КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Индусское право.Индусское право применяется независимо от национальной принадлежности или местожительства ко всем индусам. Классическое индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. Индуизм признает первенствующую роль заповедей и нравоучений для разных каст – слоев общества. Обычаи и решения каст, подкаст, общин служили разрешению споров. По современному законодательству Индии положения индусского права распространяются па буддистов, сикхов и приверженцев других верований. Основу индуизма составляют учения о перевоплощении души и о карме. Индийские суды пользовались сложной системой правил, определяющих, когда смешанный брак между членами разных каст признавался действительным и каково правовое положение детей, родившихся от таких браков до принятия в 1949 г. закона о действительности индусских браков: «брак между индусами не будет признаваться недействительным … только на том основании, что стороны исповедовали разные религии или принадлежали к разным кастам, подкастам или сектам». По Конституции 1950 г. отменены все правила, регулировавшие привлечение к ответственности за нарушение понятий о кастовой принадлежности. До сих пор крайне редко заключаются браки между членами разных каст, особенно если женщина принадлежит к высшей касте. Индусское право не имеет относительной самостоятельности и является неотъемлемой частью индуизма. Древнейшие произведения индусской литературы, часть которых можно охарактеризовать как юридические справочники- «смрити» (800-300 гг до н.э.). Затем появились дхармасутры – первые книги по вопросам права, детально разъясняющие, как члены различных каст должны вести себя. не делают четкого различия между требованиями религии, морали и права. Дхармашастры - ступень в развитии формы права, когда неписаные правовые обычаи сменяются сборниками религиозно-правовых предписаний, санкционированных государственной властью. Понятие «дхарма» охватывает правовые, религиозные и моральные феномены. Дхармашастры свидетельствуют о довольно высоком уровне развития правовой культуры в индийском обществе еще в древности. Для эволюции индусского права характерным был не процесс секуляризации, а изменение характера связи с религиозными формами, перемена в соотношении правовых и религиозных форм. Связующим звеном между правовым и религиозным выступает государственная власть. В индусском праве существуют две главные школы: Митакшара (другие штаты Индии и Пакистана) и Дайябхата (штатыБенгалия и Ассам). Обычаи должны рассматриваться как источник права. До колонизации индусское право опиралось на труды ученых, на смрити, комментарии и их сборники. Слиянию индусского, мусульманского и английского общего права способствовало то, что в Индии не существовало отдельной системы религиозных судов. Все споры решались судами общего права. В области права собственности и обязательственного права традиционные нормы очень скоро заменили нормы английского общего права. Прецедентное право вступило в сложное взаимодействие с нормами индусского и мусульманского права. Сложилось нечто вроде англо-индусского права. Индусское право сохранило свое регулирующее значение (пусть в ограниченных пределах) вплоть до настоящего времени и выступает ныне одним из важнейших компонентов правовой системы индийского общества. Основная причина «живучести» индусского права таится в тесной связи его норм с традиционными индусскими социальными институтами (в первую очередь с общинной и варно-кастовой структурами), чрезвычайно устойчивыми, способными к адаптации в самых различных социально-экономических и политических условиях. В 1956 г. вступили в действие три закона: закон о несовершеннолетних и опекунстве, закон о наследовании, закон об усыновлении и о выплате средств на содержание членов семьи. Таким образом, к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права, судьи руководствуются прежде всего новыми законами и прецедентами. Современное индусское право используется при рассмотрении следующих вопросов: 1) семейное право – законность детей, опекунство, усыновление, брак, семья из трех и более поколений и раздел имущества, наследование имущества умершего, включая неделимое, пережившими его родственниками; 2) семейные общественные вопросы – религиозные и благотворительные пожертвования; 3) вопросы чисто общественного характера – дамбупат, преимущественное право на покупку, клятвы, операции с беиами и передача имущества посредством завещания или другого документа; 4) кастовое право и отлучение.
|