Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ЖЕСТКИЕ ДЕКОРАЦИИ 3 страница




Тетивой рабочей лестницы служат две доски, толщиной 3— 4 см и шириной 14—18 см. Концы каждой доски обрезаются, как показано на рис. 86.

Ступени врезаются в тетиву на 1 —1,5 см и подкрепляются снизу накладными брусочками. К большим лестницам на рас-шпильных петлях прикрепляется дополнительная опорная рамка. Присоединение лестниц к станку производится стальными крюками, для чего в щите станка прорезаются соответствующие пазы, усиленные металлической накладкой. Способ крепления крюка к тетиве должен гарантировать абсолютную надежность. Поскольку гвоздевое или винтовое крепление в торец доски, вдоль волокон, очень слабо, к вертикальной части крюка приваривается металлическая скоба с отверстиями под болт. Такую же скобу полезно ставить и на продольную часть крюков. Особое внимание уделяется прочности верхнего бруска станковой рамки, испытывающего как вертикальные нагрузки, так и усилия, направленные на отрыв его от рамы. В целях безопасности нижний конец лестницы должен иметь прочный упор, прикрепленный к планшету сцены и препятствующий ее сдвигу.

Поручни изготавливаются из гладкостроганных брусков обычного сечения и вставляются вертикальными концами


 

¶Рис. 86. Накидные лестницы:

а — лестницы с врезными ступенями; б — тетива (детали); в —

лестница с набивными ступенями;

1 - тетива; 2 — перила; 3 — паз; 4 — накладной брусок; 5 —

крюк; 5 —ступень; 7—карман; 8 —доска; 9 — паз в настиле

станка; 10 — станок


¶в карманы, установленные на тетиве. Нижний брусок, прибитый с внутренней стороны перил внакладку, ложится на тетиву и служит опорой всего поручня. Перильные ограждения ставятся с обеих сторон лестницы и должны иметь высоту не менее 90 см. Для лестниц высотой менее 1,2 м ограждения не обязательны.

Накидные игровые лестницы отличаются от рабочих тем, что на более узкую тетиву набиваются треугольные отрезки досок. На их верхние плоскости накладываются доски ступеней, а подступенки зашиваются фанерой. Верхние и нижние концы лестницы раскрепляются дополнительными брусками. В отличие от рабочих, верхняя ступень этих лестниц всегда находится на уровне настила станка.

Тетивы полувинтовых накидных лестниц делаются из фанеры и труб. Фанерные тетивы выклеиваются по жесткому шаблону, повторяющему внутренний и внешний радиус закругления. Шаблон изготавливается на деревянном каркасе с фанерной обшивкой. На внешней поверхности шаблона отмечаются верхняя и нижняя кромки тетивы, и по ним, слой за слоем, накладываются фанерные полосы. Первая полоса слегка прибивается гвоздями, а последующие склеиваются между собой. Толщина тетивы должна быть не менее 3 см. Ступени крепятся обычным порядком к установочным брускам или стальным уголкам. Для большей прочности тетива в нескольких местах скрепляется стальными прутьями с винтовой нарезкой.

Лестница с тетивами, сваренными из тонкостенных стальных труб, гораздо легче и изящней деревянной. Для большинства таких лестниц достаточно плоской в сечении трубчатой рамы с диаметром труб 20—35 мм (рис. 87). Тетива крупных лестниц или лестниц с одной центральной тетивой может иметь


Рис. 87. Полувинтовая лестница:

1 — тетива из труб; 2 —стальной прух; 3 —ступень; 4 —

уголок

¶118

¶коробчатое сечение. Для уменьшения опрокидывающего момента внешняя тетива подпирается одной или двумя стойками из газовых труб с опорным фланцем.

Накидные лестницы сравнительно легки, удобны в монтировке, но имеют ограниченный размер по ширине (не более 90—100 см). Введение третьей тетивы нецелесообразно, так как при этом резко возрастает вес конструкции. Соединение двух параллельных лестниц также не даст удовлетворительного результата из-за стыковой щели между ними, которую невозможно скрыть.

Накладные лестницы не имеют габаритных ограничений. Они могут иметь любую ширину и любое количество ступеней. Эти лестницы собираются из двух основных элементов — ступеней и опорного пандусного станка (рис. 88). Ступени строятся по принципу игровых накидных лестниц, но с тетивой гораздо меньшего сечения (примерно 3X7 см), так как она всей плоскостью опирается на наклонные рамы пандуса. Для закрепления лестницы к станковым рамкам и к внутренним сторонам тетивы прибиваются вертикальные бруски-фиксаторы. Бруски тетивы упираются в фиксаторы пандуса, препятствуя смещению лестницы относительно опорного станка.

Деление накладной лестницы на отдельные части производится вдоль ступеней, отчего соединительные стыки совершенно незаметны. В зависимости от ширины марша отдельные секции могут иметь четыре, три и даже две ступени.

Винтовые лестницы имеют более сложную конструкцию. Основу винтовой лестницы составляет вертикальный столб, укрепленный на прочном основании. Столб делается из цельного кругляка диаметром 12—15 см. По высоте ступеней в нем выдалбливаются гнезда для консольных брусьев и щели для


Рис. 88. Накладная лестница:

1 — станок; 2 — фиксаторы ; 3 — фанера;

4 — доска

¶115

¶закрепления фанерных подступенек. На консольные бруски крепятся ступени, вырезанные из десятимиллиметровой фанеры. По внешнему краю лестницы ступени соединяются спиральной тетивой, выклеенной из нескольких фанерных полос. Тетива подкрепляется стойками, идущими от основания. Ограждения свариваются из тонкостенных труб по секциям и крепятся к ступеням и тетиве на петлях, болтах или вставляются в гнезда-отрезки труб с плоским фланцем.

В металлической лестнице деревянный столб заменяется газовой трубой диаметром 40—50 мм. Каркас ступеней сваривается из тонкостенных труб по три-четыре ступени. Отдельные секции ступеней нанизываются на центральную трубу. -Скрепление секций производится только по внешней стороне.

Перила и балюстрады

Различного рода перила и балюстрады, применяемые на сцене, являются декоративными деталями оформления и одновременно защитной оградительной техникой. Тумбы глухих парапетов и балюстрад собираются на реечном каркасе с обшивкой из фанеры (рис. 89). Плинтусы и верхние пояса имитируются брусками, а в случае большого объема — тонкими рейками и фанерой. Рамы для парапетов и балюстрад изготавливаются по принципу декорационной стенки. Плоские балясины выпиливаются из досок или фанеры и крепятся внутри рамы установочными брусками. Для балясин полного объема нижнее основание и перила сколачиваются из досок (рис. 89б). Верхняя часть перил зашивается фанерой. Крепление балясин производится при помощи прямоугольных штырей, входящих в гнезда основания и перил. Объемные балясины вытачиваются из дерева или плотного пенопласта, изготавливаются способом папье-маше или формируются из термопластических пленок.

Ажурные «металлические» решетки делаются из тонкостенных стальных труб, толстой проволоки, фанеры. Плоские тонкие


Рис. 89. Парапет и балюстрада:

а — общий вид; б — крепление балясин

¶120

¶орнаменты выгибаются из параллельно идущих проволок, пространство между ними заклеивается тканью.

Крепление различных ограждений должно обеспечивать прочное соединение их со станком или лестницей. Шатающиеся перила не только оставляют неприятное впечатление от декораций, но и отрицательно действуют на самочувствие актеров. Там, где возможно, ограждения выполняются заодно с облицовкой. Этот способ обеспечивает самое надежное крепление. Съемные перила закрепляются в гнездах станка, для чего на одной из рамок устанавливается деревянный карман либо металлический стакан из трубы расшпильными петлями, откосами и болтами (рис. 90). Болтовое крепление наиболее жесткое,


 

¶Рис. 90. Крепление перил и ограждений: а — штыревое; б — откосом; в — болтовое;

1 — карман; 2 —штырь; 3 — откос; 4 — болт; 5 —лапка откоса; 6 — планка; 7 — барашек; 8 —нижний брусок перил; 9 — болт с планкой; 10 — накладка

Рис. 91. Лестничные перила

¶придающее большую устойчивость парапетным тумбам, столбикам и пр. Для удобства к головке болта приваривается стальная прямоугольная планка, а в щите и прикрепляемой детали прорезаются по размерам планки сквозные пазы. Болт с планкой пропускается через эти пазы, поворачивается на 90° и после этого закрепляется барашком.

Лестничные перила лучше всего прикреплять к внешней облицовке. Облицовка собирается из широких брусков или узких досок, положенных плашмя (рис. 91). Штыри балясин вставляются в квадратные гнезда верхней части облицовки и закрепляются на гвоздях и клее. Внешняя сторона облицовки обшивается фанерой. Металлические ограждения свариваются из тонкостенных труб и должны иметь обязательную нижнюю связь. В качестве связи применяют прямую трубу или стальную полоску, выгнутую по форме ступеней. Монтировка съемных ограждений осуществляется обычными способами — штырями, петлями и болтами.

Независимо от вида и конструкции высота перил, ограждений и балюстрад не может быть меньше 85 см.

Сценические фурки

Широкое применение подвижных площадок в монтировочном решении спектакля объясняется их портативностью, мобильностью и простотой конструкции. Форма временных площадок, их количество, характер движения определяются художественным и монтировочным замыслом постановки.

Строя спектакль на движении накладных площадок, постановщики сталкиваются с целым комплексом технических и художественных проблем. Здесь все имеет значение — способ привода, уровень шумов, возникающих при движении, плавность хода, скорость, возможность ее изменения и многое другое. Траектория движения зачастую определяет необходимость в жестких направляющих дорогах, особенно в тех случаях, когда фурка проходит в непосредственной близости от неподвижных конструкций сцены и точность ее остановки в заданном месте имеет принципиальное значение. Применение направляющих дорог влечет за собой ряд проблем, разрешить полностью которые удается далеко не всегда. Деревянные и металлические дороги настилаются поверх планшета сцены, что нелегко оправдать эстетически и небезопасно для работников сцены. То же относится и к тросовым системам привода.

Конструкция фурки, необходимость в направляющих и система привода определяются характером движения площадок. Сценические фурки разделяются на три вида: прямолинейного, криволинейного и вращательного (кругового) движения.

Фурки прямого и кругового хода совершают в принципе возвратно-поступательное движение, поэтому их катки жестко ориентируются в направлении движения. Площадки, двигающиеся по произвольным направлениям, снабжаются специальными

¶В состоянии покоя ролики поворотной фурки находятся в разных положениях. Поэтому, для того чтобы придать фурке начальную скорость, нужно приложить значительные усилия для разворота роликов по ходу движения. Площадку на поворотных роликах довольно трудно сразу, без поправок, выкатить на установленную марку: под влиянием неточно направленных усилий она меняет направление движения. Вот почему в большинстве случаев фурки этого типа используют для перемещения декораций перед началом спектакля или в антракте.

Система привода выбирается, исходя из условий работы. Если передвижение происходит за закрытым занавесом или установленная декорация позволяет скрыть человека, то площадку просто выкатывают на сцену вручную. Если же фурка представляет собой открытую площадку и движется при полном освещении на глазах у зрительного зала, то монтируется либо ручная лебедка, либо электрический толкатель.

Ручной или электромеханический привод, находящийся за кулисами, связывается с площадкой двумя тросовыми нитками. Один трос прикрепляется к переднему концу фурки, пропускается через блок, установленный на планшете, и отводится к барабану лебедки. Второй конец троса от фурки прямо идет на барабан (рис. 96)- Подводка обоих тросов к барабану производится в разных направлениях. При вращении один трос наматывается, а другой разматывается с барабана. Величина хода определяется расстоянием между фуркой и планшетным блоком. Тяговый барабан соединяется с ручной или электромеханической лебедкой.

Электромеханический толкатель представляет собой самоходную электрическую тележку, вставленную в раму фурки (рис. 97). Все агрегаты толкателя смонтированы на жесткой раме. По краям рамы имеются три малогабаритных обрезинен-ных ролика для транспортировки толкателя при отключенном двигателе. Передний ролик — поворотного типа с вертикальным перемещением по винтовой нарезке для нейтрализации его во время хода фурки. В середине рамы на шарнирно закрепленном, качающемся основании установлен электродвигатель переменного или постоянного тока мощностью 2,5—3 квт. Вал двигателя соединен через муфты с тихоходным валом червячного редуктора (например, РЧУ—80), установленного на том же шарнирном основании. К обоим концам тихоходного вала крепятся ведущие катки, набранные из резиновых колец, скрепленных через стальные диски рядом заклепок. Наружный диаметр катков около 400 мм.

Концевые выключатели и аварийный ручной привод в данной конструкции решаются механическим приспособлением, отрывающим ведущие катки от планшета. Рычаг выключения и аварийного привода шарнирно закреплен в основной раме и нижним концом подведен под качающуюся раму двигательной

¶установки. К верхнему концу рычага через скобу крепится веревка или стальной трос. Достаточно потянуть за веревку, как рычаг приподнимает качающуюся раму и вместе с ней ведущие катки. В результате происходит остановка площадки даже при работающем двигателе. Автоматическая остановка фурки на заданном расстоянии обеспечивается натяжением закрепленного каната. Этим же канатом осуществляется и ручной привод.

Крепление толкателя к каркасу фурки производится винтовыми зажимами типа струбцин, для чего в передней части имеется рамочный буфер, а с боков специальные кронштейны.

Питающий четырехжильный кабель от двигателя прокладывается в закулисную часть к щитку подключения. Управление приводом производится с пульта машиниста сцены, на котором установлены сигнально-контрольные лампы и две пусковые кнопки — «вперед» и «назад». Для выездных спектаклей пульт управления монтируется в чемодане, а магнитная станция — в деревянном или металлическом контейнере.

Преимущество этого привода заключается в отсутствии тросов, проложенных поверх планшета сцены, экономии рабочей силы и четкости движения. В случае применения привода в низкой открытой площадке, выступающие над поверхностью части маскируются декорациями, мебелью или деревянным чехлом, обитым изнутри звукопоглощающим материалом. Как и тросовый, этот привод требует обязательной установки желобковых направляющих.

Толкатель круговой фурки, как и привод накладного круга, имеет лишь один ведущий каток.

Декорационные фурки должны отвечать установленным правилам техники безопасности. Между подвижной площадкой и стационарными конструкциями сцены оставляются проходы не менее 0,7 м. Запрещается вывешивание частей декораций за пределы площадки. Соединение отдельных фурок в общую площадку должно гарантировать надежность сцепления. Ходовые ролики в любом положении разворота не могут выходить за пределы каркаса. Расположение роликов должно обеспечивать устойчивость фурки при неравномерной нагрузке. Тяговый канат привода рассчитывается с коэффициентом запаса прочности не менее 4,5. Отношение диаметра тягового каната с блоком и барабаном принимается как 1:20. Аварийная система должна останавливать фурку, если та пройдет расчетное расстояние с превышением на 100 мм в обе стороны.

Объемно-каркасные декорации

К объемно-каркасным декорациям относятся объемные или полуобъемные изделия, построенные на основе деревянных или металлических каркасов, облицованных фанерой, холстом и другими материалами. К

декорациям этого типа принадлежат колонны, карнизы, стволы

деревьев, тумбы и пр.

Колонны собираются из деревянных кружал, соединенных 'продольными брусками (рис. 98). Вертикальные соединительные бруски сечением 2,5x3 или 2,5x4 см врезаются заподлицо с поперечными кружалами. Снаружи каркас обшивается фанерой. Расстояние между кружалами определяется размером стандартного листа фанеры (150x150 см). Для большей прочности каркаса и точного формообразования тела колонны между кружалами, находящимися на стыке фанерных листов, заводятся промежуточные. Таким образом, в среднем расстояние между отдельными кружалами составляет 75 см. Для обшивки колонн небольшого диаметра фанеру предварительно размягчают распариванием. Стыки обшивки зачищаются, шпаклюются и оклеиваются полосками бумаги или пластиковой лентой.

База колонны изготавливается на легком реечном каркасе с фанерной зашивкой видимых частей. В большинстве случаев база прикрепляется к колонне намертво. Капитель лепится способом папье-маше, вырезается из пенопласта и монтируется на жесткой основе.

После завершения столярных работ колонна оклеивается холстом или плотными отбельными тканями — палаткой, тиком и др. Оклеенная и хорошо просушенная колонна грунтуется и окрашивается клеевой и масляной красками или покрывается нитролаками.


Рис. 98. Жесткая колонна:

а — колонна полного объема; б —колонна в половину объема; в — прямоугольная колонна; 1 —база; 2 — фанера; 3 — бруски каркаса; 4— кружала; 5 — капитель; 6 — распорные бруски

¶129

¶Полуобъемные колонны небольшого диаметра имеют упрощенную конструкцию. К основной раме прибиваются деревянные полукружья с врезанным центральным бруском. Обшивка и обработка этих колонн аналогична колоннам полного объема.

Колонны прямоугольного сечения составляются из двух плоских рамок, соединенных между собой поперечными брусками. Стыковые соединения укрепляются фанерными косынками. Трехсторонняя фанерная обшивка окончательно скрепляет конструкцию. Верхние и нижние профили набираются из калеванных брусков разного сечения, а в случае больших объемов делаются в виде коробок из тонких брусков и фанеры.

К карнизам колонны обычно крепятся деревянными штырями, входящими в пазы нижней плоскости карниза. Иногда для большей прочности в штыре прорезается прямоугольное отверстие, в которое вставляется деревянный клин. Пилястры монтируются к стенке павильона обычной веревкой. Конец веревки, прикрепленной к среднику пилястры выше центра ее тяжести, пропускается через отверстие, вырезанное в холсте и в специально установленном для этого бруске стенки, а затем завязывается за ручник. Края прорезанного холста подшиваются или прибиваются гвоздями к установочному бруску (рис. 99).

В тех случаях, когда верх колонны скрывается за падугой и ее капитель не видна, она может изготавливаться по бескар-


Рис. 99. Крепление колонн и пилястр

Рис. 100. Мягкая колонна: 1 — ткань; 2 — верхнее кружало; 3 — крестовина; 4 — стропы; 5 — нижнее кружало; 6 — лапка

¶касной системе. Мягкая бескаркасная колонна состоит из двух кружал, соединенных между собой куском отбельной бязи (рис. 100). Кружала склеиваются из отдельных лекал толщиной не менее 2,5 см и обшиваются с двух сторон фанерой. К нижнему кружалу прикрепляются три металлические лапки для крепления колонны к планшету, а к верхнему — крестовина из прочных брусков. К концам крестовины привязываются веревочные стропы, которые на высоте 1—1,5 м переходят в один натяжной канат.

По окружности обоих кружал набивается полотнище ткани, длина которого равна высоте колонны, а ширина — длине ее окружности. Поскольку при установке колонны ткань натягивается с очень большим усилием и может оторваться от кружал, она закрепляется фанерными полосками. При монтировке колонны нижнее кружало прочно прибивается к планшету, а натяжной канат пропускается через блок, установленный на колосниках. Если в результате натяжки в середине колонны оказывается заметное сужение ткани, то в это место заводится дополнительное кружало, прикрепляемое к полоске ткани, пришитой изнутри колонны.

Деревья с крупными стволами также имеют каркасную основу, но, в отличие от колонн, их кружала не одинаковы как по форме, так и по диаметру.


Рис. 101. Ствол дерева:

1 — нижнее кружало; 2 —плоская рама; 3 — рейка; 4 — промежуточное кружало; 5 — картон; 6 — холст; 7 — карман; 8 — штырь

131

¶Изготовление дерева, как и всех декораций, начинают с вычерчивания мелом на полу мастерской его точного контура в натуральную величину. В шаблоне определяются количество кружал, места их расстановки и характер рисунка. Большей частью невидимая сторона ствола делается плоской, что облегчает построение каркаса (рис. 101). По размерам и рисунку этой части собирается плоская рама, составленная из криволинейных лекал. К этой основной раме через установочные бруски крепятся все промежуточные кружала. Нижнее кружало, служащее опорой и местом прикрепления ствола к планшету, часто сколачивается из сплошных досок. Остальные, в зависимости от размеров, могут быть сплошными и кольцеобразными. По окружности кружал выпиливаются пазы, в которые входят рейки, образующие форму ствола. Крупные ответвления, сучки для сохранения приемлемых габаритов делаются отдельно. Они монтируются к стволу на шипах с винтовыми зажимами.

Фактурная обработка дерева заключается в обивке каркаса картоном и оклейке холстом. Каркас особо прочного ствола оплетается узкими полосками фанеры. В зависимости от породы дерева холщовая оклейка производится гладко или складками, идущими по продольной оси ствола. Для сохранения фактуры холст должен быть хорошо смочен клеем. В крупноструктурных фактурах под холст подклеиваются комки пропитанной клеем бумаги или обрезки пенопластов. Березовые стволы оклеиваются тиком и фактурятся наклейкой медицинского лигнина в сочетании с полосками белого атласа и черного бархата.

Каркасы деревьев, сваренные из стальных тонкостенных труб, переплетаются проволокой, продетой сквозь ряд отверстий в трубках, или затягиваются металлической сеткой. Сформированная таким образом поверхность покрывается проклеенным толевым срывом (тонким упаковочным картоном) или куском плотной бумаги. Проклеенной бумажной массой создаются крупные неровности коры и утолщения дерева у комля. Бумажная облицовка сверху заклеивается холстом. В случае гладкой обтяжки каркаса, его трубы предварительно обматываются полосками тонкой ткани. Матерчатое покрытие труб облегчает процесс закрепления тканевого покрытия.

Мягкие бескаркасные деревья изготавливаются по принципу мягких колонн. Но чехлы с аппликацией трудно поддаются натяжке, не позволяют монтировать сучки и ветки. Этот тип деревьев в театральной практике встречается довольно редко.

Карнизы простого профиля выполняются из рамки, зашитой фанерой, поверх которой набиваются бруски различного сечения (рис. 102 а). Сложные карнизы и антаблементы строятся на деревянных или трубчатых каркасах с выкладкой сплошных или коробчатых профилей. Стенные карнизы состоят из рамы с поперечными лекалами, вырезанными по заданному профилю (рис. 102 б). Через пазы лекал пропускаются продольные бруски

¶и рейки разного сечения, образующие основной каркас карниза. По этому же принципу строятся и антаблементы. Для облегчения конструкции вертикальная плоскость антаблемента может быть обтянута холстом. Нижняя горизонтальная плоскость зашивается фанерой. Чаще всего она прибивается к вертикальной стенке намертво или навешивается на расшпильных петлях (см. рис. 99). Конструктивной связью между обеими частями служат деревянные подкосы или угольники. Обшивка каркаса карниза и профилированных частей антаблементов производится тонкой фанерой и картоном с последующей обклейкой плотной тканью. Рельефные орнаменты, резные изображения на метопах выполняются способом папье-маше или режутся из пенопласта. Лепнина наклеивается и прибивается на фанерную обшивку после оклейки карниза. В целях облегчения веса часть продольных тяг может быть выполнена из жесткого пенопласта с последующей оклейкой пропитанной огнезащитным составом тканью, а сложные рельефы формуются из термопластических пленок.

Монтировка карнизов на стенках производится металлическими крюками и подъемными веревками. Подъемные веревки крепятся к верхней точке карниза, так, чтобы узел крепления находился внутри конструкции и не препятствовал плотному прилеганию карниза к стене. Веревки перекидываются через верх стенки, а при тяжелых карнизах пропускаются через блоки, установленные под верхним бруском обвязки рамки. После установки карниза на место веревки привязываются к ручникам стенок.

Прочие объемно-каркасные декорации — печи, тумбы, бревна и т. д. — строятся по вышеуказанным принципам. Круглые печи, как и колонны, собираются из кружал, соединенных вертикальными брусками с фанерной обшивкой. Стыки фанерных листов маскируются поясками из полукруглых штапиков, для чего в этих реечках с обратной стороны через каждые 2—3 см делаются неглубокие пропилы. Верхние и нижние утолщения


Рис. 102. Карниз: а — простого профиля; 6 — сложный карниз;

1 — фигурные бруски; 2 — фанера; 3 — рама; 4 — крюк; 5 — лекало

¶образуют дощатые ребра, прибитые к кружалам и обшитые фанерными полосами. За вырезом топки помещается фанерный ящик, в котором располагаются приборы, имитирующие пламя. Прямоугольные печи и камины тоже строятся на деревянных каркасах, обшитых фанерой. В кафельных печах фанера расчерчивается по размерам кафельной кладки, и по этим линиям прорезаются неглубокие бороздки, имитирующие щели между отдельными плитками. Гораздо больший эффект производят тонкие плитки пенопласта, оклеенные марлей. После нанесения гонкого слоя левкаса поверхность плиток покрывается эмалью или нитролаками с добавлением соответствующего красителя. Медные части изготавливаются из тонкой листовой латуни либо имитируются точеными из дерева или пенопласта деталями, окрашенными бронзой, разведенной на масляном лаке, нитролаке, эмульсии ПВА.

Маркировка и крепление декорации

Перед тем как подать декорации на сцену, все ее части должны быть тщательно маркированы. Маркой в театре называют пометку в виде буквенного или условного обозначения, поясняющего место положения детали на сцене или место соединения одной части с другой. На декорационных стенках обычно помечается название спектакля, порядковый номер (считая от портала) и сторона сцены, на которой они должны устанавливаться. Если на обратной стороне декорации написано, например, «I — левая», то это значит, что она устанавливается с левой стороны сцены (если смотреть со сцены в зрительный зал), первой от красной линии.

Более мелкие детали, например рамки станков, маркируются условными значками в виде черточек, кружков, треугольников и т. п. Одинаковые значки ставятся на тех сторонах рамок, которые примыкают друг к другу.

На мягких декорациях указывается название спектакля и номер штанкета.

Рис. 103. Откос-угольник

¶Правильно сделанная маркировка, с четкой и ясной системой знаков, значительно облегчает и убыстряет процесс сборки декораций во время подготовки спектакля.

Крепление декораций к планшету и несущим станкам осуществляется деревянными или металлическими откосами. Среди многих видов и конструкций можно выделить два главных типа: откос-угольник и откос крючковой.

Откос-угольник (рис. 103) состоит из двух брусков толщиной 30—40 мм, соединенных между собой под прямым углом. Для обеспечения большей жесткости угла оба бруска соединяются раскосом. К декорации такой угольник может крепиться с помощью расшпильных петель, гвоздей и штопоров. Гвозди и штопоры быстро раскалывают бруски откоса, поэтому его концы укрепляются обмоткой из холщовой ленты, пропитанной клеем. Высота откоса зависит от высоты декорации, но обычно не превышает 1,5—2 м. Металлические откосы свариваются из угловой стали, с шириной полки не менее 25 мм.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-10-31; просмотров: 317; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты