КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бытие как исходная категория философии1. Философский смысл проблемы бытия. 2. Развитие понятия о бытии в философии. 3. Уровни, формы и способы существования бытия. Ключевые понятия: Бытие— философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. Бытие мира— возможность, обладающая характеристиками движения, пространства и времени. Материя (от лат. materia – вещество) — это (в марксизме) «… философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Дух — (от лат. spizitus – дыхание как носитель жизни – понятие формообразующего начала, (в марксизме) синоним сознания, в идеализме – носитель первоначала (абсолютный, мировой дух). Субстанция (от лат. substantia – сущность) — неизменное, что существует самому себе и в самом себя, что является основанием реальности. Движение — изменение вообще, положение тела в пространстве и времени, способ существования бытия. Пространство — форма проявления бытия, характеризующаяся протяженностью, структурностью, взаимодействием существующих элементов во всех его системах. Время — форма существования бытия, характеризующаяся длительностью и последовательностью смены его состояний. Причинность — связь между отдельными состояниями структурно организованного бытия в мире. Детерминизм — (от лат. determuho – определяю) – учение о первоначальной определяемости происходящих в мире процессов, когда одно явление с необходимостью порождает другое явление, событие (см.: теологический, космологический, антропологический, этический детерминизм). Индетерминизм — учение, отрицающее причинную связь или не может быть определена (онтологический и методологический индетерминизм). Закон — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями бытия в мире. Онтология — учение о бытии, изучающее фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Гносеология(теория познания) — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности. Становление — философская категория, означающая процесс формирования какого-либо материального или идеального объекта. Учение о бытии называется онтологией, а категория бытия объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы, процессы, состояния и события объективной действительности, рассматриваемой как целостность мира. При этом, еще со времен античности для выражения единства бытия использовали понятие «субстанция», которая означала внутреннее единство многообразия вещей действительного мира. Однако разные мыслители за субстанцию признавали тот материальное, то идеальное (признание только одной субстанции является монистическим, признание двух субстанций – дуалистическим, а множества субстанций – плюралистическим взглядом на мир). Категории бытия объединяют основные идеи осмысления вопроса о существовании мира: 1) Мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2) Природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя в разных формах бытия; 3) Их различное существование – предпосылка единства мира; 4) Мир развивается по законам объективной диалектики. Он создает реальность, которая существует прежде сознания, до возникновения людей. Кроме того, бытие связано с целым рядом других категорий (небытие, существование, пространство и время, материя, становление, качество, количество, мера…). Познание основных форм бытия – необходимое условие овладения свойствами действительного мира – включает: - Бытие вещей, состояний естественной природы; - Бытие вещей и процессов, сотворенных человеком – искусственная природа; - Бытие человека в мире вещей и специфическое бытие; -Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное; - Бытие социального, которое делится на бытие человека и бытие всего общества. Наконец, познание категории бытия предполагает осмысленное представление того, что все тела имеют определенную протяженность (пространство: длину, ширину, высоту) и время, являющееся формой координации сменяющихся объектов и их состояний. В этом аспекте важно установить, что пространство и время имеют свою специфику в жизни общества: 1) Человечество от одного исторического этапа к другому формировало географическую среду, среду обитания и среду деятельности, изготовляя орудия труда, строя жилища, одомашнивая животных, очеловечивая природу и формируя социальное пространство; 2) Cоциальное время, как форму бытия общества, выражающую длительность исторических процессов, их смены в ходе человеческой деятельности: первобытное общество, длившееся сотни тысяч лет; рабовладельческое общество – десятки тысяч лет; феодальное общество – около 1400 лет; буржуазное общество - около 500 лет; социалистическое общество – около 100 лет.
|