КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что еще видим?На рисунке 3 показано то, что произошло после того, как систему нагрели до температуры выше температуры плавления, а затем медленно охладили. Прошла кристаллизация, но сначала возник не один кристалл, а четыре. Кристаллы немедленно начали конкурировать друг с другом, и теперь их осталось только два – слева внизу виден кристалл с иной ориентировкой. Два кристалла (зерна) разделены границей и эта граница движется к центру своей кривизны, а, следовательно, маленькое зерно обречено: через некоторое время останется только одно зерно-победитель. Кроме границы между зернами можно увидеть еще два важных объекта. Один из них вакансия – пустой, незанятый атомом узел кристаллической решетки. Но к вакансии, как к дефекту решетки относится и вся область искажений вокруг пустого узла. Вакансии как раз и обеспечивают возможность (и неизбежность) диффузии в твердом теле. Второй важный объект – дислокация. Если проследить за атомными рядами, то в районе, указанном стрелкой, можно заметить, что один из рядов не имеет продолжения. Вокруг края этого оборванного ряда расположение атомов отличается от нормального. Это и есть ядро дислокации. Именно дислокации определяют поведение металлов при нагрузке, их механические свойства, тот важнейший факт, что металлы обладают уникальным, не присущим никаким другим материалам сочетанием прочности и стойкости к хрупкому разрушению. Вот за это сочетание практики и «прощают» металлам их недостатки: большую плотность («тяжелые») и, за редким исключением, склонность к коррозии («ржавеют»).
Выше уже упоминалось, что уникальная особенность металлов — сочетание высокой прочности, нужной твердости (высокой или низкой — когда что нужно) и стойкости к хрупкому разрушению, или, другими словами — пластичностью, способностью деформироваться при высоких нагрузках и одновременно увеличивать свою прочность, упрочняться. Упрочнение тоже одно из уникальных свойств металлов. Роль дислокаций в пластической деформации можно увидеть на рис. 4. Здесь к металлу в горизонтальном направлении приложена большая растягивающая сила, и он начал деформироваться. Видно, что деформация происходит путем скольжения дислокаций — их можно обнаружить по «разреженным» атомным рядам. Некоторые дислокации уже вышли на поверхность кристалла и образовали ступеньки (вверху).
Еще сложнее (и тем интереснее) изучать наноструктуру и ее перестройки в сплавах. На рис 5 в начальном положении два кристалла прямоугольной формы просто лежали друг на друге. С течением времени не только изменилась форма кристаллов (сгладились углы и т.д.), но атомы двух металлов вступили во взаимодействие — началось взаимное растворение. Существенно, что этот процесс идет с аномально высокой скоростью: на несколько порядков большей, чем предсказывали классические теории. Только изучение процесса с помощью метода молекулярной динамики позволило увидеть и объяснить эту аномалию.
В самом деле, справа, на границе двух металлов уже сформировались и видны атомные цепочки, взаимно проникающие друг в друга без участия классического механизма переноса массы с помощью вакансий – см. рис.3. В заключение можно отметить, что методом молекулярной динамики проводится также компьютерное моделирование ядерных взрывов, позволившее отказаться от ядерных испытаний.
|