КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблемы и исторические формы позитивистской философии
Ключевые слова: метафизика, спекулятивный, позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, закон трех стадий, верификация, фальсификация, конвенционализм, революция в науке, парадигма, философия науки (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).
Вопросы: 1.Критика классической философии и программа преодоления метафизики в философии позитивизма. Основные исторические формы позитивизма. 2.«Позитивная философия» О. Конта. 3.Эволюция неопозитивизма: от «психологизма» эмпириокритиков к аналитической философии. 4.Постпозитивизм и философия науки.
Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо: 1.В первом вопросе – пояснить сложившуюся в познании (после И. Канта) ситуацию, раскрыть смысл и содержание так называемой «позитивной» программы выхода из гносеологического кризиса и указать основные исторические этапы развития позитивизма. 2.Во втором вопросе – изложить основные идеи «Позитивной философии» О.Конта, основателя классического позитивизма и автора «закона трех стадий». Необходимо также прояснить точку зрения О. Конта в вопросе о соотношении науки и философии. 3.В третьем вопросе – раскрыть причины кризиса теоретико-методологических оснований самого позитивизма и проследить эволюцию его представлений о принципах научного познания от эмпириокритицизма к неопозитивизму (теория элементов, верификация, фальсификация, конвенционализм). 4.В четвертом вопросе, опираясь на приведенные источники, Вам необходимо дать общее заключение о несостоятельности претензии позитивизма заменить наукой философию, а также о его логическом завершении в постпозитивизме и философии науки.
Первоисточники для анализа:
1. Конт, О. Дух позитивной философии / О. Конт // Антология мировой философии : в 4 т. – Т. 3. – М., 1971. – С. 550–551. «Рассматриваемое сначала в его более старом и более общем смысле слово «положительное» означает реальное в противоположность химерическому: в этом отношении оно вполне соответствует новому философскому мышлению, характеризуемому тем, что оно постоянно посвящает себя исследованиям, истинно доступным нашему уму, и неизменно исключает непроницаемые тайны, которыми он преимущественно занимался в период своего младенчества. Во втором смысле, чрезвычайно близком предыдущему, но, однако, от него отличном, это основное выражение указывает контраст между полезным и негодным: в этом случае оно напоминает в философии о необходимом назначении всех наших здоровых умозрений – беспрерывно улучшать условия нашего действительного индивидуального или коллективного существования вместо напрасного удовлетворения бесплодного любопытства. В своем третьем обычном значении это удачное выражение часто употребляется для определения противоположности между достоверным и сомнительным: оно указывает, таким образом, характерную способность этой философии самопроизвольно создавать между индивидуумом и духовной общностью целого рода логическую гармонию взамен тех бесконечных сомнений и нескончаемых споров, которые должен был порождать прежний образ мышления. Четвертое обыкновенное значение, очень часто смешиваемое с предыдущим, состоит в противопоставлении точного смутному. Этот смысл напоминает постоянную тенденцию истинного философского мышления добиваться всюду степени точности, совместимой с природой явлений и соответствующей нашим истинным потребностям; между тем как старый философский метод неизбежно приводит к сбивчивым мнениям, признавая необходимую дисциплину только в силу постоянного давления, производимого на него сверхъестественным авторитетом. Наконец, нужно отметить особо пятое применение, менее употребительное, чем другие, хотя столь же всеобщее – когда слово «положительное» употребляется, как противоположное отрицательному. В этом случае оно указывает одно из наиболее важных свойств истинной новой философии, представляя ее как назначенную по своей природе преимущественно не разрушать, но организовывать».
2. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн // Философские работы : в 2 ч. – М., 1994. – Ч. 1. – С.24. «4.111. Философия не является одной из наук. (Слово «философия» должно обозначать нечто, стоящее под или над, но не рядом с науками.) 4.112. Цель философии — логическое прояснение мыслей. Философия не учение, а деятельность. Философская работа, по существу, состоит из разъяснений. Результат философии не «философские предложения», а достигнутая ясность предложений. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми».
3. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – Благовещенск, 1998. – С. 8, 28–29, 37–38. «…Проведя один год в обществе, состоявшем главным образом из специалистов в области социальных наук, я неожиданно столкнулся с проблемой различия между их сообществом и сообществом ученых-естественников, среди которых обучался я сам. Попытки найти источник этого различия привели меня к осознанию роли в научном исследовании того, что я впоследствии стал называть «парадигмами». Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений. … Вводя этот термин, я имел в виду, что некоторые общепринятые примеры фактической практики научных исследований – примеры, которые включают закон, теорию, их практическое применение и необходимое оборудование, – все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования. Изучение парадигм … является тем, что главным образом и подготавливает студента к членству в том или ином научном сообществе. Ученые, научная деятельность которых строится на основе одинаковых парадигм, опираются на одни и те же правила и стандарты научной практики. Эта общность установок и видимая согласованность, которую они обеспечивают, представляют собой предпосылки для нормальной науки, то есть генезиса и преемственности в традиции того или иного направления исследования. …Общепризнанная парадигма является основной единицей измерения для всех изучающих процесс развития науки. Формирование парадигмы и появление на ее основе более эзотерического типа исследования является признаком зрелости развития любой научной дисциплины. …. Принимаемая в качестве парадигмы теория должна казаться лучшей, чем конкурирующие с ней другие теории, но она вовсе не обязана объяснять все факты, которые могут встретиться на ее пути. … Благодаря этой теории можно было заранее предположить, какие эксперименты стоит проводить и какие эксперименты не могли иметь существенного значения…».
|