КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наука как основная форма человеческого познанияК рассмотрению такой важнейшей формы человеческого познания как наука можно подойти многообразно. Однако с самого начала необходимо уяснить, что слово «наука» буквально означает знание, тот важнейший элемент, который мы рассмотрели в структуре сознания (знания, эмоции, воля, память), где под знанием имеется в виду удостоверенные сведения о материальных и духовных явлениях, верное их отражение в сознании человека. С этой точки зрения знание противоположно незнанию, как говорили в древности, то есть отсутствию проверенной информации о чем-либо. А в познании знание есть процесс погружения ума в действительность ради подчинения её власти человека. Разум движется от незнания к знанию, от поверхностного знания ко все более глубокому и всестороннему, а поэтому знания могут быть различными: житейскими (обыденными), донаучными и научными, эмпирическими и теоретическими. С другой стороны, важно понимать, что элементарные знания свойственны также животным, которые располагают верной информацией о некоторых свойствах вещей и их простейших отношениях, что является необходимым условием их верной ориентировки в окружающем мире. Первобытные люди обладали немалыми знаниями в форме передаваемых от поколения к поколению полезных сведений, обычаев, эмпирического опыта, производственных навыков. Они многое умели делать и их умения основывались на знаниях. Это свидетельство того, что и житейские, и донаучные, и научные знания основаны на практике. Например, тысячелетиями моряки превосходно знали, как надо пользоваться рычагами, а купцы – весами. По существу эти знания были известны задолго до того, как Архимед открыл закон рычага. Но именно этот закон дал возможность создать новые механические изобретения, которые не пришли бы в голову никакому практику. Обыденные, эмпирические знания, возникшие непосредственно из практики, могут существовать без науки и вне науки. Так, ещё в седой древности было замечено, что день регулярно сменяет ночь или, что железо тяжелее дерева. В быту такого рода знаниям принадлежит немалая роль, например, мать по ознобу может заключить, что у ребенка началось заболевание. В таком случае, какие же знания становятся научными и как можно понять, что же такое наука? Будучи неотъемлемой, от практического способа освоения мира, наука как производство знания представляет собой специфическую форму деятельности. Если в материальном производстве знания используются в качестве средств повышения производительности труда, то в науке их получение осуществляется в виде теоретического описания, схемы теоретического процесса, сводки экспериментальных данных, формулы какого-либо препарата и т. д. Они образуют главную и непосредственную цель научного познания. И для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, но и ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывается метод исследования. В связи с этим для науки существуют три особенности: Первая: в отличие от многих других видов деятельности, научная деятельность дает приращение нового знания, наука выступает как сила, постоянно обновляющая другие виды деятельности. Вторая: наука есть исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Она есть духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. В этом смысле наука – это одновременно система знаний, духовное производство и практическая деятельность. Третья: научные знания начали формироваться в древних обществах (шумерская культура, Египет, Китай, Индия), но возникновение науки более всего относят к 6 в. до н. э., когда в Древней Греции возникли первые теоретические системы (Фалес, Демокрит) и сложились соответствующие для этого условия. Формирование науки в тот период требовало в первую очередь критики и разрушения мифологических систем. Для возникновения науки в тот период был необходим достаточный уровень развития производительных сил общества, развитый уровень производства и общественных отношений, приводящие к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность для систематического знания наукой определённой части общества – господствующего класса. Основные закономерности развития науки (см.: Философия. Структурно-логические схемы, сх. – 177). Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что наука – важнейший элемент духовной культуры, высшая форма человеческих знаний; система развивающихся знаний, которая достигается посредством соответствующих методов познания, выражающихся в точных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается общественной практикой. Сущность научного познания заключается в достоверном обобщении фактов, когда за случайным находят необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляют предвидение различных объектов и событий. В этом отношении нельзя не вспомнить замечательные мысли о том, что преемственность в науке обеспечивает ее функционирование как основного вида«социальной памяти» человечества, теоретически кристаллизирующей прошлый опыт познания действительности и овладения ее законами. С другой стороны, процесс развития науки находит свое выражение не только в возрастании суммы накапливаемых знаний, но и затрагивает структуру науки, которая сложна и состоит из четырех взаимодействующихкомпонентов: 1) В науку входят эмпирические знания, заимствованные не только из обыденного сознания, но и специально добываемые опытным путем через наблюдение и эксперимент. Например, зарождение новых областей теории в естествознании обычно начинается с открытия опытным путем новых фактов, которые не «умещаются» в рамки существующих теорий. Так было с открытием радиоактивности в конце прошлого века: это явление было понято как превращение химических элементов только через 20 лет. Или, например, природа открытых в 60-е годы нашего века мощных источников излучения в космосе, названных «пульсарами» перестанет быть загадкой для физиков и астрономов со временем. 2) наука – это область теоретического знания. Теория должна объяснять факты, открыть в эмпирическом материале действие законов, свести эти законы в единую систему. В каждой области науки процесс накопления фактов рано или поздно приводит к созданию теории, как системы знаний, и это верный признак того, что данная область знания превращается в науку. Так, механика стала наукой благодаря И. Ньютону, открывшему в конце 17 в. основные законы движения тел и связавшему эти законы движения тел в единую систему. Во второй половине прошлого века учение о теплоте превратилось в термодинамику благодаря открытию закона сохранения и превращения энергии и закона энтропии, а учение об электричестве стало наукой лишь тогда, когда Д.Максвелл создал стройную теорию электромагнитных процессов. Наука как теоретическая система знаний имеет своим ядром законы науки, отражающие объективно необходимые, существенные связи явлений той или иной области бытия. К теоретической области науки относятся также гипотезы, без которых наука не может развиваться и которые в ходе их проверки практикой либо отвергаются, либо очищаются от заблуждений и перерастают в теории. 3) Важнейшим компонентом науки является ее мировоззренческие, философские основы и выводы. Например, понимание закона сохранения и превращения энергии, закона энтропии, положивших начало термодинамике было бы невозможно без уяснения философских вопросов о вечности и бесконечности материи и движения, об их количественной и качественной неуничтожимости. Теория относительности А.Эйнштейна устанавливает связь пространства, времени и материи, квантовая теория раскрывает взаимоотношение прерывности и непрерывности в микромире, а это не только физические, но и философские проблемы. Все эти примеры показывают, как наука все глубже проникает в сущность явлений и процессов, охватывает все более широкий круг современной картины мира и именно поэтому наполняется в возрастающей степени философским содержанием. 4) четвертым компонентом науки является практика. Этот компонент показывает, что наука, являясь явлением духовной жизни общества, в то же время воплощается и в сфере материальной жизни. Она представляет собой особую область человеческой деятельности, где теория сливается с практикой, неразрывно связана с ней. Ещё на ранних ступенях развития науки ученые не только созерцали природу, но и действовали в интересах практики: изобретали приборы, вели с их помощью наблюдения, ставили эксперименты и добывали новые факты. Так, еще в древности был создан астрономический прибор «гномон» - вертикальный столбик на горизонтальной площадке, позволявший грекам точно определить высоту солнца над горизонтом и географическую широту. В новое время быстрое развитие получили такие формы научной практики, как инструментальное наблюдение, эксперимент. В последующем для науки создали целую экспериментальную базу, требующую колоссальных затрат для оборудования и технического оснащения научного производства: гигантские синхрофазотроны, космические корабли и спутники, станции, точнейшие приборы, позволяющие измерять промежутки времени и интервалы пространства в микромире. С этой точки зрения, разграничение между теорией и практикой во многих областях потребовало разделения труда между учеными: физики-экспериментаторы ставят опыты, управляют приборами, дают первичное обобщение полученных данных, а физики-теоретики целиком посвящают себя обобщению данных эксперимента, развитию фундаментальной теории. Точно такая же тенденция и в развитии многих естественных наук, например, в области медицины, при решении сложных проблем современной генетики, в психологии, в нанотехнологии и т.д. Важно в этой связи выявление главной особенности практической деятельности в науке, которая подчинена делу добывания знаний, развития теории, показывая, что наука как форма человеческого познания не существует без материального момента, без того, что называемся «научной практикой». Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, условно можно разделить на три большие группы: а) естественные науки; б) общественные (социально-гуманитарные) науки; в) технические науки. Каждая из этих групп, в свою очередь, образует систему разнообразным способом координированных и субординированных предметными и методическими связями отдельных наук, что делает их классификацию крайне сложной и полностью ещё не завершённой до сих пор. Естествознание – система наук о природе, одна из трехосновных областей человеческого знания; теоретическая основа промышленности, сельского хозяйства, научный фундамент материализма, диалектического понимания природы. Познание природы и формирование естественных наук достигается в результате теоретической и производственной деятельности человека. При этом естествознание имеет двоякую цель: 1) раскрытие сущности явлении природы, познание их законов и предвидение на их основе новых явлений; 2) указание на возможность использовать на практике познанные законы природы, Среди великого множества естественных наук можно назвать следующие: механика, астрономия, астрофизика, физика, химическая физика, физическая химия, химия, геохимия, геология, география, биохимия, биология, зоология, зоопсихология, ботаника, физиология человека, антропология и другие. Общественные (гуманитарные) – социальные науки – это совокупность наук о человеке и обществе, которые отличаются от наук о природе (естествознание) и практическом использовании ее законов. В составе гуманитарных наук выделяют науку о мышлении. При этом науки представляют собой систему всех областей знания об обществе, законах его возникновения и развития, о его структуре, отдельных элементах этой структуры и различных сторонах человеческой жизни: об общественном бытии и общественном сознании, их взаимодействии; о человеке, его формировании, деятельности и развитии; о человеческих общностях: классах, нациях, этногруппах и отношениях между ними; о материальной и духовной культуре в обществе. К общественным наукам прежде всего относятся: история, археология, этнография, экономическая география, социально-экономическая статистика, социология, политология, науки о базисе и надстройке, о государстве и праве; языкознание и психология, педагогика. Технические (практические) науки. В классическом понимании к техническим наукам следует отнести прикладную механику, техническую физику, металлургию, химико-технические науки, горное дело, геологию, сельскохозяйственные науки: земледелие, агрономия, ветеринарное дело, медицинские науки и т.д. Однако надо иметь в виду, что в современном естествознании и технических науках, по сравнению с 19 в., произошли коренные изменения, которые вызвали возникновение принципиально новых: субатомная физика (квантовая механика, электронная и ядерная физика), которая изменила соотношение между физикой и механикой, физикой и химией, развилась кибернетика, связующая многие отрасли естествознания, математики и техники; возникла космонавтика, повлиявшая на развитие ряда наук, особенно астрономии. С другой стороны, классификация современных технических наук имеет широкие связи с конкретной экономикой, где она рассматривается с основными отраслями народного хозяйства: промышленность (тяжелая и легкая, обрабатывающая и добывающая промышленность, транспорт и связь); сельскохозяйственные науки: растениеводство и животноводство); медицинские науки и здравоохранение. Черезэти отрасли производства, связанные с материальной жизнью общества, технические науки осуществляют широкое взаимодействие с общественными науками. Своеобразно и принципиально по-новому естественные, математические и технические науки стали увязываться при возникновении кибернетики, выросшей на основе решения задачи автоматизации производственно-технических процессов. Поэтому, говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сторонами и сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых современной наукой социальных функций: 1) функции культурно-мировоззренческие; 2) функции науки как непосредственной производительной силы; 3) функции как социальной силы, связанной с тем, что научные знания и методы все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития. Все три группы выполняемых современной наукой функций как социальной силы актуализируются при решении глобальных проблем экологического характера. Как известно, НТП составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение окружающей среды, обостряющаяся демографическая ситуация и проблемы войны и мира, возрастающая опасность ядерной войны, Вследствие этого науке в новом тысячелетии отводится ведущая роль в определении масштабов и параметров экологических опасностей. Мало того, только она способна сегодня помочь человечеству в планетарном масштабе разрешить экологические проблемы, интенсивно увязывая технико-экономическое развитие человечества, социальное управление и создавая новые социальные институты, способные преодолеть кризисные моменты в развитии общества, выявляя средства преобразования природной и социальной действительности с помощью самой науки. Наука, учитывая реальное значение новых формосвоения мира, соединяет их достижения с интересами человека и человеческого общества в целом. А это показатель того, что современному человечеству требуется наука будущего, гармонически соединяющая познавательные, эстетические, нравственные и мировоззренческие аспекты.
|