КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ключевые понятия. Диалектика (греч. dialektike — искусство вести спор, беседу) — в современном значении термин, обозначающий философскую науку о наиболее общих (всеобщих)Диалектика (греч. dialektike — искусство вести спор, беседу) — в современном значении термин, обозначающий философскую науку о наиболее общих (всеобщих) законах развития природы, общества, мышления и познания. Следовательно, диалектика — это философская теория развития, вскрывающая и познающая посредством категорий универсальные связи бытия. Метафизика (греч. — meta ta physika — то, что идет за физикой, после физики) — термин, имеющий, по крайней мере, три смысла: в творческом наследии гениального античного мыслителя Аристотеля (384—322 до н. э.) под «метафизикой» понималась «первая философия», рассматривающая сущее как таковое, лежащее в основе всех явлений, и прежде всего физических; Начиная со средневековья и вплоть до наших дней, метафизикой называлось и называется либо учение о сверхъестественных, «духовных первоначалах бытия», либо просто абстрактные (порой лишенные практического смысла) умозрения, «умствования», либо наука о том, что пребывает за границами эксперимента, опыта; Гегель и последующая диалектическая традиция объективного идеализма метафизикой обозначили метод познания, рассматривающий явления не в их развитии и взаимной связи, а разрозненно, изолированно, подверженных лишь механическим изменениям вследствие столкновения внешних противоположных сил. Метод (греч. methodos — путь, способ исследования, обучения, изложения) – прием, способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь, исходящий из знания закономерностей развития реального мира и исследуемого предмета, явления, процесса. Предельно общим является диалектический метод, опирающийся на диалектическую теорию развития, в отличие от метафизического метода, ориентированного преимущественно на механическое представление о мире. Категория (греч. kategoria — высказывание, суждение, определение) — предельно общее понятие, отображающее наиболее общие, существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений реального мира. Каждая наука имеет свою систему категорий. Так, правовую реальность характеризуют такие категории, как «норма», «закон», «преступление», «правонарушение» и др. Философские категории, также являясь предельно общими понятиями, отражают универсальные связи бытия, т. е. такие связи, которые одновременно действуют во всех областях реального мира. Отсюда всеобщее мировоззренческое и методологическое значение философских категорий. Развитие — философская категория, отображающая единство прогрессивных (усложняющихся) и регрессивных (нисходящих) качественных изменений, характеризующихся необратимостью, противоречивостью и неодолимостью (в конечном счете) нового в процессе самодвижения и саморазвития. Содержание и структура диалектики как науки Познание и понимание, о которых речь шла прежде, есть более или менее верное отражение того, что происходит в реальном бытии, его связей, отношений, законов, закономерностей и т. д. При этом каждая из областей познания — будь то природа, или общество, или мышление, или понимание самого познания — имеет, естественно, свою специфику, вытекающую из того, что именно познается. Эта специфика диктует выработку определенных способов и методов познания, пригодных для исследования данной конкретной области действительности (бытия). Отсюда математика имеет свои методы исследования, социология — свои, сфера права — свои и т. п. Специфика же философского познания заключается в том, что оно стремится исследовать такие связи, которые одновременно имеют место (действуют) и в природе, и в обществе, и в мышлении, и в познании. Такого рода связи называют универсальными, а философская наука, которая исследует эти связи и формирует на их основе всеобщие законы, называется диалектикой. Диалектику по преимуществу и определяют как науку о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления и познания. Такое понимание диалектики в истории философии сложилось не сразу. В Древней Греции словом «диалектика» обозначали искусство вести беседу, спор, дискуссию. Мастером такого рода диалектики был прославленный мудрец Сократ (469-399 до н. э.), который путем искусно поставленных вопросов подводил оппонента к высказыванию противоположных суждений об одном и том же предмете спора, что наталкивало собеседников, в конечном итоге, на поиск истины. Основатель логики Аристотель (384-322 до н. э.) называл диалектикой науку о вероятных мнениях. В средние века диалектикой называли формальную логику. И только великий Гегель (1770-1831), завершитель немецкой классической философии, придал термину «диалектика» тот смысл, который и поныне обозначает философскую науку об универсальных связях развивающегося бытия, противопоставив ей метафизику, распространившую механические методы (прибавление и вычитание, расчленение целого на его составные части и т. п.) на объяснение всего происходящего, что приводит, как убедительно показал Гегель в «Науке логики», к чрезвычайно упрощенному и извращенному взгляду на мир в целом. Но диалектика Гегеля, являясь основой всякой диалектики, оказалась все же мистифицированной тем, что, во-первых, он, несмотря на признание развития всего и вся, объявляет свою собственную философию последним словом в истории человеческой мысли, а прусскую монархию — венцом общества, и, во-вторых, у Гегеля подлинным творцом действительного мира является Абсолютная идея, что также, естественно, не соответствует наличному знанию людей ни о мире, ни о себе. К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В. И. Ленин (1870-1924) и другие выдающиеся материалистически мыслящие философы демистифицировали диалектику Гегеля, и оказалось, что именно через обнаружение (выявление) вышеназванных универсальных связей и всеобщих законов (как и «угадал» Гегель) познается во всей полноте движение и развитие реального мира (а не только Абсолютной гегелевской идеи) и именно это составляет содержание (предмет) подлинной диалектики как философской науки. И как любая другая целостная теоретическая система знания, диалектика имеет свою собственную внутреннюю структуру, т. е. свои принципы, законы и категории, конкретизирующие и воспроизводящие ее содержание.
|