Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Деятельность как способ существования человека




Социальная жизнь есть деятельность людей, возникающая только в процессе их взаимодействия, взаимообмена на основе соединения способностей. Индивид, с рождения оторванный от общества, остается животным. Поскольку человеческая деятельность может существовать только как общественная, постольку человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, складывающиеся в процессе общественного производства. Следовательно, сущность человека предстает как совокупность всех общественных отношений. Вне этого человек не проявляется, не существует и не развивается как человек.

Однако процесс общественной жизни просто не сводится к природным и духовным процессам, а предстает специфическим общественным бытием. Человек, представляющий собой высшую форму движения материи, проявляет свою универсальность в многообразных видах целесообразной деятельности, опирающихся на познание законов объективного мира, превращающих природу в свое неорганическое тело при помощи гаммы развивающихся чувств для более полного восприятия действительности.

В этом смысле в человеке заложено, по Канту, активное творческое начало, способное подчинить природу законам своей разумной деятельности. С этой точки зрения, человеческая деятельность есть процесс, который, будучи направлен на достижение поставленных человеком субъективных целей, может привести к успеху лишь постольку, поскольку это не противоречит объективным законам природы.

В основе человеческого бытия лежит материальная, практическая деятельность. Способность же человека к духовной деятельности исторически формируется и совершенствуется с развитием общественной практики человечества.

Практическая деятельность позволила человеку стать разумным существом. В ходе воздействия на окружающую действительность человек изменяет и самого себя, развивает свои силы и способности. Вовлекая в свою деятельность различные орудия, он может осуществлять любой вид деятельности, носящий универсальный характер.

С этой точки зрения важно разобраться, какой смысл вкладывается в понятие «деятельность». Деятельность есть процесс, в котором человек воспроизводит и творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы — объектом своей деятельности.

Наиболее общей философской категорией, под которую можно подвести понятие деятельности является категория «движение» (как способ существования материи). Исходя из этого соотношения, «активность» — характеристика жизни; «поведение» — способ существования животных; а «деятельность» — сущностная характеристика человека, то есть «деятельность — это способ существования человека.

Иными словами, животное в своем поведении приспосабливается к окружающей среде и необходимые средства к существованию берет в основном у природы в готовом виде, а человек с помощью деятельности преобразует ее. Активно воздействуя на условия своего существования и изменяя их, человек творит вокруг себя «вторую природу» — искусственную среду, мир культуры.

В деятельности и через деятельность происходит формирование и развитие человека, его самореализация, проявление его задатков и способностей. Побудительной силой человеческой деятельности выступают потребности и интересы людей. Потребности бывают биологические и социальные. Биологические потребности и их удовлетворение обеспечивают нормальное функционирование человеческого организма (потребности в еде, одежде, в жилище и т. д.). Неудовлетворение потребностей может вести к изменению нормальной жизнедеятельности либо к его гибели.

Развитие потребностей человека совершается в процессе и на основе развития способа производства. Поэтому специфическими для человека являются потребности социальные, порожденные развитием общества, — потребности в труде, общении с другими людьми. Биологические же потребности сохраняются у человека в снятом виде, не существуют совершенно изолированно от социальных потребностей, в конечном счете, опосредуются социальным развитием. Чем более богата, разнообразна, развита жизнь общества, тем богаче, разнообразнее, более развиты потребности людей. Это потребность в освоении мира, потребность в творчестве, любви, милосердии, дружбе, труде, познании и т. д.

Потребности различают и по другим основаниям: индивидуальные и общественные потребности, материальные и духовные, здоровые (естественные) и нездоровые (искусственные), предметные и функциональные…

К нездоровым потребностям, например, относят потребности в курении, алкоголе, наркотиках. Удовольствие от удовлетворения нездоровых потребностей обманчиво, но вред очевиден.

Формой осознания потребностей является интерес как внутренний побудитель активности человека. Но учитывая, что интерес является более абстрактным побудителем, чем потребность, можно выделить объективные основания интереса. При этом интересы бывают: общественные, коллективные, индивидуальные; экономические, политические, научные; государственные, национальные, партийные, классовые; сознательные и стихийные, реальные и надуманные; социальные, асоциальные, антисоциальные и т. д.

Говоря об интересах человека, являющихся внутренним побудителем его активности, следует обратить внимание будущих работников правоохранительных органов на социальные и антисоциальные интересы. Как известно, причина правонарушений — это стремление лица удовлетворить (или проявить) противоправным (противозаконным) способом свои интересы, стремления, эмоции. Условия, формирующие такие интересы, бывают разнообразны.

Необходимо учитывать, что в условиях современной жизни одной из причин роста количества правонарушений является болезненный и противоречивый переход к рыночным отношениям, нестабильность и упадок экономики, инфляция при низкой заработной плате, которую также своевременно не выплачивают как в бюджетных, так и коммерческих и частных организациях и предприятиях. В 1997 году почти 34 миллиона человек в России имели денежные доходы ниже прожиточного минимума. По этому показателю бедность в России по сравнению с 1990 годом (кануном реформ) увеличилась в 14-16 раз (см.: Русский собор, 1998, № 28). Резкое снижение жизненного уровня подавляющего большинства населения привело к небывалому росту преступлений, в особенности таких, как кражи, хищения имущества граждан и государства, грабежи и разбои.

Иными словами в реформируемом российском обществе в условиях разрушительных криминально-рыночных отношений усиливается отчуждение человека от труда, коллектива, семьи, культуры и от самого себя. Происходит снижения жизнеустойчивости большинства людей, их дезадаптация. Возрастают факторы риска для жизни и здоровья, наблюдается рост социальных, особенно инфекционных и психических заболеваний. Например, юноши, которых ныне призывают в Вооруженные Силы, в большинстве своём физически, морально-психологически и интеллектуально не готовы к службе.

В жизнь вступает больное поколение. В стране уменьшается средняя продолжительность жизни людей, растёт смертность, сокращается рождаемость, идёт процесс депопуляции, особенно государство-образующего этноса.

Сохранение и развитие современной цивилизации в условиях глобализации должно быть связано с повышением значения деятельности человека, с ростом его свободы, гражданских прав. Как считают современные исследователи медицины, человек и общество должны существенно измениться, чтобы не погибнуть в новом тысячелетии.

Думается, этих причин достаточно, чтобы убедится в необходимости овладения будущими врачами системой знаний о человеке, в основе которых лежат фундаментальные философские учения, посвящённые проблеме совершенствования, а не разрушения цивилизации.

Помимо таких правонарушений, видимо, есть необходимость обратить внимание и на значительный рост корыстных преступлений, совершаемых предпринимателями, коммерсантами, банковскими работниками, чиновничьим аппаратом, вызванные не бедностью, а стяжательством и стремлением непомерно умножить свое богатство.

Нельзя не учитывать и кризис морали в нашем обществе, вызванный низким авторитетом государственных и должностных лиц, дискредитацией принципов демократии, недобросовестностью предпринимателей, которые расцениваются значительной частью населения как оголтелые спекулянты.

К асоциальным интересам определенной части общества можно отнести также возрастающий эгоизм, равнодушие к другим людям, социальную и политическую апатию, цинизм, жестокость. Все эти обстоятельства — благодатная почва для формирования «противозаконного синдрома», в особенности у молодежи.

В процессе деятельности человеческие потребности находятся в постоянном изменении, удовлетворение одних приводит к возникновению новых. Формирование разумных потребностей (социальных, духовных, функциональных) обогащает человека, приносит пользу всему обществу.

Необходимыми компонентами человеческой деятельности являются:

1. Субъект деятельности. Им выступает отдельный человек, группа людей, трудовой коллектив, общество в целом. При этом и индивидуальная, и коллективная деятельность включены в систему разнообразной деятельности общества и человечества в целом. Но в каждом случае носитель деятельности обладает обязательно определенными знаниями, навыками и конкретными мотивами деятельности.

2. Объект деятельности. Он может быть материальным, идеальным, им может быть и сам человек, когда речь идет, скажем, о самовоспитании. Материальные объекты деятельности включают природу, в том числе и «вторую природу», созданную самим человеком в процессе преобразования окружающего мира. Но при этом человек должен знать, что нельзя делать то, что хочется, а нужно делать то, что возможно и не противоречит интересам общества.

3. Цель деятельности — это идеальная модель того, что необходимо сделать. В процессе своей деятельности человек может ставить перед собой новые и новые цели, выходя иногда даже за рамки биологических потребностей, но они, выражая активную сторону конкретной личности, коллектива или общества в целом, должны находиться в соответствии с объективными законами, реальными возможностями окружающего мира и самого субъекта. При этом цель может стать силой, изменяющей деятельность, только во взаимодействии с определенными средствами, необходимыми для ее практической реализации.

4. Средства деятельности. К ним относятся материальные и идеальные предметы, используемые субъектом в процессе деятельности (материальные средства — орудия труда и механизмы; в научной деятельности — мысленные модели изучаемых объектов или математические средства их описания).

5. Способ (метод) деятельности — определенное упорядочение деятельности, наилучшим образом обеспечивающее достижение цели.

6. Акты деятельности — отдельные этапы, на которые деятельность может быть разделена. Такое разделение особенно важно в процессе обучения. Чтобы научиться какой-нибудь профессии, необходимо овладеть навыками выполнения тех или иных операций. Прочно усвоенные навыки позволяют превратить часть актов деятельности в операции, выполняемые «автоматически».

7. Результат деятельности — продукт деятельности, далеко не всегда совпадающий с целью. К сожалению, человек не всегда оказывается в состоянии получить полностью то, что задумал. Причиной этому является то, что он иногда становится заложником тех средств, которые использует в процессе деятельности. Особенно показательна в этом смысле чернобыльская трагедия.

Реализуя определенную цель, человек использует разнообразные средства. Но существует определенная закономерность социальной деятельности, когда возвышенные цели невозможно достичь низменными средствами, о чем следует помнить в процессе правоохранительной деятельности. Даже самая благородная цель не может служить оправданием любых средств.

В условиях современного развития науки и техники, когда цели становятся глобальными, а технические средства могут порой выйти из-под контроля, от человека в процессе деятельности требуется ответственное отношение ко всему, что он делает. И эта ответственность должна регулироваться нравственностью — совестью, чувством долга перед людьми, честью, достоинством, порядочностью, глубоким пониманием того, что каждый из нас в ответе за судьбу мира. Важно при этом, чтобы рационализация современного общественного бытия, вытесняющая традиционные культурные нормы социального поведения, не приводила к опустошению внутреннего мира личности. Для этого необходимо преодолеть существующий разрыв между объективной, сознательно регулируемой деятельностью человека и интимно-психологической стороной его существования.

Как видно, деятельность людей чрезвычайно разнообразна. Именно поэтому, видимо, нет до сих пор общепризнанной классификации видов деятельности. Однако современная наука использует несколько оснований ее классификации:

1) виды деятельности по возрастной характеристике;

2) деятельность по преобразованию природы;

З) общественная деятельность;

4) деятельность по созиданию человека;

5) духовная (идейно-теоретическая деятельность и т. д.).

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, способствующая формированию человека как субъекта деятельности. В ролевых играх дети, подражая взрослым (летчикам, морякам, космонавтам, учителям, врачам и т. д.), осваивают формы социального поведения и общения людей. Игра выступает в данном случае как форма познания действительности, как тренировка физических и умственных способностей.

Детство, отрочество и юность в наибольшей степени связаны с учебной деятельностью, направленной на приобретение знаний, умений и навыков для будущей трудовой деятельности. Это важнейший вид деятельности, связанный с развитием сознания человека и подготовкой его к самостоятельной жизни в обществе. Однако учеба занимает большое место и после окончания школы — в вузе, на курсах повышения квалификации и в процессе самообразования.

Зрелый возраст и старость человека связаны с трудовой деятельностью — главным видом деятельности по созданию продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей и интересов. «Только в труде — радость, здоровье, достойная жизнь. Работать — это значит жить… Труд не властвует над нами: он дыхание нашей груди, кровь наших жил, единственный смысл жизни, он заставляет нас любить, стремиться к продолжению своего рода, к бессмертию человечества» (Э. Золя. Собр. соч. М.,1966, т. I, с.587).

Труд действительно выступает в качестве главного источника человеческого существования и бытия, ибо он удовлетворяет не только элементарные (присущие всему живому), но и высшие человеческие потребности: потребность в творчестве, познании, общении, самосовершенствовании, прекрасном. В труде рождаются самые благородные движения человеческой души: радость и наслаждение открытиями, созиданием, товариществом, красотой; в труде человек становится человеком, реализует себя и находит объективный смысл своей жизни — расширение границ свободы; именно в труде человек реализует атрибуты, характеризующие его природу: универсальность и свободу. И «личное счастье» в узком смысле слова тоже есть повседневный и неустанный труд — творчество — творчество в общении, в созидании, в воспитании себе подобных, в заботе друг о друге.

Труд, как отмечалось — главный источник человеческого счастья. Но счастье динамично. Человек может быть счастлив лишь тогда, когда то, что делает его счастливым, возрастает, прогрессирует, становится более мощным. Именно поэтому все человечество и каждый человек идут к своему счастью путями, пролегающими через прогресс труда.

С этой точки зрения деятельность человека по преобразованию природы направлена на освоение окружающего мира для удовлетворения потребностей человека, и она имеет несколько подвидов: промышленная, сельскохозяйственная и природоохранная деятельность.

Общественная деятельность направлена на обеспечение как жизни общества в целом, так и его отдельных сфер: политической, экономической и социокультурной.

Деятельность по созданию человека включает воспитательную, педагогическую, культурно-просветительную, медицинскую и др. виды деятельности, направленные на совершенствование, формирование личности и ее развитие.

Духовная, идейно-теоретическая деятельность обеспечивает познание мира и самопознание человека, выработку идей, концепций и теорий по освоению мира. Она тесно связана с материальной деятельностью, так как последняя предполагает наличие определенных идей, проектов, а духовная деятельность постепенно опредмечивается и материализуется. Говоря иначе, духовная деятельность помогает человеку совершенствовать практическую деятельность по добыче материальных благ, но по мере развития общества область духовной деятельности приобретает определенную самостоятельность, имеющую своей целью удовлетворение духовных потребностей людей.

На этом пути образуются такие сферы человеческой деятельности, как искусство, наука, политика, правовая деятельность. Так, например, правовая деятельность главным образом призвана осуществлять три функции: экономическую, политическую и воспитательную. Все эти функции являются социальными. Экономическая функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу общественной жизни, политическая — на политическую, воспитательная — на духовную.

В современной правовой деятельности общества относительно самостоятельное место занимает также экологическая сфера, что позволяет отдельным исследователям выступить с обоснованием существования экологической функции права.

Аналогичным образом игра из деятельности, целью которой является развитие физических и умственных способностей, превращается в спорт как особую сферу деятельности. Ныне в спорте развитие способностей рассматривается уже не как цель, а как средство достижения высоких спортивных результатов.

Таким образом, человеческая деятельность развивается, превращая свои средства в цели, а цели в средства. С этим связаны её дифференциация, происхождение и развитие ее разнообразных видов. При этом в деятельности людей, обеспечивающей существование и развитие общества, практика представляет собой процесс материального производства, чувственную материальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира, природы и общества. Она лежит в основе всех видов общественной и духовной деятельности, в том числе — и процессов общения и познания.

Идеи, близкие к этому пониманию сущности практики, если иметь в виду вопрос об источниках наших знаний, обсуждали еще мыслители древности. Демокрит и Эпикур, например, считали, что знания возникают в результате воздействия материальных атомов на наши органы чувств.

Практика есть результат всемирной истории, выражающий взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного производства. Она выступает как сложная целостная система, включающая такие моменты, как потребность, цель, мотив, отдельные действия, движения, акты, предмет, на который направлена деятельность, средства достижения цели и, наконец, результат деятельности. В практике всегда кем-то чем-то из чего-то и для чего-то что-то делается.

В процессе жизнедеятельности, прежде всего в труде, человек переделывает мир. Он, как субъект, действующий активно, сознательно, целенаправленно, являясь частью окружающей среды, одновременно изменяет ее своей деятельностью и создает вещи, входящие в «человеческий мир», отмеченные печатью человеческой практики. Говоря иначе, к практике относится все многообразие преобразовательной деятельности людей.

Однако практика — не просто материальный процесс физического взаимодействия между человеком и природой. Хотя человек как индивид продолжает оставаться живым организмом, обладающим инстинктами и плотскими желаниями (правда, тоже очеловеченными, как писал Фейербах), но главным, новым, определяющим для человека является способность к универсальному разумному созиданию. Чтобы реализовать эту способность, нужны субъективные двигательные пружины, то есть, в отличие от других материальных процессов, где взаимодействуют объекты, практика есть процесс, в котором участвует не просто субъект, а субъект, наделенный сознанием.

Поэтому общественная практика находится в диалектическом единстве с познавательной деятельностью, с теорией. В этой взаимосвязи практика является источником, основой познания, его движущей силой, дает ему фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Она питает познание, как почва дерево, не дает ему отрываться от реальной жизни. Мало того, практика является способом приложения знаний, целью познания. Любые научные знания имеют смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь: практика — арена применения силы знания, так как конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества на путях гармонизации его отношений с природой.

Наконец, практика служит в познании критерием, мерилом истинности наших знаний. Только те знания, которые прошли сквозь очистительный огонь практики, могут претендовать на объективность, достоверность, истинность.

Своеобразие практики человека и в том, что здесь материальные процессы регулируются и контролируются сознанием субъекта. Следовательно, практика неотделима от духовной деятельности людей, она есть материальный процесс, опосредованный сознанием. К сожалению, духовная составляющая деятельности и практики не стала предметом углубленного анализа в современной философии человека в противоположность предметно-вещной структуре деятельности, главным образом средств производства материальных благ, а также общественных отношений. В связи с этим важно понять, что деятельность человека и взаимодействие человека и природы сводится не только к активному преобразованию последней. Не менее важна и духовная составляющая деятельности и практики человека. В ходе практической деятельности создаются определенные духовные и моральные ценности. Такая деятельность дает личное удовлетворение, воспитывает чувство собственного достоинства, пробуждает познавательные влечения, формирует характер.

Интересен в связи с этим вывод, который делает в философии персонализма известный католический мыслитель XX века Тейяр де Шарден: «Существенным аспектом человеческого бытия является практика (преобразование природы, творчество, труд, социальная вовлеченность)… Достоин обожествления, впрочем, не только труд как таковой, но и его объект: материя, земля, весь мир, который дан человеку для того, чтобы он его усовершенствовал».

С этой тенденцией тесно связаны стремления к переоценке на почве католицизма как мира вообще, так и человеческой практики, созидательной деятельности человека, направленной на преобразование мира материи и мира межчеловеческих отношений. Как констатирует польский философ Анна Буковская, все «современные позитивные перспективы развития цивилизации совпадают с марксистской диалектикой развития, согласно которой человек сохраняет ведущую роль в борьбе с природой, изменяя лицо мира и условия собственного существования. Такую концепцию развития цивилизации мы находим также у… католических мыслителей Тейяра и Мунье, которые, по-своему переработав марксистскую доктрину, извлекли из нее выводы и на их основе создали собственную систему взглядов» (см.: Ярошевский Т. Личность и общество. М., 1973, с. 505).

Вместе с тем надо иметь в виду, что в различных философских воззрениях сущность практики трактуется далеко не адекватно. Поскольку деятельное начало в познании развивалось главным образом идеализмом, творческая активность ограничивалась лишь сферой духа. Так, идеализм рассматривал, например, художественное творчество как божественное откровение (Платон), как мистическую интуицию (Бергсон), как «сублимацию» инстинктов (Фрейд). Согласно Гегелю, практика есть «волевая деятельность идеи».

Большинство же современных философов Запада под практикой понимают деятельность, обусловленную волей, интуицией или подсознательным началом. Впрочем, нельзя отрицать, что практика носит осознанный характер. В практической деятельности человека принимают участие все его духовные силы, в том числе и воображение, а также обретаемое в обучении и практике мастерство, необходимое для осуществления его замысла.

Практика поэтому носит общественно-исторический характер. Общественный характер — прежде всего потому, что она есть коллективная, совместная деятельность людей. Здесь личный опыт индивида входит составной частью в социальную деятельность. И исторический характер — поскольку содержание практики изменяется и развивается в ходе человеческой истории.

Основными формами практики являются:

1. Производственная деятельность, связанная с созданием материальных благ. Материальное производство определяет специфику человеческого бытия и является исходной и главной формой практики. Человек, занимающийся вместе с другими людьми производством материальных благ, стремится не только к овладению окружающей его природой, но также и к господству над совокупностью условий его существования, к господству над отношениями, связывающими его с другими людьми и определяющими рамки его свободы и общественной интеграции.

2. Социальная деятельность, в которой люди формируют, поддерживают и развивают свои общественные отношения. Благодаря этой деятельности в обществе функционируют и изменяются экономические и политические структуры, определяющие и регулирующие социальные условия жизни людей.

Социальная деятельность включает удовлетворение социальных потребностей в рамках конкретного общества. На этом уровне осуществляются индивидуальные, групповые, коллективные интересы. Поэтому в социальные виды практики составной частью входят хозяйственно-бытовая, медицинская, правовая (судебно-следственная) и другие виды практики.

Правовая деятельность, например, способна оценить социальные явления с точки зрения их соответствия потребностям, интересам, идеалам и устремлениям человека в осмыслении правовых ценностей общества и государства, в котором живет и функционирует личность. Здесь важно понять, насколько историческое развитие подтвердило правильность юридического мировоззрения, возведшего право в ранг основополагающего, а не производного фактора жизнедеятельности общества.

Без научно обоснованной правовой деятельности и юридической практики невозможно сегодня представить себе общество, где существуют реальные права, обеспечивающие многомиллионным массам равную свободу и защиту их жизненных прав.

Точно так же без такой правовой деятельности нет и современного индустриального общества с развитым экономическим строем, широкой политической демократией и правовой государственностью. С учетом всего этого работникам правоохранительных органов важно понять, что правовая деятельность в современных условиях становится одной из фундаментальных основ гражданской и политической жизни демократически ориентированного общества.

Необходимость правовой деятельности и нормальной юридической практики в нашем обществе еще не раз будет напоминать о том, что история социалистического строительства в СССР и других странах Европы и Азии знала бы меньше насилия и беззакония, если бы праву в этих странах отводилось более достойное место.

Правовая деятельность в современном понимании предполагает в первую очередь признание доктрины естественного права, то есть признание неотъемлемых прав человека и гражданина, берущих свое начало от эпохи Просвещения (право человека на свободу, равноправие всех граждан, неприкосновенность собственности, безопасность от произвола властей, презумпция невиновности; разделение законодательной, исполнительной и судебной властей и т. д.). Мало того, эти права должны быть дарованы человеком не добрым правителем и законодателем, а принадлежать ему от рождения, так как человек есть «мера всех вещей».

В реализации всех этих прав, которыми наделяется человек, велика роль юридической практики, влияющей позитивно на все стороны жизни общества, существенным образом способствуя развитию происходящих в нем процессов или тормозя их. Очень важно, чтобы юридическая практика играла существенную роль в повышении правосознания и правовой культуры населения, должностных лиц, в деле правовой пропаганды и воспитания должного уважения к закону, праву, суду и иным правовым социальным ценностям.

Современная правовая деятельность предполагает также определенное правотворчество, направленное на создание законодательной базы рыночных отношений, условий, стимулирующих развитие производства, разнообразных форм собственности, демократизацию политической жизни общества, реализацию в отношениях между людьми принципа социальной справедливости, создания стабильного правопорядка, упрочения нашего многонационального государства на условиях подлинного равноправия всех народов.

Только отсутствие надежной правовой основы и широкая реклама через государственное телевидение позволили «финансовым пирамидам» реализовать свою грабительскую деятельность и отобрать тем самым у россиян более 20 триллионов рублей сбережений. Соответственно исполнительная власть несет прямую ответственность за это мошенничество, имевшее место в стране, конституционно претендующей на роль правового государства.

При нормально организованной правовой деятельности в обществе каждый гражданин должен воочию убедиться в том, что он действительно живет в правовом пространстве взаимной ответственности государства и личности, то есть государство в лице своих должностных лиц отвечает за любые проявления произвола по отношению к своим гражданам, что, безусловно, является важнейшим требованием времени и условием становления правового государства.

Медицинская деятельность. В аспекте осмысленного понимания и жизненной необходимости данного вида деятельности важно иметь в виду, что сфера медицины — это сфера общественных отношений людей по поводу сохранения их здоровья и борьбы с болезнями. И своевременное цивилизованное общество настолько нуждается в медицинской деятельности, что не может не ставить её поддержку и развитие в число приоритетных задач общества.

Мало того, политике и медицине сегодня представляются в своём единстве наиважнейшим средством сохранения физического и духовного здоровья не только отдельно взятых людей, но и прежде всего самого общества, поддержания его высокого жизненного тонуса. Потому, и это не секрет, здоровье общества и каждой личности является особой приоритетной заботой медицины, рассматриваемой как одна из центральных проблем мировой цивилизации, определяемых в рамках ООН и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Следовательно, медицинская деятельность — особый вид деятельности, связанный, прежде всего с заботой о нормальном функционировании общественных структур через здорового человека в настоящем времени и одновременно совершенствовании и самосовершенствовании общества на длительную перспективу, опять таки через здоровое поколение.

Центральными проблемами медицинской деятельности становится валеология, формирования здорового образа жизни людей, взаимосвязь различных наук о человеке с практической и клинической медициной, непосредственно связанными со здоровьем человека и качеством жизни.

Качество жизни есть интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека. Отсюда роль и значение личности врача значительна. Она аккумулирует в себе не просто «лекаря», а социально-культурный опыт развития человечества и в первую очередь вносит индивидуальный вклад в совершенствования рода человеческого. Это, прежде всего, и главным образом обусловленное тем, что медицинская деятельность всегда и сейчас обусловлена ориентацией на ценности человека и общества — здоровье и образ жизни людей. Именно поэтому врач в силу своей деятельности и социального предназначения обязан быть человеком высокой культуры, разбираться в основных вопросах смежных наук, не чудиться литературы и искусства. Он должен всегда помнить, что из глубины веков — от Гиппократа и Ибн Сины (Авиценны) до наших дней идёт нерасторжимо девиз: «Врач знающий только медицину — плохой медик. Ему надо быть ещё мудрым: много знать и уметь судить обо всем на свете».

Как в свое время тонко заметил Ф. Ницше: «… не существует профессии, которая допускала столь высокое развитие, как профессия врача; … он должен (кроме профессионального мастерства) обладать красноречием, которое приспособлялось бы к каждой личности и направляло бы все сердца, мужественность, самое зрелище которой отгоняло бы малодушие (эту червоточину всех больных), ловкостью дипломата, тонкостью полицейского агента и адвоката, чтобы узнавать тайны души, не выдавая их, — словом, хороший врач нуждается в искусственных приёмах и преимуществах всех других профессий; в таком вооружении он может стать благодетелем всего общества, умножая добрые дела. Духовные радости и производительность, предупреждая злые мысли, намерения и всякие подлости, … создавая духовно-телесную аристократию…»[78].

Почему так категоричен мыслитель своей попытке так широко определить круг жизнедеятельности врача? Прежде всего, потому, что в целом медицинская деятельность связана с самой сложной системой — человеком (Homo sapiens), и врач в процессе медицинской деятельности осуществляет самую, что ни есть гуманную заботу о человеке, которая ведёт к его здоровью – способности быть самим собой. Эта деятельность предполагает отрасль особого гуманитарного знания, где естественное и социальное слились в единое целое, чтобы помочь личности к самосовершенствованию.

В этом смысле медицинская деятельность (практика) каждого врача начинается со сложного интеллектуального процесса распознания характера заболевания человека, утратившего в какой-то степени способность к адаптации.

Как ни одна деятельность, медицинская прямо или косвенно связанна с научно-исследовательской деятельностью. Она обязательно предполагает глубокое научно-философское понимания сущности нормальных и патологических процессов в организме человека как результат теоретических исследований. Здесь важно за частностями увидеть нечто общее между болезнями, объединяющее эти частности в типичное для всех болезней без исключения.

Кроме того, наряду с типовыми обще патологическими процессами, как известно, есть некоторые характерные черты и в механизмах различных патологий, причинах их зарождения, в реакции организма на различные патогенные влияния и его способности приспосабливаться к ним, сохраняя целостность и дееспособность. Именно поэтому в медицинской деятельности, тем более современной, требуется философское осмысление начал здоровой жизни человека (единая для всех нозологических форм схема их развития, этапы, которые проходит любой патологический процесс вне зависимости от характера, повреждающего агента, особенностей реактивности организма и т. д.). Со всех этих сторон, философско-медицинское мышление — наиценнейшая часть духовного мира высокообразованного врача, способного отразить своей мыслью существенные особенности развития природы человеческого бытия.

Наконец, медицинская деятельность, её роль и значение в социально-культурных основаниях и аспектах определяется в зависимости от исторических обусловленных идеалов и моральных норм, от состояния культуры эпохи, от достижения науки и техники, философско-мировоззренческих установок и утвердившихся в обществе ценностей.

Поэтому очень важно, чтобы врач понимал внутренне осознавал, что любое нарушение жизнедеятельности людей является патологическим процессом, ведущем к понижению личной и социальной активности человека, так как это есть нарушение здоровья или его заболевание.

Иными словами, снижение жизнеустойчивости большинства людей, их дезадаптация является в определённой мере следствием разрушительных криминально-рыночных отношений в реформируемой России, когда усиливается отчуждения человека от труда, коллектива, семьи, культуры, образования и от самого себя. К сожалению сегодня возрастают факторы риска для жизни и здоровья, наблюдается рост социальных, особенно инфекционно и психических заболеваний.

Как отмечено на III Всероссийском Пироговском съезде врачей (Москва, октябрь 1999 г.), последствием хронического алкоголизма стал рост слабоумия, различных психических заболеваний, суицида.

В этих условиях как показывают результаты диагностических исследований во многих регионах России, наблюдаются у значительной части пациентов вегетативный синдром неосознаваемого эмоционального напряжения, связанный с потерей близкого человека, крахом надежд, горечью одиночества или страхом перед наступившей нищетой, отсутствием возможностей обеспечить семью, детей.

Академик РАМН Ю. Лисицин опираясь на мнения специалистов, считает, что примерно 30 % населения страны находится ныне в состоянии депрессии, около половины подвержено неврозам и психозам. Чрезмерный психо-эмоциональный стресс приводит к социальной дезадаптации, неумению человека приспособиться к новым условиям.

Учёный встревожено говорит, что причиной демографического катастрофы в России на пороге нового тысячелетия (резкое снижение уровня и качества жизни большинства населения, значительное превышение смертности над рождаемостью, рост преступности и социальных болезней) является тот факт, что «нация предельно устала, истощила свой психологически-адаптационный потенциал, способность противостоять трудностям. Утрата психологической установки человека на перспективу лучшей жизни, уверенности в будущем решающем образом отрицательно влияет на здоровье, ведёт к разрушению личности.

По всей видимости, прав Л.Н. Гумилёв, который писал: «Для того чтобы победить или, как минимум, отстоять себя, необходимо, чтобы, внутри этноса возникла альтруистическая этика, при которой интересы коллектива выше личных». Не менее прав был и А. Блок, который подчёркивал: «Для России существенно важно, чтобы каждый осознал себя человеческой личностью в абсолютном её назначении и членом нации в абсолютном её предназначении».

Определяющую роль социального фактора (влияние общества, коллектива, культуры) в становлении или разрушении личности человека подчеркивали философы-материалисты (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л.С. Выгодский), психологи (Э. Фром, А.Н. Леоньтьев), педагоги (А.С. Макаренко), учёные медики (Н.И. Пирогов, В.М. Бехтерев).

Человек воспитанный и сформировавшийся на светлых принципах соборности, коллективизма, взаимопомощи, равенства, гуманистических идеалах обладает более высоким качествами: «если я только для себя, то зачем я?» — это принципы вообще нормального здорового общества.

Поэтому нельзя не сожалеть, что в так называемом соросовском учебном пособии «Основы культурологии» (М., 1996г.) и в десятках других записано, что «любые проявления угнетающего личность коллективизма посредственности являются не чем иным, как отдельными пережитками примитивного стадного инстинкта наших первобытных предков». Важно понять, что такие авторы ныне в России выполняют определённый заказ изменения социальной ориентации нашей молодёжи.

Значительная часть опрошенных не осознаёт того, что «кто не работает, тот не есть – первоначально был христианским принципом апостола Павла, прежде чем стал принципом социализма; что в гуманистическом обществе основой формирования личности станет творческий труд, возможный только при здоровом образе жизни.

Для формирования же здорового российского общества и здоровых людей важно, прежде всего преодоление объективных противоречий между общественными и личными интересами. Данное противоречие может успешно разрешаться в условиях справедливого общественного строя, разворачивающегося, к сожалению, только декларативно начале перестройки как необходимость достижения морально политического единства всего общества или его большинства.

Существуют и другие противоречия, связанные, например, с повышенными требованиями к человеку со стороны техники, профессиональной подготовки в условиях цивилизации. Механизм переключения психики не успевает за темпами жизни в глобальных масштабах. При наличии таких неизбежных противоречий главное не упустить человечеству в целом его трезвомыслящим политическим лидерам нравственных качеств личности. И следует учесть, что важно не кем, а каким вырастет человек: добрым, образованным, здоровым, культурным или равнодушным и жестоким эгоистом.

Интеллектуальные силы России, опирающиеся на идеалы справедливости, коллективизма и подлинного гуманизма, выражают оптимизм в своём будущем, так оптимизм в своём будущем, так как ничего более совершенного человечество ещё не выработало. А что — же касается западной масскультуры, культивирующей среди молодёжи «три с»: скорость, секс и стимуляторы (наркотики, алкоголь) ничего полезного не даст кроме социальной и нравственной дезориентации, дегуманизации общества, депрессии, ведущей к различной патологии, деградации личности суициду.

Все это в целом показывает, что практика — основа всех форм человеческой деятельности. Практическое освоение дейношений. Идеалистическую интерпретацию отчуждения наиболее полно развил Гегель, у которого весь объективный мир выступает как «отчужденный дух». Но у Гегеля были гениальные догадки о некоторых особенностях труда в условиях буржуазного общества.

Анализу отчуждения большое внимание уделил и К. Маркс, указывая на то, что оно порождено разделением труда и связано в первую очередь с частной собственностью. У Маркса сущность отчуждения человека в обществе определяется тем, что оно рассматривается как явление историческое, связанное с определенной формой общественных отношений. На заре человечества не было отчуждения, а условием его снятия является превращение законов общественного развития из демонических повелителей в покорных слуг.

Поэтому устранение отчуждения — основное условие действительной свободы общества и человека. С этой точки зрения свобода — исторически обусловленное, присущее всем социально-экономическим формациям, развивающееся, охватывающее различные стороны бытия и сознания состояние человеческого общества, характеризуемое мерой познания необходимых, определяющих связей, объективно существующих в природе и обществе, и мерой использования этого знания в практике.

Решающим условием освобождения человечества является освобождение от труда:

1) по отношению к силам природы, что связано с прогрессом производства и науки;

2) по отношению к взаимоотношениям между людьми, что связано с установлением равенства и справедливости между ними;

3) по отношению человека к труду, что связано с социальными изменениями в обществе и обусловлено нравственным прогрессом человека. Только реализация этих условий явится абсолютным выявлением творческих дарований человека, его освобождением.

В процессе творческой деятельности человек проникает в сокровенную свою сущность, которая заключается не в дерзости и силе, приводящих в восхищение «титанов эпохи Возрождения», не в моральном совершенстве, на которое возлагали надежды просветители ХVIII столетия, и даже не в логической мощи разума, а в объединившей все это, придавшей всему подлинный смысл и философское оправдание способности человека к творчеству, когда «Homo Sapiens» становится «НОМО Аденс», то есть Человек Разумный осознает себя Человеком Творящим.

Однако условием конкретного творчества должна соответствовать и личность, так как не о каждом человеке сегодня можно говорить, что он является творческой личностью. У творческой личности смысл жизни освящен значимой целью, осуществление которой требует больших усилий, жажды знаний, большой фантазии и почти детского удивления, умения максимально сосредоточиться, мобилизовать физические силы и интеллектуальные способности.

С этой точки зрения, творчество и человечность для современной философии человека — явления равного порядка.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты