Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Общество как объект философского анализа




 

1. Проблема возникновения и основные свойства социального бытия.

2. Общественная жизнь и ее основные сферы.

3. Особенности духовной жизни общества.

Ключевые понятия:

Общество — система взаимодействующих индивидов, объединенных многообразными отношениями.

Социальное бытие — существование общества в многообразии своих проявлений.

Неолитическая революция — переход от архаического общества к цивилизованному, характеризующийся переходом от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию в отдельных регионах географической среды.

Цивилизация — этап в развитии человечества, характеризующий уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Общественный прогресс — поступательное развитие человеческого общества на основе развития производительных сил и совершенствование производственных отношений и других сфер общественной жизни.

Общественно-экономическая формация — тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая).

Способ производства — исторически конкретная форма соединения производительских сил и производственных отношений как универсальных сторон общественного производства.

Духовная жизнь общества (духовная сфера) — единство многообразия всех видов духовного освоения действительности, способ общественной жизнедеятельности, связанный с производством духовных ценностей и удовлетворением духовных потребностей людей.

Правовая жизнь (правовая сфера) — функционирование правового сознания, отражающее юридическую действительность (законы и право, нормативные акты, правоохранительная деятельность и т. д.).

Рассматриваемая тема предусматривает необходимость донести до каждого обучающегося сущность и предназначение общества как самой сложной живой структуры и на этой основе дать возможность уяснить, что к пониманию человеческого общества, хотя этой проблемой мыслители прошлого занимались с глубокой древности, пришли не сразу. Еще до середины XIX века философы, социологи и историки, будучи идеалистами в понимании истории, не смогли найти объективного критерия для исходного и производного общественной жизни. Безусловно, в трактовке социальных явлений они создали весомое теоретическое поле, на базе которое стало возможно дальнейшее научное и объективно обоснованное движение социально-философской мысли, хотя человеческую активность они ограничивали сферой духовной деятельности, а необходимость коренных общественных преобразований связывали с задачей преобразования собственно духовной сферы, думая . по Анаксагору, что «разум правит миром».

С этой точки зрения важно понять, на основе тщательного изучения рекомендованной литературы, что люди в ходе исторического развития действовали не как слепые орудия, а исходили из своих жизненных потребностей, интересов, мотивов, преследуя определенные цели, руководствовались различными идеями, то есть действовали сознательно. И так случалось, прежде всего, потому, что в любом обществе, которое имело место в истории, самым замысловатым образом переплетались экономические, политические, идеологические, семейные и другие отношения.

Именно поэтому для познания общества и причин его развития необходимо глубоко познать все науки социально-гуманитарного профиля, так как каждая общественная наука изучает какую-либо часть и состояние общественного развития. Вместе с тем, хотя в своей совокупности они охватывают все стороны общественной жизни (экономическая, политическая, правовая, социальная), простая сумма добытых знаний не дает целостной картины общества. Точно также, как нельзя понять закономерности роста дерева, изучая только отдельные его части (корни, ствол, ветви, листья), нельзя понять общество в целостности, не видя единства в его многообразии.

С этой точки зрения, в средней школе вы не получили в виде знаний ничего лишнего. Но сейчас наступила потребность выявить это единство, осмыслить закономерность его многоликих проявлений, уяснить видимую взаимосвязь предшествующих поколений, начиная от первобытного общества до наших дней. Важно также понять разнообразие культур и народов, породивших многочисленные попытки теоретического объяснения исторического процесса, увенчавшегося к 40-м годам XIX века созданием рационально обоснованной науки об обществе закономерностях его развития.

В этом смысле обязательно усвоение наиболее важных проблем темы:

1. Взаимосвязь общефилософского и социально-философского познания, которая вытекает из того, что материалистическая диалектика является всеобщим методом познания мира, в том числе и социальной действительности, поскольку природа едина, начиная от неживой природы, органического мира (растительного и биологического) до человеческого общества, а на вершине развития природы стоит человек, наделенный сознанием, способный своим трудом преобразовать природу и общаться с себе подобными.

2. Развитие общества, его выход из живого мира – закономерный исторический процесс. В этом смысле куда более был прав Ф. Энгельс, который подчеркивал, что мировая история есть величайшая поэтесса, творящая не по произволу, а закономерно и прекрасное и безобразное, и трагическое и комическое. Жизнь общества во всей полноте, со всеми его порой кажущимися нелепыми событиями есть все-таки не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованная система, подчиняющаяся определенным законам функционирования и развития, объективным условиям, не зависящим от сознания и воли людей.

3. В развитии общества, вместе с тем, не отрицается субъективный фактор, так как каждое новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предшественниками, а реализует свои собственные потребности и интересы. В этом смысле разнообразная деятельность людей, их живой труд и есть то, что составляет сущность субъективного фактора, деятельность субъекта истории ( народные массы, социальные группы, классы, партии и отдельные люди). При этом субъективный фактор может служит мощным фактором как для созидания, так и разрушения; как ускорения, так и тормоза общественного развития.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты