Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


АРТ-ТЕРАПИИ 9 страница




• развитие каналов энергоинформационной связи как между элементами системы психотерапевтических отношений, так и системой — и внешним миром (что связано с поддержанием высокого эмоционального резонанса и взаимного обмена клиента и психотерапевта своими чувствами, мыслями и фантазиями; использованием интерпретаций и вербальной обратной связи; предоставлением клиенту новой информации; «деконструированием» прежних форм репрезентации его опыта и создания новых, а также с его взаимодействием с созданной им художественной продукцией и осознанием ее смысл sV


Глава 4. Арт-терапевтический процесс и его системное описание 85

прогрессивная дифференциация системы психотерапевтических отношений (что связано с постепенным расширением диапазона экспрессивного, в том числе связанного с художественной деятельностью, поведения клиента и форм его интеракции с психотерапевтом; с укреплением личных границ клиента, совершенствованием механизмов его психологической защиты и относительным дистанцированием от психотерапевта; развитием новых потребностей клиента и освоении им новых форм поведения);

поддержание системой динамического равновесия, обеспечивающего ее адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям (что связано с сохранением высокого эмоционального резонанса между клиентом и психотерапевтом; высокой степенью их взаимной открытости для исследования разных аспектов психической феноменологии и поведения клиента; освоением клиентом новых форм поведения и развитием у него новых потребностей);

достижение системой ее целей (что связано с получением определенного психотерапевтического эффекта, выражающегося в качественном изменении состояния, поведения, потребностей и социального функционирования клиента).

В качестве иллюстрации данного этапа арт-терапевтического процесса хоте­лось бы привести еще один короткий, но весьма показательный эпизод из статьи Б. Болл (2000), отражающий поворотный момент в работе арт-терапевта (Энн) с той же самой семилетней девочкой по имени Шейла. Данный эпизод относится к десятой сессии.

Шейла. Я хочу сегодня шить. Я хочу делать стежки.

Она достает из ящика ножницы и нитки. Энн достает фланель разных цветов. Шейла

выбирает розовый цвет. Она поудобнее устраивается на большом белом стуле, так что

колени достают до ее подбородка.

Шейла. Ты можешь мне помочь?

Э н н. Тебе нужно делать так — вверх и вниз, вверх и вниз...

Она показывает Шейле, как нужно делать стежки.

Шейла. Я как бабушка.

Энн. Как бабушка?

Шейла. Обычно у меня не получалось шить, но сейчас получается, потому что ты мне сказала, как это делать — вверх и вниз.

Шейлэ улыбается и поет, игла движется в одном ритме с музыкой.

Шейла (поет). Я — бабушка, бабушка. Вверх и вниз. Вверх и вниз. Вверх и вниз.

Я делаю одеяло. Вверх и вниз. Вверх и вниз. Для кого это одеяло? Шейла. Я делаю одеяло для куколки. Энн (одобрительно), Гм-М-м.

Энн улыбается. Шейла делает большие стежки. Шейла. Одеяло для куколки. Энн. Как куколка себя чувствует?


часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии

Шей л а. Ей холодно. ЕЯ нужно одеяло. Она плачет и плачет. Я должна побыстрее сшит], ей одеяло.

Длинная нитка зацепилась за угол одеяла. ЭнВ встает для того, чтобы посмотреть, что случилось. Она движется без излишней спешки.

Энн. Ничего страшного. Просто сними нитку с угла.

Ее голос звучит очень спокойно и одобрительно. Шейла закапчивает свою работу, пре­вращая в последующем одеяло в подушку.

Вскоре после этого Шейла впервые нарисовала себя и психотерапевта о полный рост; она также смотрелась в зеркало, вступила в диалог со своей работой и стала чаще рас­сказывать арт-терапевту о различных эпизодах своей жизни.

Из описанного видно, что в поведении девочки и ее отношениях с психотера­певтом на данном этапе арт-терапевтического процесса произошли глубокие из­менения. Между девочкой и психотерапевтом установлен эмоциональный резо­нанс, и он проявляется как на вербальном, так и невербальном уровнях. Психоте­рапевт чутко прислушивается к потребностям девочки и в случае необходимости предоставляет ей те материалы, которые требуются. Она также оказывает девочке поддержку, демонстрируя ей, как нужно шить. Шейла с готовностью принимает эту помощь: она не только воспроизводит те движения, которые ей покачала Энн, но и трансформирует ритм этих движений в ритм песни. Таким образом, отноше­ние девочки к психотерапевту на данном этапе характеризуется открытостью и высокой степенью доверия, что принципиально отличается от ее отношения к пси­хотерапевту входе третьей сессии, когда девочка воспринимала Энн как«началь­ницу*, которая не хочет ее слышать.

Обращает на себя внимание изменение характера деятельности девочки: она уже не отреагирует чувства обиды и злости в деструктивном поведении, но, вос­пользовавшись советом Энн, погружается в работу. Ее действия при этом носят структурированный характер, она работает самостоятельно, если не считать того момента, когда нитка зацепилась за край одеяла, что указывает на ее возросшую самостоятельность. По всей видимости, активно воспроизводимый ею в движени­ях и пекии ритм является для нее одним из механизмов психологической защиты.

Чрезвычайно важными и указывающими на формирование у Шейлы нового представления о себе и своих возможностях являются ее слова: «Обычно у меня не получается шить, но сейчас получается...» Столь же значимым является и то, что теперь она способна получать удовольствие от своей деятельности — улыба­ется и поет.

В ходе работы Шейла использует спонтанную ролевую импровизацию: пред­ставляя себя бабушкой, она говорит психотерапевту, что шьет одеяло для кукол­ки, а когда психотерапевт спрашивает ее, как куколка себя чувствует, Шейла гово­рит, что куколке холодно. Таким образом, в своей ролевой импровизации девочка моделирует отношения любви и заботы и, идентифицируя себя с бабушкой, вер-бализирует отрицательные переживания («ей холодно»), что указывает на то, что она уже способна с ними самостоятельно справиться.

Образ одеяла в данном случае можно рассматривать как довольно емкий сим­волический образ, с которым Щейла вступает во взаимодействие, создавая в сво­ем воображении целую сцену.


Глава 4, Арт-терапептический процесс и е/а системное, описание 87

На значимость этой сессии, знаменующей собой поворотный момент в арт-те-рапевтическом процессе, указывают дальнейшие действия и художественные ра­боты Шейлы, на которых она впервые изобразила себя и психотерапевта в полный рост, смотрелась в зеркало и рассказывала психотерапевту о различных событиях своей жизни. Все это указывает на ее возросшую способность к саморефлексии и осмыслению своих чувств и отношений.


Завершающий этап (терминация)


 


Завершающий этап арт-терапии является логическим продолжением тех процес­сов, которые были запущены на предыдущих этапах работы и в конечном итоге приводят к достижению определенных психотерапевтических эффектов. Данный этап можно также рассматривать как период подведения итогов и оценки резуль­татов психотерапии.

Терминация может быть как запланированной, так и вынужденной. Ее срок может специально оговариваться в психотерапевтическом контракте и опреде­ляться продолжительностью курса арт-терапии. В некоторых случаях, в особен­ности если речь идет о долговременной работе с неопределенными временными границами, срок терминации не оговаривается, но определяется по мере того, как специалист и клиент в процессе своей работы решают те или иные задачи. Вынуж­денная терминация может быть связана с различными факторами, такими как пе­реход психотерапевта на новое место работы или его переезд в другой город; его болезнь или смерть; болезнь самого клиента, возникновение у него финансовых затруднений или иных экстремальных ситуаций в его жизни и т. д. В некоторых случаях клиенты преждевременно завершают психотерапию в связи с тем, что проводимая с ними работа или поведение психотерапевта не соответствуют их ожиданиям или из-за возникновения у них сильных эмоциональных реакций на психотерапевта, которые не могут быть удержаны в границах психотерапевтиче­ских отношений.

Существует, таким образом, множество самых разных внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на сроки наступления терминации. Как отме­чают Заро и соавторы (Zaro et el., 1977), «начинающие психотерапевты предпо­лагают, что психотерапевтический процесс завершится довольно гладко в некое идеально подходящее для этого время, когда клиент решит все свои проблемы и научится самостоятельно справляться с новыми возникающими в его жизни труд­ностями. К сожалению, это происходит довольно редко. Завершение психотера­пии представляет собой компромисс между ожиданиями клиента и психотерапев­та и теми ограничениями, которые связаны с недостаточной мотивацией к работе, переживанием психического дискомфорта, стоимостью психотерапевтических услуг и множеством других факторов* (р. 142).

Так или иначе, психотерапевт и клиент должны стремиться к тому, чтобы мо­мент терминации был ими согласован и чтобы арт-терапевтический процесс не прекращался в одностороннем порядке. Очевидно, что преждевременный выход клиента из арт-терапевтического процесса в одностороннем порядке может нане­сти ему вред.


Терминация может сопровождаться оживлением сильных чувств, включая чув­ства утраты, горя, страха, гнева и др., нередко отражающих пережитый клиентом опыт «расставаний», что требует их специальной «проработки». Необходимо так­же учесть, что сопровождающие терминацию сильные переживания характерны не только для клиента, но и для психотерапевта, что диктует необходимость в адек­ватном выражении и анализе им своих переживаний.

Основными задачами психотерапевта на завершающем этапе арт-терапевтиче-ского процесса являются:

создание условий для выражения клиентом своих чувств и потребностей, а также структурирование и организация при этом его поведения и деятельности;

продолжение «диалога» с клиентом, необходимого для его дистанцирования от прошлого опыта, осознания им своих переживаний и оценки результатов арт-терапии;

фокусировка внимания клиента на себе и своих внутренних ресурсах, необходимая для укрепления его личных границ, увеличения межличностной дистанции и укрепления веры в свои силы;

• привлечение внимания клиента к системе его социальных отношений, с тем чтобы подготовить его к встрече с новым» трудностями и использованию новых моделей поведения.

Терминационный этап арт-терапевтического процесса в целом имеет много об­щего с соответствующим этапом любой психотерапевтической работы. Вместе с тем ему присущи некоторые особенности, связанные с тем, что характерные для терминации переживания клиента выражаются им в значительной мере посред­ством изобразительной деятельности. Поскольку эти переживания достаточно сильны, взаимодействие клиента с изобразительными материалами и ранее со­зданной художественной продукцией может приобретать драматический оттенок. Нередки случаи деструктивных проявлений с попытками клиента уничтожить ранее созданные работы. На терминационном этапе подобные проявления могут играть как положительную, так и отрицательную роль. Положительная роль де­структивных проявлений связана с тем, что они могут отражать интернализацию пережитого клиентом в арт-терапевтическом процессе опыта и преодоление им зависимости от внешних (связанных с этим опытом) объектов. Это может также отражать его решительное и окончательное дистанцирование от психотерапевта и психотерапевтического пространства. Как отмечают Пэтрик и Уиншип (Patrick & Winship, 1994), «деструкция изобразительной продукции, в отличие от ее сохра­нения, может отражать интернализацию: клиент способен сохранить свой опыт арт-терапевтической работы и созданные им образы в своих воспоминаниях, и ему нет необходимости "цепляться" за изобразительную продукцию» (р. 22).

Щаверьен (Schaverien, 1992) также рассматривает разрушение клиентом со­зданных им образов как положительное явление, указывающее на то, что клиент смог дистанцироваться от травматичного опыта, благодаря чему образ утрачивает способность оказывать на клиента какое-либо влияние.


Глава 4. Арт-терапевтический процесс и его системное описание 89

Осознание клиентом психологического содержания созданных им образов ве­дет к их «депотенцированию*, благодаря чему у него возникает к ним новое отно­шение: иногда — холодно-равнодушное, иногда — агрессивное. Так или иначе, те­перь клиент является «хозяином* своих чувств и способен контролировать их про­явление.

Деструктивные проявления на завершающем этапе арт-тсрапевтического про­цесса принципиально отличаются от тех деструктивных реакций, которые харак­терны для начала арт-терапии и связаны с «выплескиванием» чувств. В последнем случае попытки клиента уничтожить созданную им работу свидетельствуют о его неспособности удерживать аффекты и принять их в себе. В связи с этим Шавсрь-ен (Schaverien, 1992) пишет: «Когда образ теряет аффективную "заряженность", клиент может решить, что с ним делать. Изображение может быть взято клиентом с собой или оставлено в арт-терапевтическом кабинете. Клиент также может при­нять сознательное решение уничтожить свои работы. Когда он приходит к этому сознательно, согласуя свои действия с психотерапевтом, это может быть важным показателем его готовности завершить психотерапию» (р. 115).

Как бы то ни было, уничтожение клиентом своих работ может вызвать у психо­терапевта сильные переживания, включая чувства гнева, беспомощности, опусто­шенности, сожаления, отчаяния и т. д. Все эти чувства могут многое сказать пси­хотерапевту о состоянии клиента, но требуют дополнительного прояснения моти­вов его деструктивных действий и того, какой смысл клиент в них вкладывает. Давая клиенту возможность выразить связанные с терминацией сильные чувства и определенным образом структурируя их проявление за счет придания деструк­ции ритуального, символического характера, психотерапевт в то же время сохра­няет с клиентом обратную связь. Психотерапевт не должен ни препятствовать от-реагированию клиентом своих чувств подобным образом, ни оставлять его дей­ствия без внимания и обсуждения. Столь же непродуктивным следует признать директивные попытки некоторых психотерапевтов «навязать» клиенту уничтоже­ние некоторых его работ в надежде, что это само по себе поможет ему освободить­ся от травматичного опыта.

Деструктивные проявления на завершающем этапе арт-тераиии отмечаются, конечно же, не всегда. Чаще всего клиенты просто оставляют свои работы психо­терапевту, теряя к ним интерес. Иногда при этом клиент может осознанно или неосознанно делать это в надежде на новую встречу с психотерапевтом или про­должение арт-терапевтической работы. Большинство клиентов, однако, делают это в связи с произошедшей интериориэацией опыта арт-терапевтической работы и по­явлением у них спокойного отношения К своей изобразительной продукции. В не­которых случаях клиенту, может быть, попросту негде бывает ее хранить.

Определенная категория клиентов выражает желание взять некоторые или все работы с собой, что может свидетельствовать о высокой значимости для них того, что произошло с ними в арт-терапевтическом процессе. Когда клиент заби­рает с собой какое-либо из созданных им произведений, оно может выступать для него в качестве «транзитного объекта* (Winnicolt, 1980), и подобно тому как «транзитный объект» помогает ребенку дистанцироваться от матери, так и дан-


Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии

ное произведение помогает ему дистанцироваться от психотерапевта и достичь самодостаточности.

Кроме того, забирая свои работы с собой, клиент может вновь и вновь возвра­щаться к ним с целью анализа, что помогает ему лучше осмыслить опыт арт-тера-певтического процесса и собственные переживания.

Одним из несомненных достоинств арт-терапии является то, что опыт участия клиента в арт-терапевтической работе облекается в создаваемую им изобразитель­ную продукцию, что позволяет проводить ее ретроспективный обзор на заверша­ющем этапе арт-терапевтического процесса и помогает ему интегрировать свои чувства и мысли.

