Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Методические указания. На данном занятии изучается все разнообразие философской мысли в решении вопросов философии истории: как возможна история вообще?




На данном занятии изучается все разнообразие философской мысли в решении вопросов философии истории: как возможна история вообще? От чего и от кого она зависит? Есть ли в ней какой-либо умопостигаемый смысл? Если есть, то откуда он берется, т.е. заключается ли он в самом историческом событии или он – следствие нашей его интерпретации? Имеет ли история направление? Как возможно историческое событие?

Первый вопрос ориентирует на исследование проблемы направленности мирового исторического процесса. Подготавливая вопрос, необходимо ознакомиться с идеями историзма и неоэволюционизма. Рассматривается логика истории и ее смысл, вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, забегание, отставание, отклонение, тупиковые варианты). Христианские образы истории от Августина до Гегеля. Материалистическое понимание истории в современную эпоху (школа анналов, Ф. Бродель, М. Фуко, микрофизика власти).

Во втором вопросе рассматриваются методологические подходы к анализу развития общества. Приступая к изучению вопроса, следует помнить, что только на основании объективных критериев может быть осуществлена типологизация различных обществ. К.Маркс и Ф.Энгельс обнаружили общие, повторяющиеся в экономическом базисе многих стран черты, связанные со способом производства, что и позволило отнести эти страны к единому общественному типу, который К.Маркс назвал общественно-экономической формацией. В этой связи знание формационного подхода немыслимо без анализа экономических базисов пяти конкретно-исторических общественных типов: первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического. Изучение цивилизационного подхода к человеческой истории ориентирует на анализ духовных факторов общественного развития. В центре внимания – культура как живой организм. На занятии рассматриваются: теория локальных культур О.Шпенглера, погибших и пяти современных параллельных цивилизаций А.Тойнби, также историческая концепция К.Ясперса, ключевым понятием которой является "осевое время" и теория культурных ценностей П.Сорокина. Изучая вопрос, следует ознакомиться с определениями понятий "культура" и "цивилизация", с придаваемым им смыслам вышеуказанными философами. Дискутируется проблема линейности и цикличности исторического процесса.

Третий вопрос направлен на изучение философских учений о будущем человечества, о грядущей "глобальной катастрофе" (А.Уоскоу), о необходимости перехода к "новой цивилизации". Дискутируется теория "постиндустреального общества" (Д.Белл, Р.Арон, Б.де Жувенель, А.Тофлер, А.Турен, Р.Дарендорф). Рассматривается принцип независимости в "постиндустриальном обществе" сфер: экономики, политики и культуры (Д.Белл) и теория компьютерной революции (А.Тофлер). Следует также знать пять основных характеристик "постиндустриального общества".


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты