КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Требования к уровню освоения содержания дисциплиныСтудент, изучивший дисциплину, должен знать: - историю русской литературы в ее поступательном развитии (от древнерусской до современности) и в персоналиях; - понятийный литературоведческий аппарат (инструментарий), позволяющий ему филологически профессионально характеризовать художественные произведения различных жанров и форм; - содержание произведений, в том числе и тех, которые изучаются в школе; - наизусть стихи и фрагменты прозы, предлагаемые программой для заучивания наизусть; уметь: - ориентироваться в способах и формах усвоения художественной традиции в истории литературы; - анализировать художественные произведения русских писателей, принадлежащих к различным художественным эпохам, - собирать, структурировать и излагать материал по проблемам истории русской литературы (письменно и устно в различных жанрах, актуальных в научной и учебно-методической деятельности); владеть навыками; - филологического подхода к литературно-художественному материалу в его историческом развитии, макро и микро-уровневых параметрах, - определения функционирования художественных приемов в произведениях поэзии, драматургии и прозы, различных их жанров. Содержание разделов дисциплины I. Древнерусская литература (литература XI-XVII веков) История древнерусской литературы и история древнерусского языка. Этапы филологического изучения древнерусской литературы за последние два столетия. Крупнейшие филологи-древнисты и их труды. Проблема периодизации древнерусской литературы. Древнейшая дописьменная поэзия на Руси. Возникновение письменной литературы. Древнехристианская книжность на Руси. Жанровая система. Библейские книги. Апокрифы. Житийная литература. Патерики. Летописи. «Естественнонаучная» литература. Древнерусская словесность как особый тип литературы («средневековая литература»). Эстетика «литературного этикета» – «эстетика канонов» по терминологии Д.С. Лихачева (или «эстетика тождества» по терминологии Ю.М. Лотмана). «Единство литературы южных и восточных славян в пределах до XVI в.» (Д.С.Лихачев). Общая им (православно-христианская) вера как основная причина такого единства. Важнейшие литературные памятники, общие болгарам, православным югославам, украинцам, белорусам и русским. Литература Киевской Руси Древнейшее летописание. «Повесть временных лет». История создания летописи. Летописная легенда о призвании варягов; вопрос о так называемой «норманнской теории». Предания о первых русских князьях (Олеге, Игоре, Ольге, Святославе). Повествование о крещении Руси. История открытия и перипетии научного изучения «Слова о полку Игореве». Полемика по поводу подлинности «Слова». Вопрос о сохранности текста и композиции памятника. Проблема втора «Слова», основные гипотезы. «Слово о полку Игореве» и записи в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях о походе Игоря (1185). Сюжетно-композиционное мастерство неизвестного автора, его выдающийся литературно-художественный талант. Жанровая уникальность «Слова», синтезирующего черты нескольких древнерусских жанров. »Слово» и эпос. «Слово» и стиль монументального историзма. Богатство образно-словесной символики произведения. Проблема интерпретации «темных» мест в тексте «Слова». Основные литературные переводы и переложения «Слова о полку Игореве». Литература периода средневековой феодальной раздробленности XIII–XIV вв. Летописные свидетельства о монголо-татарском нашествии и борьбе с Ордой. Трогательные проповеди («Слова») Серапиона Владимирского. Повести о татарском нашествии. «Повесть о битве на Калке». «Повесть о разорении Рязани Батыем» и ее фольклорные мотивы. «Слово о погибели Рускыя земли». Литература периода объединения Северо-восточной Руси и образования русского централизованного государства (с конца XIV до начала XVI в.). Житийная литература конца XIV-XV вв. (жития, написанные Епифанием Премудрым и затем переработанные Пахомием Логофетом; риторическое мастерство авторов; понятие «извития словес»). «Житие Стефана Пермского». «Житие Сергия Радонежского». «Повесть о Петре и Февронии» как шедевр литературы. Реальные прототипы героев повести. Проблема ее датировки (XV или XVI в.). Писатель эпохи Грозного Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) как ее вероятный автор. Другие произведения Ермолая («Повесть о рязанском епископе Василии») Вопрос об исчезновении беллетристических произведений в литературе XVI века. Литература XVII в. Стихотворная «Повесть о Горе и Злочастии» – одно из вершинных произведений древнерусской литературы. Методы типизации в повести. Русская историческая и бытовая повесть (преимущественно второй половины XVII в.). Повесть о Савве Грудцыне как зачаток русского романа. Сатирическая литература. «Повесть о Ерше Ершовиче». «Повесть о Шемякином суде». «Калязинская челобитная». Протопоп Аввакум (1620-1682) – служба в Москве в Казанском соборе, староверческая оппозиция реформам патриарха Никона. Аввакум как писатель. «Житие» Аввакума, его жанр и яркая стилевая индивидуальность автора. «Книга бесед», «Книга обличений» и др. его сочинения. Художественное новаторство Аввакума-прозаика, его психологизм. II. Русская литература XVIII века Русская литература XVIII века как явление переходной культурно-исторической эпохи. Государственные преобразования петровского времени. Журналистика и публицистика, первая печатная газета «Ведомости». Органическая связь литературы первых десятилетий века с литературой второй половины XVII столетия; стиль барокко продолжает жить в литературе и в несловесных искусствах. «Петербургское» барокко. Античное учение о трех стилях, развитое на русской почве: «Риторика» Макария (1617), «Риторика» Феофана Прокоповича (1706), «Предисловие о пользе книг церковных» М.В. Ломоносова (1757). «Риторика» Макария именует три стиля «тремя родами глаголания», подразделяя их на «смиренный, высокий и мерный» (то есть низкий, высокий и средний). Феофан в «Риторике», написанной по-латыни, выделяет «stylus sublimus» (высокий стиль), «stylus medius» (средний стиль) и «stylus infimus» (низкий стиль). Таким образом, вопреки распространенному мнению, Ломоносов отнюдь не создал теорию «трех штилей». Он сделал другое: оригинально и находчиво применил ее к языку русской литературы XVIII века (в частности, указал на церковнославянизмы как на прекрасный источник слов и оборотов «высокого штиля» именно в нашей литературе). Проблема барокко и классицизма в русской литературе XVIII века. Старая «глобальная» точка зрения (согласно ей, почти все писатели столетия от Кантемира до Державина были якобы «классицистами»; констатировался последующий «переход к сентиментализму» в конце века). Противоположная точка зрения, отрицавшая вообще понятие «русский классицизм». Современное понимание проблемы (барочный характер творчества Феофана Прокоповича и Кантемира; барочные элементы в стилях Тредиаковского, Ломоносова, Державина и др.; несомненное проявление русского классицизма в строгом смысле – творчество А.П. Сумарокова и его школы). Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1768), Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), Александр Петрович Сумароков (1717-1777) - три крупнейших поэта-современника. Их литературное соперничество. Книга «Три оды парафрастические, чрез трех стихотворцев составленные» (1743). Жизненный путь М.В. Ломоносова Поэтическое творчество Ломоносова. Ода «На взятие Хотина 1739 года», «елисаветинский» цикл од, религиозно-философские оды («Ода, выбранная из Иова», переложения псалмов, «Утреннее» и «Вечернее» «Размышление о Божием величестве»), цикл «Разговор с Анакреоном», незавершенная поэма «Петр Великий». Трагедии Ломоносова («Тамира и Селим», «Демофонт»). «Письмо о правилах российского стихотворства» (написано в 1739 г., впервые опубликовано в 1778 г.). Стихотворное творчество Ломоносова-поэта по новым силлабо-тоническим принципам – основной его вклад в реформу русского стихосложения. «Малая» и «Большая» риторики Ломоносова; его уникальная попытка перевести в риторику из логики учение о силлогизме; гипотеза о наличии символического смысла у гласных и согласных; истолкование метафоры как сопряжения «далековатых» идей. Грамматика Ломоносова – первая научная грамматика русского языка, изданная в России (1755). М.В. Ломоносов – гордость отечественной культуры, универсальный ученый и мыслитель, крупный писатель. Жизненный путь Александра Николаевича Радищева (1749-1802). «Житие Федора Васильевича Ушакова» (1788). Жанр «Путешествия из Петербурга в Москву» (1790). «Путешествие из Петербурга в Москву», его общественно-историческое значение и его воздействие на русскую литературу XIX века. Радищев о русских писателях. Стихи Радищева. «Вольность». «Осьмнадцатое столетие» Гавриил Романович Державин (1743-1816) – поэт-новатор. «Свернутая метафора» (неологизмы – «горорытье», «янство», «тихогром» и т.п.) в стиле Державина, эксперименты с ритмикой, синтаксисом; ввел искусственно «забытую» впоследствии и возрожденную в начале XX века неточную рифму («ассонанс»). Оды Державина: «Фелица» (1782) и другие «екатерининские» оды; «На смерть князя Мещерского» (1779), «Осень во время осады Очакова» (1788), «Водопад» (1791-1794) и др. Духовные оды Державина. «Суворовские» оды Державина. Ода «На взятие Измаила» (1790) и характер ее связи с «суворовским циклом». Лирические стихотворения – «Снигирь», «Памятник», «Русские девушки», «Весна», «Лебедь» и др. Теоретические воззрения Державина на литературу. Книга «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде», Державин как человек широких литературных воззрений. Жизненный путь Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792) Драматургия Фонвизина. «Елагинский» период творчества комедия «Корион» – переработка пьесы Грессе «Сидней». Комедии «Бригадир» (1769) и «Недоросль» (1782) как классика русской драматургии. Стихи Фонвизина. «Лисица-казнодей», «К слугам моим». Проза Фонвизина. «Записки первого путешествия» (1777) – письма, адресованные П.И. Панину, как блестящее произведение допушкинской прозы и ценный общественно-исторический документ. Письма из Италии к сестре как другой яркий образец прозы XVIII в. Сентиментализм («сентиментальный романтизм») в русской словесности. Творчество Николая Михайловича Карамзина (1766-1826) в XVIII веке. Его масонские увлечения. Проза Карамзина. Ранние повести («Евгений и Юлия», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Юлия», «Остров Борн-голъм», «Сиерра Морена», «Марфа Посадница» и др.). «Письма русского путешественника» (1791-1792). Образ повествователя. «Письма русского путешественника» Н. Карамзина и жанр «путешествия» в русской литературе XVIII века. Поэзия Карамзина и ее тенденции к повествовательности. Поэма («богатырская сказка») «Илья Муромец»(1794). Роль Карамзина в развитии белого (безрифменного) стиха. «Периоды» в прозе Карамзина. Перифрастика в стиле Карамзина. III. Русская литература XIX в. Культурно-исторические процессы грани XVIII - XIX веков. Собирание и публикация памятников русского фольклора и древнерусской литературы («Древние российские стихотворения» Кирши Данилова, «Слово о полку Игореве», летописи). Журналы 1800-х - 1810-х годов. «Северный вестник» И. Мартынова, «Вестник Европы» Н. Карамзина, «Корифей» А. Галинковского, «Цветник» А. Измайлова и А. Бенитского, «Московский Меркурий» П. Макарова и др. «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Литературная деятельность И.М. Борна, В.В. Попугаева, И.П. Пнина. Писатели-декабристы: Кондратий Федорович Рылеев(1795-1826), Вильгельм Карлович Кюхельбекер(1797-1846), Александр Иванович Одоевский(1802-1839), Гавриил Степанович Батеньков (1793-1863), и др. «Лица необщее выраженье» каждого из них – впечатляющие взаимные отличия их индивидуальных стилей и литературных пристрастий. Литературные организации и издания, связанные с революционным движением. Возникновение русского романтизма (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков). Жизненный путь Василия Андреевича Жуковского(1783-1852). Элегии, лирические послания Жуковского. Баллады Жуковского. Связь с западноевропейским романтизмом. Обращение поэта к образам русских народных легенд и поверий («Светлана»). Патриотические мотивы, связанные с войной 1812 года («Певец во стане русских воинов»). Новаторство Жуковского в разработке художественных средств лирического психологизма («Невыразимое», «Певец», «Море»). Переводы Жуковского. «Одиссея». Жуковский-критик. Константин Николаевич Батюшков (1787-1855), его жизненный путь. Эпикурейские мотивы и анакреонтики в поэзии Батюшкова («Мои пенаты», «Вакханка»). Культ прекрасного, воспевание личной свободы («Пробуждение», «Таврида»). Патриотическая тема у Батюшкова («К Дашкову», «Переход через Рейн»). Жанры дружеского послания («К Никите Муравьеву»), элегии, а также лирико-философской миниатюры («Послушай, что изрек...», «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы...»). Яркие литературные стилизации («Мадагаскарская песня», «Песнь Гарольда Смелого»). Борьба с литературными противниками («Поэт в Беседе любителей русского слова»; «Видение на берегах Леты» – стихотворный ответ на памфлет С.С. Боброва «Происшествие в царстве теней»). Жизненный путь Ивана Андреевича Крылова (1769-1844). Творчество Крылова в XIX веке. Комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам». Значение творчества Крылова в русской литературе первой трети века. Отражение событий политической и литературной жизни в баснях Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года в баснях Крылова. Жанровые особенности крыловских басен. Особенности стиха басен, работа Крылова с языком. Крылов и музыка. Жизненный путь Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1829). Литературные взгляды Грибоедова. Младшее поколение поэтов, близких к «Беседе любителей русского слова» (П.А. Катенин, А.А. Жандр, А.С. Грибоедов, В.К. Кюхельбекер). Ранние комедии Грибоедова («Молодые супруги», «Притворная неверность»), «Горе от ума» как новаторское произведение. Полемика Грибоедова с П.А. Катениным. Сюжет и композиция комедии. «Горе от ума» и «Мизантроп» Мольера. Конфликт Чацкого с фамусовской Москвой как преломление социально-философского конфликта личности и общества. Образы Фамусова, Скалозуба и Молчалина, их художественное значение. Треугольник Чацкий – Софья – Молчалин. Значение образа Репетилова. Художественно-образный смысл синтаксического строя комедии. Стих «Горя от ума». Проблема творческой истории «Горя от ума». Незавершенные произведения Грибоедова-драматурга: трагедии «Грузинская ночь», «Родамист и Зенобия». Замысел трагедии «1812 год». Лирика А.С. Грибоедова. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) – классик русской литературы. Жизненный путь. Лицейский период творчества Пушкина. Упражнения в сочинительстве в классе профессора Николая Федоровича Кошанского, крупнейшего специалиста по риторике. Гражданские и сатирические темы. Анакреонтические и элегические мотивы. Участие Пушкина в обществе писателей-карамзинистов «Арзамас», в обществе «Зеленая лампа» и связь его с деятелями тайных обществ. Гражданская поэзия Пушкина: «Вольность», «Деревня», первое послание «К Чаадаеву», «Сказки, политические эпиграммы. Поэма «Руслан и Людмила» (1817-1820). Литературная полемика вокруг нее. Кишиневский и одесский периоды 1820-1824 годов. «Усиление революционных мотивов в творчестве Пушкина («В.Л. Давыдову», «Кинжал», «Наполеон» и др.). Пушкин и Байрон, романтические («южные») поэмы Пушкина. Законченная в Михайловском поэма «Цыганы» (1824). Образ Алеко и романтическая традиция. Лирика Пушкина. Ссылка в Михайловское, ее причины. Творчество Пушкина в Михайловском. Переписка на литературные темы с друзьями. Роман в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) как реалистическое произведение. Проблематика и образы романа. Онегинская строфа. «Пропущенные» строфы. Оценка «Евгения Онегина» критикой XIX века. Трагедия «Борис Годунов» (1824-1825). Отечественные и зарубежные предшественники Пушкина в изображении эпохи Лжедимитрия и Смутного времени. Образы Бориса и Лжедимитрия. Народ и его историческая роль в понимании Пушкина. Сочетание стиха и прозы в драме, его художественно-выразительная роль. Возвращение из ссылки. Обращение к самодержавной власти с поэтическими призывами о прощении декабристов («Стансы», «Друзьям» и др.). Отношение Пушкина к декабристам после поражения восстания («Во глубине сибирских руд...», «Арион»). Образ Петра I в творчестве Пушкина и его политическое значение. Поэма «Полтава» (1829). Проблема национально-исторического героя. Жанр, композиция, стиль поэмы, Пушкин – историк Петра I. Стихи Пушкина о поэте и толпе. Судьба художника в творчестве Пушкина. «Маленькие трагедии» (1830). «Моцарт и Сальери». Образ Дон-Жуана в пушкинской трактовке. Социально-исторический и философский подтекст образа Скупого рыцаря. «Повести Белкина» (1830). Их проблематика и жанровая природа. Тема народного восстания в творчестве Пушкина – «Дубровский», «Капитанская дочка» (1833-1836), «Сцены из рыцарских времен» (1835). Образ Пугачева в «Капитанской дочке». Изображение личности Пугачева в «Истории Пугачева» (1834). Повесть «Пиковая дама» (1833). Герман как новый литературно-психологический тип. Тема власти денег. Философско-эстетическая проблематика повести «Египетские ночи». Поэма «Медный всадник» (1833). Проблема личной свободы и государственной необходимости. Осознание исторической противоречивости самодержавной власти. Сказки Пушкина. Связь их с фольклором. Лирика 1830-х годов. «Песни западных славян». Эстетические взгляды Пушкина. Критика и публицистика Пушкина. Участие в «Литературной газете», издание «Современника». Статьи о литературе. Влияние Пушкина на поэтов-современников. Пушкинская линия в русской поэзии. Жизненный путь Николая Васильевича Гоголя (1809-1852). Ранняя поэма (под псевдонимом В. Алов) «Ганц Кюхельгартен» (1829); сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), его романтический характер и фольклорные корни. Сборник «Миргород» (1835). Две редакции повести «Тарас Бульба». Реалистическая проза Гоголя. Сборник «Арабески» (1835). Повесть «Нос» (1836). Повесть «Шинель» (1842); ее влияние на русскую литературу; гоголевский образ «маленького человека». Гоголь-драматург. Неоконченная комедия «Владимир 3-й степени». Комедия «Ревизор» (1836), ее связь с драматической сценой «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1842). Литературные параллели к сюжету комедии («Приезжий из столицы» Г.Ф. Квитки-Основьяненко, «Неистовый Роланд» А.Ф. Вельтмана, «Ревизоры» Н.А. Полевого и др.) Комедии «Игроки» (1842) и «Женитьба». Первый том «Мертвых душ» (1842), жанр произведения. Предполагаемый замысел второго тома, сохранившиеся фрагменты. «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847). «Авторская исповедь» (опубликована посмертно в 1855 г.). Жизненный путь Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841). Стихотворение «Смерть поэта» в судьбе художника. Эволюция Лермонтова от романтизма к реализму. Ранняя лирика Лермонтова. «Жалобы турка» (1829). «Предсказание» (1830). «Желание» (1831). «Парус» (1832). Юношеские поэмы («Кавказский пленник», «Черкесы» и др.). Кавказ и кавказский фольклор в творчестве Лермонтова. «Измаил-бей» (1832). Драматургия Лермонтова. Образ благородного и свободолюбивого героя. Черты романтизма и реализма в драмах Лермонтова, их место в истории русской драматургии (трагедия «Люди и страсти» (1830), «Странный человек» (1831), «Маскарад» (1835-1836)). Ранняя проза Лермонтова. «Вадим». Проблема крестьянского восстания. Лермонтов и Пушкин. «Смерть поэта». Тема одиночества в творчестве Лермонтова и ее социальный смысл. Страстная жажда свобода, борьбы, жизни («Узник», «Соседка», «Пленный рыцарь» и др.). Идея патриотизма и тема народа («Бородино», «Родина»). Образ поэта-гражданина («Поэт», «Пророк»). «Песня про... купца Калашникова» (1837) и народное творчество. «Демон» (1829-1839), разные варианты поэмы. Преодоление в поэме романтического индивидуализма. Мотивы кавказского фольклора в «Демоне». Поэма «Мцыри» (1839). Значение образа Мцыри как положительного героя в русской литературе. Национальная самобытность лермонтовской поэзии. Жанрово-стилистические особенности поэм Лермонтова. Развитие реализма в творчестве Лермонтова, Сатирическая поэма «Тамбовская казначейша» (1837-1838). Повесть «Княгиня Лиговская» (1836). Критическое изображение дворянской аристократии. Образ разночинца. Роман «Герой нашего времени» (1838-1841). Печорин как «герой времени». Лермонтов – создатель психологического романа. Композиция «Героя нашего времени». Значение Лермонтова в истории литературы. В.Г. Белинский как теоретик «натуральной школы». Кризис поэтического мышления в 40-е годы. Поэтическое «безвременье», отсутствие признанного национального поэта-лидера после гибели Пушкина и Лермонтова. Тенденции к повествовательности, логической проясненности и гипертрофированной сюжетности в поэме 40-х гг. («прозаизация» поэзии). Прекращение преподавания риторики в российских учебных заведениях. Отрицательная рецензия Белинского на 9-е (последнее) издание «Общей риторики» Н.Ф. Кошанского (1845). «Натуральная школа» («кружок Белинского», «гоголевское направление») в литературе 40-х гг. Контакты с «натуральной школой» И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского. Журнал «Современник» под руководством Н.А. Некрасова и И.И. Панаева. Александр Иванович Герцен (1812-1870) – крупнейший русский практический деятель и теоретик домарксистского социализма. Художественная проза 1840-х гг. Повести «Сорока-воровка» (1846), «Доктор Крупов» (1846). Роман «Кто виноват?» (1846). «Былое и думы» (1852-1867), особенности жанра. Художественное и документально-автобиографическое в произведении. Иван Александрович Гончаров (1812-1891). Раннее творчество 30-х гг.: повести и стихи. Роман «Обыкновенная история» («Современник», 1847). Гончаровский вариант коллизии «отцов и детей». Особенности композиции романа, его «диалоговая» структура. «Физиологический очерк» «Иван Саввич Поджабрин» (1842, опубл. 1848). «Сон Обломова» («Литературный сборник с иллюстрациями», 1849). «Фрегат «Паллада» (т. 1-2, 1858). Реальные обстоятельства путешествия «Паллады» (1852-1854). Художественное и документальное в книге. Образ повествователя. Роман «Обломов» («Отечественные записки», 1859). Споры о романе в критике. Статья Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?». «Обрыв» («Вестник Европы», 1869). «Обрыв» и русский «антинигилистический» роман 1860-1880-х гг. Гончаров-критик. Статьи «Мильон терзаний» (1872), «Лучше поздно, чем никогда» (1879) и др. Мемуаристика Гончарова. «Необыкновенная история». Значение творчества Гончарова. Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) как поэт-лирик, автор повествовательных сюжетных поэм, прозаик. Стихотворения и поэмы молодого Тургенева: «Баллада» (1841), «В дороге» («Утро туманное, утро седое...») (1843), «рассказ в стихах» «Параша» (1843), «Разговор» (1844), «Андрей» (1845), «повесть в стихах» «Помещик» (1845) и др. Ранняя проза: «Андрей Колосов» (1844), «Три портрета» (1845), «Бретер» (1846), «Петушков» (1847), «Гамлет Щигров-ского уезда» (1848). «Записки охотника» («Современник», 1847-1852). Драматургические опыты: «Где тонко – там рвется» (1847), «Нахлебник» (1848), «Холостяк» (1849), «Месяц в деревне» (1850) и др. Замысел романа «Два поколения». Повесть «Дневник лишнего человека» (1850) и социально-исторический тип литературного героя. Повесть «Муму» (1852). Повесть «Переписка» (1854), ее автобиографический подтекст («эпистолярный роман» с Бакуниной, знакомство с Виардо). Другие лирико-философские повести о несбывшейся любви – «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860), «Вешние воды» (187) Первый завершенный роман «Рудин» (1855). Роман «Дворянское гнездо» (1858). Роман «Накануне» (1860). Роман «Отцы и дети» (1862). Социально-историческая интуиция Тургенева. «Странные повести» (мистическая фантастика) Тургенева «Фауст» (1856), «Призраки» (1864), «Странная история» (1870), «Собака» (1870), «Стук... стук... стук!.» (1871), «Сон» (1877), «Песнь торжествующей любви» (1881), «Клара Милич» (1883) и др. Культурно-исторические сюжеты в прозе Тургенева: «Бригадир» (1866), «История лейтенанта Ергунова» (1868), «Старые портреты» (1881)и др. Последние романы: «Дым» (1863, опубл. 1867) и «Новь» (1876). «Стихотворения в прозе» (1883). Тургенев как «поэт в стихах» и как «поэт в прозе». Лирическое начало в его таланте. Художественное творчество Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889). Роман «Что делать? Из рассказов о новых людях» (1862-1863), обстоятельства его создания, его огромное влияние на русское общество второй половины XIX – начала XX вв. «Перевернутая» композиция романа. Образы главных героев. Тема женской эмансипации. Завуалированная программа революционных преобразований. Роман «Пролог» (1867-1870) Федор Иванович Тютчев (1803-1873). Подборка «Стихи, присланные из Германии» (пушкинский «Современник», 1836). Первая книга стихов (Приложение к некрасовскому «Современнику» и отдельное изд., 1854), И.С. Тургенев как редактор Тютчева. Вторая книга (1868). Ранние стихи. «На новый 1816 год», «Урания» (творческое преломление оды конца XVIII века); «К оде Пушкина на вольность», «Слезы», «С чужой стороны» и др. Натурфилософская лирика Тютчева («Последний катаклизм», «Песок сыпучий по колени...», «Тени сизые смесились...», «О чем ты воешь, ветр ночной?», «Святая ночь на небосклон взошла...» и др.). Стихотворение «Silentium» и его художественно-философская проблематика. Гражданская лирика («14-е декабря 1825», «Цицерон», «Как дочь родную на закланье...», «29 января 1837», «К Ганке» и др.). Пейзажно-элегическая и любовная лирика Тютчева. «Денисьевский» цикл стихотворений, жизненные обстоятельства его создания. Тютчев – переводчик поэзии. Образно-семантические особенности поэзии Тютчева; сочетание текстовой сжатости и смысловой насыщенности. Гражданско-общественная деятельность Тютчева. Философско-публицистическая проза: «Россия и Германия» (1844), «Россия и революция» (1848), «Письмо о цензуре в России» (1857) и др. Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892). Первый сборник стихов «Лирический пантеон» (1840). Книга стихов 1856 года, отредактированная И.С. Тургеневым. Серия сборников «Вечерние огни» (1883-1891). Романсное начало в поэзии Фета («На заре ты ее не буди...», «Я тебе ничего не скажу...» и др.). Особенности поэтического стиля Фета. «Безглагольность» в его стихотворном синтаксисе. «Помещичья» публицистика Фета: «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде» (1862-1871). Фет и Л.Н. Толстой. Фет и философия А. Шопенгауэра. Фетовский перевод трактата «Мир как воля и представление». Фет – переводчик поэзии. Мемуаристика Фета, ее принципиальный субъективизм. «Мои воспоминания». Университетская дружба Фета с А.А. Григорьевым и Я.П. Полонским. Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878) – великий русский поэт, редактор журнала «Современник». Первый сборник стихов «Мечты и звуки» (1840), интонационная близость его «неистовому романтизму» 30-х гг. Резкая критика со стороны Белинского, субъективные моменты, ей присущие. Вхождение Некрасова в «натуральную школу». Некрасов как составитель-публикатор альманахов «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». Прозаические опыты 40-х – начала 50-х гг. Неоконченный роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» (1843-1848), его автобиографизм. Написанные совместно с А.Я. Панаевой романы «Три страны света» (1848-1849) и «Мертвое озеро» (1851). Вторая книга стихов – сборник «Стихотворения Н.А. Некрасова» (1856), его грандиозный успех у читателя. Композиция сборника (заглавное стихотворение «Поэт и гражданин», четырехчастный состав книги). Поэма «Саша» (третья часть сборника). «Стихотворения, посвященные русским детям» (1867-1873). Народные поэмы «Крестьянские дети» (1861), «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1863-1864). Лирико-автобиографическая поэма «Рыцарь на час» (1862). Сатирико-публицистическое начало в поэме «Современники» (1865), ее «мозаичная» структура, двухчастная композиция. Поэмы о декабристах: «Дедушка» (1870), «Княгиня Трубецкая» (1871) и «Княгиня Волконская» (1872). Неоконченная поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1865-1877), ее предполагаемый замысел. Споры филологов о порядке следования имеющихся глав поэмы. Сюжетно-стилевая связь поэмы с русским фольклором. Основные образы поэмы. Православно-христианские мотивы в поэзии Некрасова (поэмы «Несчастные», «Влас», «Тишина»). Творчество Михаила Евграфовича Салтыкова (Николая Щедрина) (1826-1889) – прозаика, критика и публициста. «Губернские очерки» (1856) и их связь с традициями натуральной школы 40-х годов. Циклы сатирических рассказов и очерков «Помпадуры и помпадурши» (1863-1874), «Господа ташкентцы» (1869-1872), «Благонамеренные речи» (1872-1876), «За рубежом» (1880-1881) и др. «Сказки» (цикл начат в 1869 году сказкой «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»). Роман «История одного города» (1870) как шедевр русской сатиры. Роман «Господа Головлевы» (1880). Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). Периодизация творчества. Первый творческий этап (1845-1849 гг.) Влияние Гоголя и «натуральной школы», особенности творческого видения: типическое в исключительном, целенаправленность использования бытовой детали, интерес к внутреннему миру героев, сложность и противоречивость образа «маленького человека». В.Г. Белинский о Достоевском 1840-х годов. Повести «Бедные люди» (1846), «Двойник» (1846), «Господин Прохарчин» (1846), «Белые ночи» (1848). Достоевский и петрашевцы. Годы пребывания на каторге, военная служба, поездка в Кузнецк и женитьба. Второй этап творчества (1859-1864): повесть «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), роман «Униженные и оскорбленные» (1861), «Записки из Мертвого дома» (1862), «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863), «Записки из подполья» (1864). Перемены в мировоззрении после каторги, рост трагического в мироощущении, «почвенничество». Третий этап (1865-1881). «Идеологические» романы. «Преступление и наказание» (1866). История создания: драматическая интрига, редакции, поиск причин преступления, становление системы образов, поиск финала. Идея романа (религиозный аспект), образы (характерные черты героев, двойничество), особенности языка повествования, речи героев, устойчивых и символических деталей (хронотопа романа, снов Раскольникова и т.д.). Композиция романа. Повесть «Игрок» (1866). Роман «Идиот» (1868). История создания. Организация образа главного героя («внешнее» и «внутреннее», евангельские мотивы). Линия «Лев Николаевич Мышкин – Настасья Филипповна Барашкова». Отношение «Мышкин – Рогожин». Мышкин и русское общество: образы Аглаи Епанчиной, Гани Иволгина, семейств Епанчиных, Иволгиных, Лебедевых, образ Ипполита Терентьева и др. Взаимодействие социального и нравственно-психологического планов в романе. Композиция романа. Анализ авторских вступлений к частям романа. Идея истинно прекрасного. Анализ символических сцен. Финал романа. Роман «Бесы» (1872). «Нечаевское дело» и роман Достоевского. Вопрос о памфлетном, сатирическом, трагическом и предупреждающем в романе. Образы Николая Ставрогина, Степана и Петра Верховенских. «Шигалевщина». Образ инока Тихона. Роман «Подросток» (1875). «Братья Карамазовы» (1880). Эпиграф к роману и его смысл. Семейное, «житийное» начало в прозе Достоевского. Идея романа (преображение и спасение человека в мире, полном страданий) и система образов: противопоставление (параллели) лиц, событий, картин. Идеал Мадонны и «идеал» Содома. Образы старца Зосимы, Алеши и Ивана Карамазовых («идеологические»). Федор Карамазов и Смердяков. Образ Дмитрия Карамазова. Вопрос о главном герое. Роль женских образов. Образы детей. «Возвращающиеся образы» Достоевского. Скачкообразность развития сюжета, ступенчатость композиции. Концентрированность ситуаций и оценок. Психологический и философский гротеск. Переплетение эмпирического, психологического, метафизического и мистического планов. «Фантастичность» реализма Ф.М. Достоевского. Вставные новеллы о «Великом инквизиторе» и кошмар Ивана Федоровича о черте. Язык романа: устойчивые эпитеты, своеобразные синтаксические конструкции. Отношение внешней и внутренней речи героев. Прием умолчания. Место и функции авторского комментария. «Двойники» героев Достоевского (концепция М.М. Бахтина). «Дневник писателя» (1873, 1876-1877, 1880, 1881). Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Толстой и его эпоха. «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857). Лирический и психологический план повествования, образ главного героя, «диалектика души», проблема становления нравственной личности, ее ответственности. Художественная деталь, функции образов природы. Военная тема в кавказских рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), в «Севастопольских рассказах» (1855). Жанр «Севастопольских рассказов», их связь с очерковыми традициями натуральной школы. Война: героика и нравственность. Образ рассказчика. «Маленькие люди» войны («физиология» войны у Толстого). «Утро помещика» (1856), «Люцерн» (1857). Образ Нехлюдова. Повесть «Казаки» (1863). Образ Оленина, его литературная традиция. Изображение двух «миров»: «свет» и панорама естественной жизни казаков. Образы Марьянки, Лукашки, дяди Ерошки. Роман «Война и мир» (1863–1869). История создания. Особенности историзма Толстого (отличие задач художника и ученого-историка, полемика с взглядами С. Соловьева, отношение к личности в истории, влияние В. Скотта и Шопенгауэра, вопрос о «фатализме»). Образная система: герои личностно и нравственно развивающиеся («стадии» развития) и образы распада, естественное и ложное поведение. Народ в романе. Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатого. Изображение Кутузова и Наполеона. Своеобразие психологизма Толстого («диалектика души», отношение сознательного и бессознательного («знание разумное» и «знание сердечное», аналитичность). Позиция автора. Роль образа природы. Жанр «Войны и мира». «Анна Каренина» (1874-1876). «Мысль семейная» и русская жизнь 70-х годов. Эволюция образа героини (начальные редакции романа, эпиграф). Роль первого эпизода романа. Сюжет романа как история души человека. Сложность и трагизм образа Анны Карениной (бунт против лжи, жажда счастья и нравственный закон). Взаимодействие линий «Анна» и «Левин». Поиски счастья и смысла жизни Левиным (личное и социальное). Отношения «Анна – Вронский», «Левин – Кити», «Анна – Каренин», «Стива – Долли Облонские» и др. любовные и семейные линии в их сопоставлении и иерархии. Особенности композиции. Анализ значимых сцен и деталей. Работы «Что есть истина» (1881), «Исповедь» (1882), «В чем моя вера?» (1884), «Что такое искусство» (1898). «Смерть Ивана Ильича» (1886). Символика названия повести. Образ главного героя. Смерть как преодоление лжи, этапы движения сознания героя. Функции деталей, рефлексий окружения героя. Значимость образа буфетчика. Композиция повести. «Крейцерова соната» (1889). Система образов. Трансформация «мысли семейной», критика брака как лжи, «женский вопрос» у Толстого. Анализ послесловия. Сочетание художественного и публицистического в произведении. «Воскресение» (1889-1899). История создания романа «большого дыхания», поиск «умеренной» формы. Идея романа, критический пафос. Образы Нехлюдова и Кати Масловой: движение, суть эволюции и выбора, образы-предшественники. Общество господ и народ, образы политических ссыльных. Выразительные средства: символика, контрастность, гротеск и т.д. «Холстомер», «Отец Сергий», «После бала», «Хаджи‑Мурат». Толстовский экзистенциализм». Так называемое «Евангелие» Толстого и отлучение его от православной церкви. Драматургия Л. Толстого. Анализ системы образов и идеи в драмах «Власть тьмы...» (1886), «Плоды просвещения» (1891), «Живой труп» (1911). Особенности развития русской литературы в последней трети XIX в. Развитие критического реализма, декадентство, символизм. Отношения традиционного и новаторского (нет литературного «радикализма», но есть переходные моменты от поэтики гармонии Космоса к поэтике становления и разрушения, дисгармонии и хаоса). Философские, нравственные, религиозные искания русских писателей: взаимодействие индивидуализма и надындивидуальных ценностей в человеческой жизни, мир и человек как тайна, рациональная и иррациональная стороны бытия и познания и т.п. Литературные издания: «Современник», «Отечественные записки», «Русское Слово», «Дело», «Русский вестник», «Время», «Эпоха», «Русское богатство», «Русская мысль», «Жизнь», «Знамя», юмористические «Свисток», «Будильник», «Зритель», «Свет и тени», «Осколки», «Москва». Антон Павлович Чехов (1860-1904) – прозаик и драматург. Раннее творчество. Работа в юмористических журналах («Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Свет и тени», «Осколки»). Влияние «осколочной» беллетристики на стиль писателя, становление «малого жанра», отношение рассказа Чехова с рассказом Н.А. Лейкина, К.С. Баранцевича, традицией Н.В. Гоголя, Н.В. Успенского, В.А. Слепцова и др. Способы построения образа, композиция, языковые ресурсы, идея. Своеобразие юмора. Сборники рассказов: «Сказки Мельпомены» (1884) и «Пестрые рассказы» (1886). Рассказы «Письмо к ученому соседу» (1880), «Злой мальчик» (1881), «Толстый и тонкий» (1883), «Смерть чиновника» (1883), «Патриот своего отечества» (1883), «Хирургия» (1884), «Устрицы» (1884), «Маска» (1884), «Хамелеон» (1884), «Злоумышленник» (1885), «Лошадиная фамилия» (1885), «Унтер Пришибеев» (1885), «Ночь на кладбище». (Святочный рассказ) (1886), «Ванька» (1886), «Тоска», «Тяжелые люди» (1886), «Счастье», «Свирель» (1887). Повесть «Степь (История одной поездки)» (1888). Система образов. Роль картин природы. Философское содержание. «Инициация». Обыденное и патетика. Деталь у Чехова. Анализ языковых средств. «Припадок» (1888), «Скучная история (Из записок старого человека)» (1889), «Дуэль» (1891). «Остров Сахалин» (1893-1894). Жанр произведения. «Палата №6» (1892), «Попрыгунья» (1892), «Студент» (1894), «Учитель словесности» (1894), «Анна на шее» (1895), «Дом с мезонином (Рассказ художника)» (1896), «Мужики» (1897), «Дама с собачкой» (1899), «В овраге» (1900). Психологизм и этическая глубина Чехова. Развитие обыденного сознания в потоке повседневности. Идеальная устремленность в столкновении с реальностью. Образ интеллигента. Образы русского крестьянства. Полемика с Л.Н. Толстым. «Трилогия» Чехова: «Человек в футляре» (1898), «Крыжовник» (1898), «История любви». Общий, композиционный и идейный, принцип циклизации. Драматургия А.П. Чехова. Особенности ранней («малой») драматургии: «На большой дороге» (1885), «Медведь» (1888), «Предложение» (1889), «Леший» (1889), «Трагик поневоле» (1890). Драматургическая трансформации рассказов: «Лебединая песня» (1888), «Свадьба» (1890), «Юбилей» (1891). Пьеса «Иванов» (1887) – мелодрама или трагедия? Сложность образов. «Чайка» (1895-1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1900), «Вишневый сад» (1903). Традиционность и новаторство драматургии Чехова. Жанровое своеобразие. Особенности конфликта в чеховской пьесе (о «бесконфликтности», о частном и общем). «Атмосфера» пьес Чехова (импрессионистичность). Система образов, проблема «положительности» и «отрицательности» героев. Роль детали. Влияние Чехова на современную драматургию. Чехов и русский натурализм. Чехов и русский символизм. IV. Русская литература ХХ в.
Реализм в русской литературе Серебряного века. Продолжение лучших традиций и творческих исканий русских классиков XIX в. в прозе писателей реалистических течений в начале ХХ столетия. Новые черты их реализма. Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (1868-1936). Идейные и творческие искания молодого писателя. Взаимодействие романтических и реалистических тенденций в рассказах 1890-х гг. Три легенды в «Старухе Изергиль». Решение проблемы свободы: только для себя (Ларра), для себя и для других (Изергиль), только для других (Данко). Романтическая концепция человеческой личности в рассказе. «Босяцкий цикл» Горького. Эволюция представлений о типе героя: от романтизации босяка («Челкаш») к пониманию трагической противоречивости его характера и жизненной позиции («Коновалов»). История русского купечества в романе «Фома Гордеев». Особенности конфликта. Драма главного героя. Обращение М. Горького к драматургии. Конфликт в пьесе «Мещане». Нил – новый тип героя. Социально-философская проблематика драмы «На дне». Споры о человеке и человечности, о нравственном дне и поисках возрождения человеческой души, о суровой правде и утешительной лжи. Дискуссии вокруг образов Луки и Сатина. Народ и интеллигенция в драме Горького «Дети солнца». Отношение писателя к Октябрьской революции 1917 г. Цикл статей «Несвоевременные мысли». Драматургия Горького советских лет. Пьеса «Егор Булычов и другие». Двуплановость конфликта. Сущность трагедии главного героя. Мастерство построения сюжета, функции символов и финала. Иван Алексеевич Бунин (1970-1953). Лирическое начало в ранней прозе писателя («Антоновские яблоки», «Сосны», «Новая дорога»). Художественное осмысление ценностей жизни и беспощадно уходящего времени. Мотив распада патриархальных устоев русского дворянства. Взгляд на буржуазную цивилизацию в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Картины русской действительности и концепция национального народного характера как противоречивого, дисгармоничного, определяющего доминанту жизни и судьбы России в повестях и рассказах И. Бунина 1910-х гг. («Деревня», «Суходол», «Хорошая жизнь», «Веселый двор», «Захар Воробьев», «Худая трава» и др.). Новый тип повествования в повести «Деревня». Структура и основные сюжетные линии. Образы Тихона и Кузьмы Красовых. Движение от темы Дурновки к теме России. Неприятие Буниным революции (дневник «Окаянные дни»). Эмигрантский период творчества писателя. Повествование о формировании творческой личности в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева». Лирическая исповедь главного героя. Любовь как высшая ценность в книге новелл «Темные аллеи». Трагизм мироощущения художника. Рассказ И. Бунина «Чистый понедельник» как итог раздумий о судьбе России. Образ главной героини. Александр Иванович Куприн (1870-1938) и традиции русского реализма XIX в. (Л. Толстой, И. Тургенев). Проблема взаимодействия человека и среды в прозе писателя. Социально-психологическая повесть «Молох»: символика названия, особенности конфликта, образная система (Бобров, Нина Зиненко, Квашнин). Неприятие машинного прогресса и денежного расчета как порабощающих человеческую личность в капиталистическом обществе. Повесть «Олеся»: концепция «естественного человека», не испорченного современной цивилизацией; интерес к тайнам психики, нравственная высота героини, изображение любви как реализации природной красоты и силы. Разоблачение пошлости и губительной власти армейской среды над человеком в повести А. Куприна «Поединок». Искания Юрия Ромашова и его драма. Столкновение гуманизма и порядочности с мещанством и карьеризмом. Тема пробуждения общественного сознания человека. Ницшеанская философия Назанского. Романтические тенденции реализма в творчестве Куприна. Особенности воплощения темы любви в творчестве писателя («Суламифь», «Гранатовый браслет»). Стилизация книг Ветхого завета в «Суламифи». Гимн любви и достоинству «великого маленького человека» в «Гранатовом браслете». Понятие о модернизме, декадансе и символизме. Русский символизм 1890-х гг. и младосимволизм 1900–1910-х гг.: общая характеристика, его философско-эстетические установки (Платон, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Соловьев). Связь русского и западноевропейского символизма. Литературные манифесты символистов: «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» Д. Мережковского, «Элементарные слова о символической поэзии» К. Бальмонта, «Ключи тайн» В. Брюсова, «Символизм как миропонимание» А. Белого, «Мысли о символизме» Вяч. Иванова. Журналы русского модернизма («Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно», «Аполлон»). «Старшие» символисты: Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт. Понятие о символе. Понимание искусства как интуитивного постижения мира. Две концепции искусства в символизме 1890-х гг.: символизм как категория мировоззренческая (Д. Мережковский) и символизм как литературная школа (В. Брюсов). Идея самоценности искусства, творческого преображения художником реальности. Младосимволизм (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов). Воздействие на историко-философские и эстетические воззрения младших символистов поэзии В. Соловьева. Теургическая концепция искусства. Понимание красоты как действенной силы, преобразующей мир. Обострение интереса к социальности. Проблемы народных судеб, взаимоотношений народа и интеллигенции, интеллигенции и революции. Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941). Неохристианство поэта, идея Третьего Завета. Религиозно-философские собрания. Мережковский и «Новый путь». Идея единой и вселенской Церкви в его мировоззрении. Философия истории Мережковского в трилогии «Христос и Антихрист» (образы Юлиана Отступника, Леонардо да Винчи, Петра Первого). Решение вопроса о соотношении правды Христа и правды дьявола, духа и плоти. Метафизическое восприятие первой русской революции («Грядущий Хам», «Не мир, но меч. К будущей критике христианства»). Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников) (1863-1927). Декадентские мотивы его лирики. Апология смерти и оправдание дьявола. Солипсизм в мировоззрении поэта. Земля Ойле – страна-утопия у Сологуба. Концепция жизни как цепи преображений (сборник стихов «Пламенный круг»). Роман «Мелкий бес». Осмысление традиций русского классического реализма в символистском романе (Пушкин, Гоголь, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Чехов). Концепция человеческой натуры в произведении. Образ Передонова. Образ-символ Недотыкомки. Тема безумия и самоуничтожения. Линия Людмилы Рутиловой и Саши Пыльникова как попытка воскрешения дионисийской красоты и полноты жизни. Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924). В. Брюсов и символизм. Этапы творчества. Поэтический стиль. Раннее творчество. Преображение искусством обыденной повседневности в прекрасный и таинственный мир («Творчество»). Книги стихов «Шедевры», «Это – я». Романтический субъективизм, формалистические установки Брюсова. Влияние на него западной символистской поэзии (Рембо, Маллармэ, Верлена). Новый этап творческого развития Брюсова – выдающегося поэта, организатора символистского движения в России и его теоретика, редактора журнала «Весы» (1904-1909). Книги стихов «Третья стража», «Граду и миру», «Венок». Образы мифологии, истории и современности в его творчестве. Социальные предвидения и раздумья над судьбами истории. Урбанистическая поэзия Брюсова. Противоречивое отношение поэта к революции 1905-1907 гг. Романтический и апокалипсический пафос («Грядущие гунны»). Представление о крушении культуры в революции. Нормативность брюсовской поэтики 1910-х гг. Ориентация на классические традиции. Брюсов – прозаик. Роман «Огненный ангел». Совмещение современного и исторического содержания. Брюсов – критик и переводчик. Послеоктябрьское творчество поэта. Его вклад в русскую культуру. Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) – представитель эстетического направления в русском символизме, поэт импрессионистской стилевой тенденции, стремившийся запечатлеть миг жизни во всём его цветовом и звуковом богатстве. Магия звуков, мелодичность стиха у Бальмонта. Программный индивидуализм его ранней поэзии. Творческая эволюция Бальмонта-поэта. Декларация жизнеутверждения. От уныния к Солнцу. «Оргийское торжество» в сборнике стихов «Горящие здания». Космогоническая картина мира в «Будем как Солнце», гимны стихиям. Творчество середины 1900-1910-х гг. Сборник «Литургия красоты. Стихийные гимны». Революционная поэзия Бальмонта 1900-х гг. Фольклорные и сектантские традиции в сборниках «Жар-птица. Свирель славянина», «Зеленый вертоград. Слова поцелуйные». Бальмонт – критик, переводчик. Публицистическая книга «Революционер я или нет?» (1918). Неприятие большевизма. Эмиграция. Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934) – поэт, прозаик, критик, теоретик символизма, стиховед, мемуарист. Творчество писателя как характерное выражение художественного мышления младосимволистов. Ранний этап творчества. «Симфонии» Белого. Структурные принципы нового жанра. Попытка синтеза искусств. Эстетическое преображение действительности в праздничную цветовую мистерию в сборнике «Золото в лазури». Стилевые особенности стихов. Мистические чаяния и предвестия, романтическая автоирония. Революция 1905-1907 гг. – время приобщения поэта к трагической судьбе России. Кризис веры Белого в мифологию В. Соловьева. Революция, народ, Россия в сборнике стихов «Пепел». Образ «больной России», мотивы ветра и хаоса, некрасовская традиция в содержании и форме стихов. Урбанистическая поэзия Белого. Сборник стихов «Урна». Традиции философской лирики поэта. Сопряжение в стихах философских категорий и бытового жеста. Проза А. Белого. Роман «Петербург» как художественный миф о России. Губительная схватка Запада и Востока, атмосфера хаоса, наваждения, морока в романе. Продолжение и развитие классического мифа о Петербурге (Пушкин – Гоголь – Достоевский). Тема первой русской революции и своеобразие её художественного осмысления в романе. Особенности образной системы (отец и сын Аблеуховы, Софья Лихутина, Липпанченко и др.), структура и стилистика произведения. Система символов в романе (Петербург, туман, тень, маска и др.). Мемуарная трилогия Белого «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций». Александр Александрович Блок (1880-1921). Идея пути как вечного движения к идеалу в творческом сознании поэта. Три тома лирики как «трилогия вочеловечения». Эволюция образа лирического героя. Освоение традиций – поэтических (Пушкин, Жуковский, Фет, Полонский, Некрасов и др.) и философских (Платон, В. Соловьев и др.). «Стихи о Прекрасной Даме» – художественное воплощение идеалов средневековой рыцарской литературы, поэзии Возрождения и немецкого романтизма, соловьевского учения о Софии. Мистическая романтика. Отвлечённость идеала. Пафос любви-преклонения. Мотив напряжённого ожидания встречи и страха разочарования. Сомнение в возможности земного воплощения Вечной Женственности. Поэтические средства воссоздания образов и мотивов в лирике. Кризис мистико-романтического идеала во II томе лирики Блока. Мотивы арлекинады. Революция 1905 г. и творчество поэта. Обострение внимания к общественной жизни. Поэтизация стихии в ее чувственном измерении в цикле «Снежная маска». Жизнеутверждающий пафос стихов цикла «Вольные мысли». Третья фаза «трилогии вочеловечения» – рождение человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру. Восприятие реальности как «страшного мира». Поиски лирическим героем прибежища в «страшном мире». Осмысление исторических судеб Родины во взаимосвязи ее настоящего с прошлым и будущим (цикл «На поле Куликовом»). Женственный образ России, влияние на него прежних воплощений идеала поэта. Трагическое ощущение оторванности интеллигенции от народной жизни (статья поэта «Народ и интеллигенция»). Программное значение поэмы «Соловьиный сад» в творческих исканиях Блока: тема времени, духовного выбора, долга и предназначения поэта. Блоковский революционный триптих: поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы», статья «Интеллигенция и революция». Художественное воссоздание революции в поэме «Двенадцать». Сюжетно-композиционные особенности произведения, двуплановость повествования, символическая образность. Значение образа Христа как духовного водителя «двенадцати», стремящегося направить стихию бунта по праведному пути. Метроритмическая система, полифонизм поэмы. Возникновение акмеизма. Разнородность акмеистического течения. «Цех поэтов» (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, Г. Иванов, М. Кузмин, В. Нарбут, М. Зенкевич и др.). Эстетические манифесты: «Наследие символизма и акмеизм» Н. Гумилева, «Некоторые течения в современной русской поэзии» С. Городецкого, «О прекрасной ясности» М. Кузмина. Отказ от символического двоемирия, возвращение поэтическому слову его предметного значения, установка на «вещное» восприятие мира. «Дух мелочей» в поэзии. «Кларизм» как один из критериев художественности у акмеистов. Понимание культуры как концентрата духовности, как феномена, объединяющего эпохи и народы. Ориентация на творчество поэтов «Парнаса» (Т. Готье и др.). Роль стилизации. «Адамизм». Культ природной первозданности, естественных начал жизни. Николай Степанович Гумилев (1886-1921) – романтик в жизни и творчестве. Ранняя лирика (сборники «Путь конквистадоров», «Романтические цветы»): экзотика поэтического мира, прославление героев «сильных, веселых и злых», поэзия странствий и приключений. Книга стихов «Жемчуга». Эпический характер лирики Гумилева. Сборник «Чужое небо». Метрическое своеобразие стиха поэта. Книга «Колчан». Военные стихи. Сборники «Костёр» и «Огненный столп» как итог творческих исканий поэта. Усиление философского начала. Трагический пафос поздней лирики. Мироощущение человека, затерявшегося «в бездне времен» в «Заблудившемся трамвае». Преодоление сиротства духа посредством памяти и искусства («Память», «Шестое чувство», «Слово»). Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938). Этапы творчества. Историзм поэтического мышления, ассоциативная манера письма. Представление о поэте как хранителе мировой культуры. Мифологические и литературные образы в лирике Мандельштама. Идея архитектуры в сборнике «Камень». Требование «прекрасной ясности» и «вечности» образов. Оппозиции «камень – Нева», «культура – стихия» как стержневые в сборнике «Tristia». Противоречивое восприятие революционных событий. Поэзия 1930-х годов. Образ времени и авторская позиция. Мотивы отчаяния. Образ «людья». «Воронежские тетради». Восприятие природы как жизнеутверждающего начала. Тема «я должен жить». Мотив противостояния ударам судьбы. Трагическая участь поэта. Анна Андреевна Ахматова (1889-1966). Первый этап творчества. Ахматова и акмеизм. Книги стихов «Вечер», «Четки». Камерная лирика «изящной печали», развенчанных любовных иллюзий. Влияние И.Анненского (о «вещной» символике в поэзии Ахматовой). Драматургичность и фрагментарность лирики поэта. Возрастание национально-патриотического звучания стиха в эпоху «Белой стаи». Книги «Подорожник», «Anno Domini». Поэтическое осмысление связи личной судьбы с судьбой мира. Тема любви. Второй этап творчества. Трагический пафос поэзии Ахматовой. Поэма-цикл «Реквием». Творческая история. Тема трагической судьбы народа и лирической героини; мотивы горя, страданий, безумия в поэме. Евангельская тема. Мотив распятия. Образ Матери. Время и пространство в поэме. Особенности сюжета и композиции. Литературные и музыкальные ассоциации. Своеобразие жанра поэмы. Книга «Тростник». Тема творчества и памяти. Ахматова в годы Великой Отечественной войны. Героико-патриотические мотивы поэзии. Усиление философичности поздней лирики («Бег времени»). Черты поэтики. «Поэма без героя» как итоговое произведение поэта. Творческое преображение исторического и биографического. «Голоса» и голос автора. Сюжетно-композиционные особенности произведения. Своеобразие поэтики. Футуризм как одно из течений русского литературного авангарда начала ХХ в. Основные группировки: «Гилея» (кубофутуристы): В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Маяковский, В. Каменский, А. Крученых; «Ассоциация эгофутуристов»: И. Северянин, К. Олимпов, В. Гнедов и др.; группа «Центрифуга»: С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак. Эстетические манифесты футуристов: «Пролог эгофутуризма» (1911), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Садок судей II. Предисловие» (1913). Неоднородность футуристического движения и его внутренняя противоречивость. Разрушение системы литературных жанров и стилей, возвращение к фольклорно-мифологическим первоначалам, когда язык «был частью природы» (В. Хлебников). Протест против общественного миропорядка, нивелирующего человеческую личность. Разрыв с традиционной культурой, утверждение эстетики современной урбанистической цивилизации. Словесное экспериментаторство. Концепция словотворчества. «Самовитое» слово. Разработка тонического стиха. Проблема синтеза искусств. Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) и футуризм. Трагедийно-протестующая тональность его ранней лирики. Творческая история и сюжетная основа поэмы «Облако в штанах» – программного произведения поэта. «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» – четыре крика четырех частей и художественные средства их воплощения. Ипостаси лирического героя поэмы: юноша, познавший муки неразделенной любви, бунтарь-одиночка, богоборец, непризнанный пророк и мессия, который пришел спасти мир. Трагические разногласия между ним и миром: личный, социальный и бытийный аспекты проблемы. Романтический пафос и экспрессионистические черты в поэме. Своеобразие гипербол и метафор. Поэзия В. Маяковского после Октября. Лирика периода революции: марши и приказы. Членство в группе комфутов. Своеобразие облика лирического героя (поэт масс, трибун, гражданин, рабочий). Противоречивость позиции поэта в качестве глашатая Октября. Своеобразие художественного решения темы любви в лирической поэме «Про это». Сущность конфликта. Система двойников лирического героя. Функции фантастики и утопии в эпилоге. Маяковский и Леф: служебно-функциональная концепция творчества. Тема поэта и поэзии в лирике В.Маяковского. Анализ и оценка собственного творческого пути во «Вступлении к поэме «Во весь голос» – поэтическом завещании Маяковского. Жанры и темы сатирических произведений поэта послеоктябрьской эпохи («О дряни», «Прозаседавшиеся», «Служака», «Подлиза», «Сплетник», «Клоп», «Баня» и др.). Сергей Александрович Есенин (1895-1925). Раннее творчество. Мифофольклорные образы и мотивы. Традиции классической поэзии. Сказочно-идиллический образ России в сборнике «Радуница». Своеобразие лирического героя. Есенин и Октябрь. Противоречия творчества поэта как отражение трагического пути крестьянства в революционных преобразованиях. Социально-нравственные идеалы и крестьянская утопия («Инония», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик»). Есенин и имажинизм. Эстетические воззрения поэта («Ключи Марии», «Быт и искусство»). Лирическая трагедия «Пугачев»: история и современность, художественные принципы раскрытия образа вождя крестьянского восстания. Трагизм противоречий между городской цивилизацией и крестьянской культурой, мотив хулиганства («Сорокоуст», «Я последний поэт деревни», «Москва кабацкая»). Идейно-художественная эволюция поэта в 1924-1925 гг. Попытка примирения с процессами, происходящими в советской стране. Благословение новому миру и осознание своей отъединенности, инаковости. Темы одиночества, отверженности, покаяния. Элегические настроения и экзистенциальные мотивы (любовь, природа, жизнь, смерть). Темы, образы, поэтика цикла «Персидские мотивы». Поэма «Анна Снегина» как вершинное произведение поэта. Соотношение лирического и эпического в ее идейно-художественной структуре. Любовная коллизия и изображение исторического конфликта эпохи. Образы Анны Снегиной и лирического героя, крестьян. Тема двойственности национального народного характера (Прон Оглоблин, Лабутя, мельник и др.). Борис Леонидович Пастернак (1890-1960). Единство мира, человека, вселенной как основа мироощущения Б. Пастернака. Общая характеристика ранних экспериментальных сборников «Близнец в тучах», «Поверх барьеров». Принципы «объективного тематизма» и «мгновенной, рисующей движение живописности», охват явления «со многих концов разом». Пастернак и футуристическая группа «Центрифуга». Лирика в годы революции и гражданской войны. «Сестра моя – жизнь». Целостность и композиционная стройность художественного мира книги. «Чувство современности» и «чувство вечности». Темы и вариации». Новая поэтическая техника: живописность, музыкальность, пластичность, принцип расширения образа. Сборник стихов «Второе рождение». Смысл названия. Своеобразие эволюции поэтического миропонимания. Книга «На ранних поездах». Философия внутреннего покоя, согласованности поэта с природой. Многоликость образа России. Соединение повседневности и философского космизма. Усиление философского начала в цикле «Когда разгуляется». Пушкинско-тютчевская традиция в изображении природы и человека. Достижение простоты и гармонии стиха. Лирико-философский роман «Доктор Живаго». Концепция личности, её соотношения с историей, вечностью и вселенной. Евангельские мотивы. Функции, тематика и поэтика цикла «Стихотворения Юрия Живаго». Литература периода революционного переустройства мира. Различные художественные трактовки темы революции и гражданской войны (Д. Фурманов, А. Серафимович, А. Фадеев, И. Бабель, А. Веселый, А. Малышкин, Б. Лавренев, Б. Пильняк и др.). Проблемы интеллигенции и революции, гуманизма и дискуссионность их решения. Споры вокруг романа А. Фадеева «Разгром». Система образов (партизаны, Метелица, Морозко, Мечик, Левинсон, Варя) и их современная интерпретация. Новое в изображении революции и личности ее участника в романе. Мечик – alter ego автора. Противоречивость авторской позиции и объективный смысл романа. Мастерство психологического анализа. Ориентация на традиции толстовской «д
|