и нерасчленя­емо обнаруживаема как внутренний мир человека и его сознание, соединяющие его с основой всего сущего. Это духовная (подлинная) реальность, для себя сущая и в себе самой открывающаяся.

Современный этап развития духовной культу­ры России характеризуется как возрождение национальной философской традиции, которая, будучи выраженной на философском языке конца ХХ в., оказывается чрез­вычайно созвучной переходному характеру националь­ной и мировой истории.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты