КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приемы, сходные с определением понятийВсем понятиям определение дать невозможно (к тому же этом нет необходимости), поэтому в науке и в процессе обучения используются другие способы введения понятий – приёмы,сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера и др. Описание состоит в перечислении внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов. Описание дает чувственно-наглядный образ предмета, который человек может составить с помощью творческого или воспроизводящего представления. Описание включает как существенные, так и несущественные признаки. Приведем возможное описан картины Рафаэля Санти “Сикстинская мадонна”: “Мадонна с сыном на руках, легко ступая по облакам, несет его людям. В ее лице-предвидение неизбежной гибели сына и в то же время готовность принести его в жертву во имя блага человечества. Взгляд младенца не по-детски серьезен. Сикстинская мадонна - олицетворение тревоги и скорби. Ее образ обладает большой нравственной силой”. Описания широко применяются в различных жанрах художественной литературы (например, описание Л. Н. Толстым внешности Анны Карениной, описание Н. В. Гоголем внешнего облика Плюшкина, Собакевича и других литературных героев, описание Стефаном Цвейгом облика Оноре Бальзака, облика его отца и других людей, описание пейзажей, деревьев, птиц и т. д.), в исторической литературе (описание Куликовской битвы, описание обликов военачальников, монархов и других личностей); в специальной технической литературе приводятся описания внешнего вида машин, в том числе ЭВМ, описания конструкций различных предметов (например, замков, электрохолодильников, электронагревательных приборов и др.). Часто даются описания растений, животных, полезных ископаемых. При розыске преступников дается описание их внешности, и в первую очередь особых примет, чтобы люди могли их опознать и сообщить об их месте нахождения. Характеристика дает перечисление лишь некоторых внутренних существенных свойств человека, явления, предмета, а не описание его внешнего вида. Иногда она дается путем указания одного признака. К. Маркс называл Аристотеля “величайшим мыслителем древности”, а Луначарский характеризовал Клима Самгина (героя романа М. Горького) как “микроскопическую индивидуальность на больших каблуках самомнения”. К. Д. Ушинский писал: “Леность - это отвращение человека от усилий”. В книге рекордов Гиннеса (1988 г.) даны такие характеристики: “Сергей Бубка (СССР). Первый прыгун с шестом, преодолевший шестиметровый рубеж”; “Сэр Эдмунд Хиллари (Новая Зеландия). Его выдающееся достижение заключается в том, что он первым покорил Эверест”; “Самая дорогая картина “Подсолнухи”, одна из серии 7 картин Винсента ван Гога, была продана на аукционе Кристи 30 марта 1987 г. в Лондоне за 22 500 000 ф. ст.”'. Характеристика литературных героев дается путем перечисления их деловых качеств, моральных, общественно-политических взглядов, а также соответствующих действий, черт характера и темперамента, целей, которые они ставят перед собой. Характеристика этих персонажей позволяет четко, метко подметить типичные черты того или иного собирательного образа. Велика роль труда в жизни человека. Необходимый для существования человеческого общества, он не менее важен для становления самой личности, ибо формирует такие качества как самостоятельность, инициативность, деловитость, твердость характера. Известный русский педагог К. Д. Ушинский дал труду такую характеристику: “Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного незаметного самоуничтожения, п которой человек быстро спускается до детских прихотей ил” скотских наслаждений. На той и на другой - дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд - личный, свободный труд - и есть жизнь”'. Часто применяется сочетание описания и характеристики. Оно используется при изучении химии, биологии, географии, истории и других наук. Например: “Нефть – маслянистая жидкость, легче воды, темного цвета, с резким запахом. Главное свойство нефти - горючесть. При сгорании нефть дает больше тепла, чем каменный уголь. Нефть залегает глубоко в земле”. Этот прием часто используется и в художественной литературе. Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение через род и видовое отличие. Объяснение понятия “животный мир пустыни” происходит путем перечисления видов ее обитателей: верблюд, антилопа-джейран, черепаха, ящерица варан, кулан и др. Понятие “полезное ископаемое” объясняется перечислением видов (примеров): нефть, каменный уголь, металлы и др. Разъяснение посредством примера используется и в средней школе, и в начальной. В учебнике “Природоведение” для 2 класса этот прием использован так: “Солнце, небо, облака, земля, камни, дождь, снег - это неживая природа. Растения, животные, человек - это живая природа. Помни, что животные - это и птицы, и звери, и насекомые, и рыбы, и ящерицы, и змеи, и черепахи, и лягушки, и черви”'. Вместо определения понятий “неживая природа”, “живая природа” и “животное” использован прием разъяснения путем примера. Разновидностью этого приема являются остенсивные определения, к которым часто прибегают при обучении иностранному языку, когда называют и показывают предмет (или картинку с его изображением). Так же иногда поступают при разъяснении непонятных слов родного языка. Другим приемом, заменяющим определение понятий, является сравнение — установление сходства сопоставляемых предметов. “Река - это поистине вечно длящийся карнавал, и всякий месяц она может похвалиться новыми красками” (Р. Эмерсон). “Якорь уже вышел из воды, он висит на цепи, как огромный морской краб” (Т. Тэсс). К сравнению прибегают как на уровне научного познания, так и на уровне художественного отображения действительности. В. А. Сухомлинский использовал сравнение мозга ребенка с цветком розы: “Мы, учителя, имеем дело с самым нежным, самым тонким, самым чутким, что есть в природе, - с мозгом ребенка. Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны для того, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю. Вот такая же осторожность нужна и нам каждую минуту: ведь мы прикасаемся к тончайшему и нежнейшему в природе - к мыслящей материи растущего организма'”. В науке сравнение позволяет выяснить сходства и различия сопоставляемых предметов. В учебнике по биологии приводятся такие сравнения: “Тело медузы студенистое, похожее на зонтик”, “Почки - небольшие парные органы, имеющие форму бобов”; “Цветок гороха напоминает сидящего мотылька”; “Завязи пестиков шиповника скрыты в разросшемся цветоложе, похожем на бокал”. Во всех приведенных сравнениях общим признаком (основанием сравнения) является форма. Сравнение на уровне художественного отображения действительности позволяет подметить общее, сходное в двух предметах и в яркой форме, образно выразить это сходство. М. Горький использует такое сравнение: “Грубость - такое же уродство, как горб”. Художественные сравнения часто включают в свой состав слова: “как”, “как будто”, “словно” и др. Приведем три сравнения людей с животными, которыми пользуется Агата Кристи при характеристике героев в детективном романе “Десять негритят”: “Филипп... двигался легко и бесшумно, как ягуар. И вообще во всем его облике было что-то от ягуара. Красивого хищника - вот кого он напоминал”; “Судья... обвёл глазами собравшихся и, вытянув шею, как разъяренная черепаха, сказал: “Я думаю, настало время нам поделиться друг с другом своими сведениями”; “Прикрытые складчатыми, как у ящера, веками глаза остановились на его лице”. В. Набоков в рассказе “Весна в Фиальте” использует такиеинтересные сравнения: “...Елки молча торговали своими голубоватыми пирогами”; “...Кто-то, спасаясь, падая, хрустя, хохоча с запышкой, влез на сугроб, побежал, охнул сугроб, произвел ампутацию валенка”; “...Точно женская любовь была родниковой водой, содержащей целебные соли, которой она из своего ковшика охотно поила всякого, только напомни”. Артур Конан Доил в одном предложении использует сразу три приема, заменяющие определение (приводит описание, характеристику и ряд сравнений): “Стоит мне и теперь закрыть глаза, Мари встает передо мной: щеки смуглые, как лепестки мускатной розы; взгляд карих глаз нежен и в то же время смел; волосы черные, как смоль, будят волнение в крови и в стихи просятся; а фигурка -точно молодая березка на ветру”. Различение - установление отличия данного предмета от сходных с ним предметов: “Быть моряком - это не только профессия. Это страсть, призвание, это клятва в верности морю”. “Человек бесхарактерный - это не человек, а неодушевленный предмет” (Н. С. де Шамфор).
|