КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические указания. Социальная философия это раздел философии, определенным образом описывающий качественное своеобразие обществаСоциальная философия это раздел философии, определенным образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов. Доминантной характеристикой социальной философии как совокупности социально-нормативных учений можно считать установление норм общественной жизни, а не рассмотрение ее в конкретной действительности. На данном занятии рассматривается общество (социальность, социальное) в широком смысле как совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей. Первый вопрос направлен на формирование четких представлений о сущностных чертах человеческого общества, о его качественном отличии от зоологического сообщества (стада, стаи, прайда и т.д.). Вопрос ориентирует на изучение теорий описывающих качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов. Второй вопрос логически развивает и закрепляет знания полученные при изучении первого вопроса, ибо доминантной характеристикой социальной философии как совокупности социально-нормативных учений можно считать установление норм общественной жизни. В этой связи следует помнить, что нравственная норма отличается от зоологических стереотипов поведения апелляцией к идеалу, а рождение идеалов происходит только в духовной форме. Поэтому раскрытие проблемы природы и происхождения социального невозможно без анализа нравственной формы регулирования взаимоотношений в человеческом обществе: ее природы, происхождения и сущности. Третий вопрос также связан с двумя первыми, так как трудовая деятельность качественно отличается от любой формы деятельности животных, являясь деятельностью осознанной, а способность к осознанию того, что происходит имеют только существа, преломляющие энергию инстинктов через цензуру идеала – Я, т.е. личности. Поэтому вопрос ориентирует на философскую дискуссию по поводу происхождения, природы и сущности труда в контексте факторов обусловивших возникновение личности. В этой связи дискутируется вопрос: явилось ли обретение духа следствием труда, или, обретя дух, человек стал трудиться? Только человек-личность делит мир на две части – природу и культуру, ибо сама личность заключает в себе эти две части. В этой связи актуально рассмотреть специфику труда как феномена социального бытия в свете теории культурных ценностей, так как сам труд является ценностью культуры (Г.Риккерт). Подготавливая вопрос необходимо ознакомиться с дискуссиями по поводу сущности производства материальных и духовных между представителями марксизма, позитивизма, экзистенциализма и других философских направлений. Особое внимание следует уделить изучению диалектики производительных сил и производственных отношений, разработанной К.Марксом и Ф.Энгельсом.
|