КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование белорусской народности. Религия и культура Беларуси в 14-16 вв.Процесс формирования белорусской народности занял довольно длительный период и проходил под влиянием географическо-климатических, социально-экономических, политических, церковно-религиозных тенденций. В целом среди черт, определяющих сущность любой народности, необходимо назвать наличие общей территории, самобытность языка, культуры, народных традиций, а так же вероисповедание, менталитет, этническое самосознание и этноним (самоназвание). Существует несколько основных концепций этногенеза белорусов. Так, согласно «финской» концепции (автор И. Ласков), нашими предками являлись финно-угорские и славянские племена. «Балтская» концепция (В. Седов, Г. Штыхов) утверждает, что предками белорусов были и балты, и славяне. «Кривичско-дреговичско-радимичская» концепция (Е. Карский, М. Довнар-Запольский) называла именно эти племена непосредственными предками белорусов, а «древнерусская» (Б. Греков, Е. Корнсйчик, Б. Рыбаков) считала белорусов составной частью якобы существовавшей древнерусской народности. Известно, что территорию Беларуси во II тыс. до н.э. действительно населяли племена финно-угров, которых, однако, в раннем железном веке сменили балты. Во времена же Великого переселения народов сюда с юга и запада пришли славянские племена, которые на протяжении V-VIII вв. н.э. ассимилировали местное население и создали первые на белорусских землях раннефеодальные этнополитические сообщества кривичей, дреговичей и радимичей. В период существования древних белорусских княжеств (1Х-ХШ вв.), происходило активное политическое, культурное и экономическое взаимодействие этих сообществ, в том числе и в рамках так называемой Киевской Руси. Вместе с тем среди восточнославянских племен развивались и тенденции, направленные на определенное обособление некоторых территорий. По этой причине с середины XIII в. активизировался процесс формирования самобытной белорусской народности. В основном этногенез белорусов происходил на территории верхнего Поднепровья, среднего Подвинья, верхнего и среднего Понеманья, бассейнов Буга и Припяти. Отметим, что белорусская народность формировалась на землях, превосходящих границы Республики Беларусь. Этногенез белорусов проходил на отдельных территориях современной Литвы, Латвии, Польши и России. Кроме того, в этом процессе участвовали не только славяне (кривичи, дреговичи, радимичи, северяне, древляне, волыняне), но и балты (литва, ятвяги). Белорусским первопечатником был просветитель и гуманист Франциск Скорина. В 1521 г. в Праге он издал на тогдашнем литературном белорусском языке 23 библейские книги Ветхого Завета, которые, как известно, являются бесценным памятником мировой культуры. Он не только издал книги Библии и произведения, которые до этого не были известны белорусскому и западноевропейскому читателю, но и прокомментировал их, сделал более доступными для всех слоев населения. В Вильно он организовал первую на белорусской земле и во всей восточной Европе типографию и издал две книги: в 1522 г. - «Малую подорожную книжицу», в 1525 г. -«Апостол». Великий пример Ф. Скорины был поддержан другими деятелями, понимавшими большое историческое и национально-культурное значение книгопечатания для Беларуси. В 50-60-е годы XVI в. типографии были основаны в Бресте, Несвиже, Заблудове, Вильно, Полоцке, Минске, Могилеве, Любче, Слуцке, Пинске, Супрасли, Ивье и др. Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Сымона Будного. Он впервые издал напечатанные на белорусском языке учебные и полемические произведения «Катехизис» (1562), «Об оправдании грешного человека перед богом» (1562), «Про светскую власть» (1583), «Новый Завет» (1574). Социальные и политические взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен - умер около 1599). Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к книге он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры.
|