КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мусульманская правовая семья.Мусульманское право как система норм, выражающих в религиозной форме в основном волю религиозной знати и в той или иной степени санкционируемых и поддерживаемых теократическим исламским государством, в своей основе сложилось в эпоху раннего средневековья в VII–X вв. в Арабском халифате и основано на религии – исламе. Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, но божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании - работа мусульманских юристов-факихов (приспособить данное Аллахом право к практическому использованию). оно охватывает все сферы общественной жизни, а не только те, которые обычно относятся к правовой сфере. мусульманское право рассматривается как единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные, а также обычаи. Изучение государства не является частью мусульманской юридической науки. Шариат состоит из: теологии, или принципов веры (акида), и права (фикх). Фикх, делится на части: 1. указывает мусульманину, какой должна быть линия его поведения по отношению к себе подобным (муамалат); 2. предписывает обязательства по отношению к Аллаху (ибадат). После Второй мировой войны некоторые арабские государства стали официально называться исламскими. Конституция Ирана 1979 г. восприняла термин «исламская республика». В настоящее время мусульманское право в том или ином объеме действует во многих странах – от Марокко на северо-западе Африки до Фиджи в Океании. Существуют нации и этнические группы, исповедующие ислам в качестве религии, но не воспринявшие мусульманское право. Основа мусульманской юридической науки - казуистический метод - «ильм аль фуру» или «маса ил». отсутствует деление на публичное и частное право основные отрасли мусульманского права - уголовное право, судебное право и семейное право. Сегодня насчитываются четыре суннитские – ханифитская, маликитекая (на Ближнем и Среднем Востоке и в долине Инда, в Северной, Западной и Центральной Африке,), шафиитская (в Восточной Африке, Малайзии и Индонезии,), ханбалитская (в Саудовской Аравии)– школы мусульманского права и три шиитские – джафаритская, исмаилитская, зейдитская. Каждая школа имеет свою юридическую методику и концепцию, и каждая претендует на то, чтобы считаться самостоятельной системой мусульманского права. Закон в понятии позднеримского и романо-германского права в мусульманском правопонимании не существует. единственным источником мусульманского права являются труды ученых-юристов. учебники имеют силу закона. При рассмотрении дела судья он ссылается на автора, авторитет которого общепризнан. Аш-Шафии создал учение о четырех корнях – источниках мусульманского права 1. Коран состоит главным образом из положений, касающихся нравственности и носящих слишком общий характер, чтобы быть точными и целенаправленными. Например, Коран поучает мусульманина выказывать сострадание слабым и неимущим, честно заниматься предпринимательством, не предлагать взятку судьям. в нем не указывается правовые санкции за нарушение этих заветов, правила поведения касаются большей частью молитвенных ритуалов, поста и паломничества. он не содержит единой системы правил, а лишь предлагает решение нескольких проблем, которыми занимался Пророк Мухаммед, будучи судьей. 2. Сунна – собрание преданий (хадисов) о поступках и высказываниях о Пророке Мухаммеде. Сунна явилась итогом толкования Корана в первые десятилетия после смерти Пророка. Юридические нормы, содержащиеся в Коране и сунне, мусульманские ученые-юристы считают имеющими божественное происхождение и в принципе неизменными в отличие от правил поведения, сформулированных на основе других источников мусульманского права. 3. иджма: согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом по вопросу об обязанностях правоверного. 4. кияс – аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, сунной или иджмой. Мусульманская правовая мысль постепенно стала весьма догматической, что вероятно, способствовало в дальнейшем развитию некоторых отраслей права вне шариата. Коран не допускал ссуды под проценты, запрещая ростовщичество. Чтобы обойти этот запрет, изобрели систему «двойной продажи». «правовые уловки» (хиял) позволяли мусульманским судам не нарушать установившиеся обычаи. Власти Османской империи приняли Маджалла (Ма-jalla 1869–1876 гг.) – закон из 1851 статьи - попытка создать Свод мусульманско-правовых норм в области права собственности и обязательственного права на основе выводов ханифитской школы. Семейное и наследственное право не было кодифицировано.
|