КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А) уровень объективной реальностиВ философской литературе, начиная с античности, под объективностью пытались понимать тот уровень действительности, который существует, существовал и будет существовать независимо от того, существует или нет человек. Материалистическая линия в философии, идущая со времен античности, объявила материю объективно существующей и первичной по отношению ко всем остальным реальностям. Причем духовность есть продукт развития материального. И, пожалуй, верное завершение эта линия получила в начале ХХ века в гносеологическом определении понятия материи, сделанном В.И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Данное определение, являющееся обобщенным выводом, выявляет, что бытием обладает все то, что обнаруживает себя, изменяется под воздействием другого, в то же самое время изменяет и другое, при этом материя есть: - Вся объективная реальность, существующая независимо от человека и включающая в себя то, что обнаруживается или может быть обнаружено сознанием; - Материя дается нам через ощущения; - Материя обладает таким всеобщим свойством, как отражение; - Высшей формой материи является сознание. Кроме того, среди свойств материи отмечают ее объективность, бесконечность, несотворимость, неуничтожимость, вечность во времени, неисчерпаемость структуры, способность к отражению, детерминированность (причинность) всех явлений. Говоря об этих свойствах, следует подчеркнуть, что они как внешне, так и внутренне со стороны реальности, и их познание происходит при помощи науки и в других формах. Мало того, научное познание материи не ограничивается внешним описанием вещей, предметов, явлений и событий. Оно обязательно раскрывает их внутреннюю основу — причину их существования и те свойства, которыми они обладают. Так, вплоть до второй половины ХХ века вещество и энергия рассматривались как две основные формы реальности, на основе которых существуют все остальные ее виды, включая такие сложные как биологическое и социальное. Однако с возникновением кибернетики и теории информации выяснилось, что исходная субстанция, материя обладает гораздо большей сложностью. Наряду с веществом было введено понятие «поле», которое подобно веществу также обладает массой и энергией. Исходя из этого, Н. Виннер в свое время предложил рассматривать основу всего существующего как единство вещества и поля, с одной стороны, информации, с другой, и энергии с третьей. В современной науке содержание материи понимается как единство вещества, поля и плазмы, порождаемых флуктуациями вакуума. В понятие материи включается также информационный аспект существования всех материальных систем, который выражает порядок вещей и явлений в материальном мире. С этой точки зрения, современная наука при объяснении явлений мира в основном исходит из материалистически-монистического понимания субстанции, подразумевая под ней материю как объективную реальность в аспекте единства всех форм ее движения (механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное), всех возникающих и исчезающих в этом движении различий и противоположностей. Одним из фундаментальных принципов современного взгляда на мир и бытие является неразрывность реальности и ее изменение. Быть - значит изменяться, при таком подходе движение есть изменение, эти понятия тождественны и, исходя из этого, философия рассматривает следующие свойства движения: Во-первых, движение неотделимо от его материального носителя и объективно. Во-вторых, вся существующая реальность, все ее формы находятся в движении и изменении, «все течет, все изменяется». В-третьих, движение противоречиво, т. к. двигаться в смысле изменяться — это значит быть и не быть одновременно, т. е. быть тем же самым и в то же время другим, одновременно находиться в движении и покое, что означает, движение, изменение — абсолютно, покой — относителен; в движении существует соотношение устойчивости и изменчивости. А это, в свою очередь, означает, что все вещи и явления сохраняют свою определенность, поскольку обладают устойчивостью, способностью противостоять силам, стремящимся изменить их (например, Земля как гироскоп сохраняет неизменный наклон своей оси, вращаясь вокруг Солнца, на чем основана смена времен года). В-четвертых, движение существует в различных формах: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Эти формы соответствуют различным формам бытия (природа, общество и человек). Они строго субординированы от простого к сложному и отражают последовательность развития форм бытия в доступной нам части Вселенной: каждая форма движения порождается существующей формой реальности; каждая форма основывается на других, уже существующих формах реальности, без которых она не может существовать (например, биологическая форма движения основывается на механико-физико-химических формах, социальное — на биологической. При этом важно учитывать, что при изучении форм бытия используются два подхода: первый - это возможность сведения высшей формы к более простым, низшим; второй - несводимость высших форм движения к законам низших форм, так как каждая форма реальности обладает своей качественной спецификой, важнейшей в результате внутренних взаимодействий элементов ее носителя. Наконец, рассматривая уровень объективной реальности и природу как первую форму бытия, важно учитывать смысл категории пространства и времени. Необходимость в этом заключается прежде всего в том, что человек что человек в своей деятельности обязательно обнаруживает такие особенности и структурной организации мира, где части и элементы, из которых построены материальные объекты определенным образом расположены друг относительно друга; каждый объект занимает какое-то место среди других объектов, граничит с ними. Все эти предельно общие свойства, выражающие структурную организацию материального мира — свойства объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с другими объектами — выступают как наиболее общие характеристики пространства, которые измеряются по длине, ширине и высоте. С другой стороны, материальный мир состоит не только из структурно расчлененных объектов. Эти объекты находятся, как отмечали выше, в движении и развитии. Они представляют процессы, развертывающиеся по определенным этапам. Следовательно, в них можно выявить некоторые качественные состояния, стадии, сменяющие друг друга и характеризующиеся определенной повторяемостью и длительностью. Сравнение различных длительностей может стать основой для количественных мер, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Эти характеристики процессов в отношении длительности дают определенное представление о времени. Человек находит какой-то повторяющийся процесс, который выбирают за эталон и с ним сопоставляют непериодические, более сложные процессы, например, периодический процесс вращения Земли, вокруг своей оси делится на сутки, движения Земли вокруг Солнца отмеряют года. В принципе можно ввести и более крупные единицы времени, скажем, галактический год – 200 млн. лет, за которые Земля обращается с Солнцем вокруг центра галактики. Но одно важно усвоить, что время движется от прошлого через настоящее к будущему. Характеризуя первую форму бытия, важно тоже иметь в виду, что категории пространства и времени не существуют в отрыве от материи. Кроме того, в истории философии существовали различные концепции пространства и времени (субстанциональная и реляционная). Субстанциональную отстаивал И. Ньютон, а реляционную концепцию Г. Лейбниц. Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтительности реляционного материалистического подхода к пониманию пространства и времени. В этом плане необходимо обратить внимание на достижения физики XX века, создание теории относительности, которые явились значительным шагом в понимании природы пространства и времени. Так, теория относительности показала, что при увеличении относительной скорости движения системы отсчета пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются. Наконец, три основные сферы материального мира – неживая природа, живая природа и общество — характеризуются специфическими пространственно-временными структурами. Например, социальное пространство обладает особым человеческим смыслом—значимые для человека (жилище и поселение), территория вокруг него, включающая особые зоны хозяйственных циклов, технические устройства, упорядоченное пространство полей, садов, орошаемых земель, архитектура городов — все то, что выступает как культурно значимые пространственные формы. Специфика социального пространства неразрывно связанна со спецификой социального времени, отражающее внутреннее время общественной жизни. Оно является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. Причем важно иметь в виду, что социальное время течет неравномерно: оно уплотнится и ускорится по мере общественного прогресса. Б) Уровень объективной реальности Сейчас не вызывает никакого сомнения то, что бытие может существовать не только в материальном, но и в идеальном измерении субъективная реальность есть объективная реальность, но выражения в сознании отдельного человека или в общественном сознании. Типичным примером этого является культура, под которой понимаются совокупность значимых духовных ценностей, чувствовавшие мысленные образы, продукты художественного творчества книги, живопись, музыка. Мир идеального - это в целом знания, мораль, искусство, традиции, обычай, в ходе исторического развития этот мир приобретает все большее значение. Говоря об этом следует выделить три подхода к идеальному как к особому уровню субъективной реальности. Мыслители, придерживающиеся первого подхода, утверждают, что идеальное есть тождество с общественным сознанием, продуктом истории и социума (См.: Ильенков Э.В Проблема идеального / Вопросы философии, 1979,№ 6—7). Приверженцы второго подхода подчеркивают, что идеальное является свойством человеческой психики, когда мозг контактируя с высшим миром, порождает идеальное (см.: Дубровский Д. И. Проблема идеального. М.,1983. А сторонники третьего подхода считают, что идеальное существует независимо от реальности в виде идеальных людей, Эйдосов, Идеалов (Например, идеальный Газ в химии, идеальная геометрическая фигура, виртуальная реальность в компьютере. При таком подходе идеальное выступает даже в качестве своеобразной меры реального (см.: Лифшиц М.А.. Об идеальном и реальном. Вопросы философии, 1984, № 10. Все это свидетельствует о сложной природе данного уровня субъективной реальности, отлично, как видно, от объективной реальности. В) Уровень трансцендентной реальности. Под этой реальностью в различных философских воззрениях (схоластической философии и в богословии) понимают «высшую» реальность, которая легко бы определяет все остальное. Как правило, склонимами трансцендентной реальности являются Бог, Дух, Брахман, Дао, бессклонность с ее абсолютными характеристиками пространства, времени и движения. Для философов, убежденных в существовании данного уровня бытия, нет сомнения, что этот уровень определяет все остальное. Таким образом, можно отметить, что бытие как целостность всего существующего имеет три уровня: объективный, субъективный и трансцендентный. Способом существования бытия является движение. Каждая форма движения соотносима с определенным уровнем организации бытия в мире. Анализ проблем бытия — этот первый шаг по пути конкретизации нашего отношения к миру. Бытие в качестве исходной категории философии раскрывает не только факт существования человека, но и его смысл. Существование бытия зависит от усилия человека быть, стать, исполниться человеком. Литература: 1. Иванов В.П. Человеческая деятельность — познание — искусство. К., 1977. 2. Кузнецов Б.Г. Разум и бытие. М., 1972. 3. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. М., 1991. 4. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. 5. Хон Г.Н. Бытие как исходная категория философии. СПб., 1993. 6. Человек и его бытие как проблемы современной философии. М., 1977. 7. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. 8. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М. 1996. 9. Мамардашвили М.К. Путь к очевидности. М., 1997. 10. Огурцов А.П. Бытие// Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
Федоров А.Б. – секретарь ученого совета Санкт- Петербургского университета МВД России, кандидат исторических наук, доцент, полковник милиции; Хон Г.Н –профессор кафедры философии,заслуженный работник высшей школы РФ, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, доктор философских наук, профессор.
|