Весьма полезным может быть использование особых «терминационных ритуа-ловй, которые в арт-тераневтической работе могут совершаться посредством изоб­разительной деятельности, драматизации, игр и других форм творческой деятель­ности. Как пишет Т. Глаттхори (2000), «терминационные ритуалы имеют индиви­дуальный характер и, метафорически выражая основные "уроки" психотерапии, утверждают ее положительную роль в жизни клиента* (с. 39). Кроме того, по­скольку при создании и использовании терминационных ритуалов, как правило, применяются визуальные метафоры, они позволяют создать более «безопасные* условия для отреагирования сложных, связанных с завершающим этапом, чувств, затронуть неосознаваемые переживания клиента и дольше сохранить в памяти клиента опыт его участия в психотерапии, обеспечивая более продолжительное сохранение достигнутых эффектов. Совместное же планирование терминацион-ного этапа клиентом и психотерапевтом, создание ими ритуалов терминации дают клиенту ощущение большего контроля над своими переживаниями и собственных возможностей и способствует осознанию дальнейших перспектив (Kramer, 1990).

В глазах некоторых клиентов их работы могут иметь определенную эстетиче­скую привлекательность. Другие же берут работы с собой, опасаясь, что их могут уничтожить, выбросить или использовать против них. В большинстве случаев по­добные опасения можно предупредить или снять, подчеркивая полную конфиден­циальность арт-терапевтической работы при заключении психотерапевтического контракта и сообщая клиенту, как его изобразительная продукция будет исполь­зоваться в дальнейшем. Во избежание нежелательных последствий для клиента, связанных с ненадлежащим хранением и использованием его изобразительной продукции или ее уничтожением, правила обращения с ней специально оговари­ваются в этических кодексах арт-терапевтов. Так, пункт 2.4 Этического кодекса Британской ассоциации арт-терапевтов (ВААТ, 1994) гласит: «На всей создавае­мой клиентом в ходе арт-терапевтических сессий избразителыгой продукции дол­жны указываться его фамилия, имя и дата. В ходе арт-терапии эта продукция дол­жна храниться в надлежащем месте. В тех случаях, когда срок лечения продолжи­телен и в связи с хранением изобразительной продукции возникают определенные проблемы, их необходимо решать вместе с клиентом. В большинстве случаев, од­нако, изобразительная продукция и описания хода сессий должны сохраняться арт-терапевт ом в течение трех лет после завершения арт-терапевтического процес­са». Кроме того, если по истечении трех лет после завершения арт-терапевтиче-


Глава 4. Арт-терапевтический процесс и е/о системное описание 91

ской работы у психотерапевта появляется потребность использовать изобразитель­ную продукцию клиента для экспонирования, публикаций или научных исследо­ваний, он должен сохранять анонимность работ и не ущемлять при этом интере­сов клиентам (пункт 1.9).

Используя системные понятия, можно заключить, что на завершающем этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее:

дальнейшее развитие каналов энергоинформационной связи как между элементами системы психотерапевтических отношений, так и системой и внешним миром, с последующим разрушением (или значительным ослаблением) каналов энергоинформационной связи, связывающих клиента и психотерапевта (что обусловлено поддержанием высокого эмоционального резонанса и взаимным обменом клиента и психотерапевта чувствами, мыслями, потребностями и фантазиями; использованием интерпретаций и вербальной обратной связи; получением клиентом всей новой информации; «деконструированием* прежних форм репрезентации его опыта и созданием новых; его взаимодействием с созданной им изобразительной продукцией и осознанием ее смысла и, наконец, с прекращением клиентом внешних отношений с психотерапевтом и их интериоризацией, благодаря чему психотерапевт превращается в один из элементов «внутрипсихического пространствам клиента — инструмент его психологического дискурса с самим собой);

прогрессивная дифференциация системы психотерапевтических отношений, продолжающаяся до момента разрушения ее внешних границ, выхода ее элементов в окружающее культурное и социальное пространство и утраты системой ее прежних структурно-функциональных свойств (что связано с укреплением личных границ клиента, совершенствованием механизмов его психологической защиты и растущим дистанцированием от психотерапевта; развитием у него новых потребностей и форм поведения, а также интериоризацией им опыта арт-терапевтической работы);

поддержание системой динамического равновесия, обеспечивающего ее адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям и последующим переживанием состояния «кризиса» и утратой равновесия (что связано с сохранением высокого эмоционального резонанса между клиентом и психотерапевтом, высокой степенью их взаимной открытости для исследования различных аспектов психической феноменологии и поведения клиента, освоением им новых форм поведения и развитием новых потребностей с последующей утратой клиентом и психотерапевтом цели и смысла дальнейшей арт-терапевтической работы);

достижение системой ее целей (что связано с получением определенного психотерапевтического эффекта, выражающегося в качественном изменении состояния, поведения, потребностей и социального функционирования клиента).


92 Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии

Заключение

Арт-терапевтический процесс представляет собой ряд закономерно сменяющих друг друга стадий, каждая из которых отражает динамику художественной экспрессии и психотерапевтических отношений.

Описание и изучение арт-терапевтического процесса требуют использования различных теоретических моделей, позволяющих отразить самые различные его аспекты, а также сохранение высокой степени открытости исследователя для того, чтобы учесть не только то, что происходит в самом «психотерапевтическом пространстве*-, но и за его пределами, и так или иначе влияет на динамику арт-терапевтического процесса.

Использование эклектического и системного подходов к описанию арт-терапевтического процесса, дополняемых стратегией постмодернистского «деконструирования», открывает новые возможности для изучения комплекса самых разнообразных феноменов, проявляющихся на разных его этапах.



Обязанности священников в день искупления И возьмет дцух козлов, и поставит пред лицем Господ­ним... и бросит Аарон о обоих козлах Жребий: один жребий для Господа, я другой жребий для отпущения. И приведет Аарон коала, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живым пред Господом, чтобы совершить над ним очи-цение if отослать его в пустыню дли отпущения...

(Лечит 16:7-10)

Описанные в предыдущих главах факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии и стадии арт-терапевтического процесса относились главным образом к индивидуальной арт-терапии. В этой части книги нам предстоит рассмотреть раз­личные формы групповой арт-терапии и связанные с ней факторы психотерапев­тического воздействия. Кроме того, особое внимание будет уделено динамике групповой арт-тераневтической работы.

Разнообразие форм групповой арт-терапии и их продолжающееся развитие тре­буют, с одной стороны, их методологического обоснования и, с другой стороны, всестороннего исследования процесса групповой арт-терапии и различных связан­ных с ним внутриличностных, межличностных и обшегрупповых феноменов. Эво­люция методов групповой арт-терапии связана с их проникновением в различные области их практического применения и созданием таких ее форм, которые в наи­большей степени отвечали бы особенностям тех или иных групп клиентов, усло­виям и задачам работы и являлись бы наиболее эффективными. Все это тесно свя­зано с продолжающимся интенсивным развитием теории и практики групповой вербальной психотерапии и стремлением арт-терапевтов активнее использовать ее достижения. Несмотря на появившиеся в последние годы многочисленные публика­ции, посвященные описанию различных форм групповой арт-терапии (Adamson, 1984; Case &. Dalley, 1992; McNeilly, 1987; Skaife, 1990; Waller, 1991,1993; MacNiff, 1995; Malciriodi, 1995), эти работы в целом достаточно противоречивы: одни авто­ры, такие, например, как Адамсон (Adamson, 1984), Лидьят (Lydiatt, 1971), Мак-лаган (MacLagan, 1985), ставят во главу угла создание образов и интимный харак­тер творчества, почти полностью игнорируя нри этом групповую динамику. Дру­гие, напротив, подчеркивают важность группового взаимодействия и феноменов переноса (McNeilly, 1987; Skaife, 1990; Waller, 1991,1993) и нивелируют значение художественной продукции (Liebmann, 1987; Silverstone, 1997). Имеется весьма ограниченное количество работ, посвященных подробному феноменологическому описанию процесса групповой арт-терапии, и, даже когда авторы все же описыва­ют этот процесс, они обращают преимущественное внимание лишь на те феноме-


Часть II. Групповая арт-терапия 95

ны, которые в наибольшей степени согласуются с их системой взглядов, С учетом всего этого можно заключить, что на сегодняшний день имеется большая потреб­ность в использовании таких моделей исследования групповой арт-терапевтиче-ской работы, которые учитывали бы:

многообразие действующих в ней факторов психотерапевтической) воздействия;

комплексный характер проявляющихся в ходе групповой арт-тералевтической работы феноменов внутриличностного, межличностного и общегруппового уровня;

институциональные и иные контекстуальные факторы;

не вписывающиеся в рамки существующей теории феномены.

Как было нами показано в предыдущих главах книги, все это имеет большое значение и для развития индивидуальной арт-терапии, поэтому можно говорить о необходимости использования новых моделей исследования и форм описания про­цесса как индивидуальной, так и групповой арт-терапии. Автор книги считает наиболее перспективным использование с этой целью эклектического и системного

подходов.

При написании данной части книги автор стремился решить следующие основные задачи:

дать краткую характеристику основным формам групповой арт-терапии;

охарактеризовать основные факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии;

использовать новые модели комплексного описания процессов групповой арт-терапии.


Глава 5

Формы групповой арт-терапии

 

 

Различные формы групповой арт-терапии широко используются в настоящее вре­мя, что связано с их «экономичностью», возможностью проведения работы со зна­чительно более широким, чем в индивидуальной арт-терапии, кругом клиентов, а также наличием целого ряда дополнительных, действующих лишь в условиях группы механизмов лечебно-коррекционных воздействий. М. Либманн (Liebmann, 1987), например, подчеркивает следующие достоинства групповой арт-терапии:

она развивает ценные социальные навыки;

учит взаимной поддержке и совместному решению общих проблем;

дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;

позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, а также наблюдать, как изменение собственного поведения влияет на окружающих;

повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;

развивает навыки принятия решений.

Основные отличия групповой арт-терапии от индивидуальной заключаются в том, что она:

• предполагает особую, «демократичную» атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы, а также их меньшей зависимости от психотерапевта;


Глава 5. Формы вдлшмм) арт-терапии 97

в большинстве случаев требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым нормам;

характеризуется, с одной стороны, наличием периодов погружения членов группы в свой внутренний мир, связанный с их индивидуальной изобрази­тельной работой и, с другой стороны, периодов их тесного взаимодействия друг с другом.

Все вышеперечисленные достоинства групповой арт-терапии свойственны так­же большинству форм вербальной групповой психотерапии. Основные же раз­личия между групповой арт-терапией и вербальной групповой психотерапией за­ключаются в том, что первая предполагает не только взаимодействие с другими участниками группы, но и самостоятельную изобразительную работу, а также ис­пользование иных, отсутствующих в групповой вербальной психотерапии спосо­бов коммуникации и форм экспрессивного поведения. Групповая арт-терапия по­зволяет, с одной стороны, учитывать потребности членов группы к слиянию с ней и сохранению групповой идентичности и, с другой стороны, удовлетворить их по­требность в независимости. Групповая арт-терапия предполагает как прямое, так и опосредованное художественной экспрессией и изобразительной продукцией взаимодействие между членами группы, что делает ее чрезвычайно богатой по сво­им возможностям. Она опирается на использование как методов и теории группо­вой вербальной психотерапии, так и тех представлений и приемов работы, кото­рые характерны для индивидуальной арт-терапии. Вместе с тем процессы и психо­терапевтическое воздействие групповой арт-терапии отличаются как от групповой вербальной психотерапии, так и индивидуальной арт-терапии.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты