КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Личность, её свобода и ответственность
1. Личность как продукт общественного развития. 2. Историческая необходимость и свобода личности. Ключевые понятия: Воля —сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий. Предполагает преодоление внешних и внутренних препятствий на пути достижения поставленной цели. Волюнтаризм — мировоззренческая позиция, суть которой состоит в признании воли в качестве первоосновы всего сущего. Фатализм — мировоззрение, согласно которому все должно свершиться так, как того хочет слепой рок (фатум), и человек ничего не может изменить в этой судьбе. Императив — требование, приказ, закон; с появлением «Критики практического разума» И. Канта императив — это общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающие долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе). Произвол — способность выбирать среди многих волевых мотивов; произволом называется также злоупотребление этой способностью; необоснованность, отсутствие логичности (в рассуждениях). Судьба—предопределенность, совокупность всего сущего, которое влияет и не может не влиять на бытие человека, народа и т. д. Познавательная цель рассматриваемой в данной главе философской проблемы личности относится к числу сложнейших в человекознании и выражает индивидуальное средоточие и содержание общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Поэтому каждому будущему юристу важно уяснить, что личность, как в восточном, так и западном мышлении, - это категорический императив человеческого достоинства, без чего современная цивилизация потеряла бы право называться человеческой. С другой стороны, проблема личности в новом тысячелетии стала животрепещущей для сотен миллионов людей в виду огромной тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества в условиях глобализации, которые могут стереть человека с лица Земли. С этой точки зрения, важно уяснить всем будущим профессионалам правоохранительных систем сущность основных понятий «индивид», «индивидуальность», означающий уникальность и неповторимость конкретного человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств, «личность» как целостный человек в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей), становление которого происходит в процессе усвоения опыта и ценностных ориентаций данного общества, то есть в процессе социализации человека. При этом важно разобраться будущим сотрудникам правоохранительных органов с классификацией современных типов личности: первый тип – деятели (охотники, воины, инженеры, ремесленники, земледельцы, медики, педагоги, менеджеры…); второй тип – мыслители (люди, которые приходят в мир, чтобы смотреть, размышлять, словами жечь сердца людей, которых не всегда принимают в своем Отечестве, но могут стать вечно живыми для современников и потомков); третий тип – люди эмоций и чувств (как правило, деятели литературы и искусства); четвертый тип – гуманисты и подвижники (люди, отличающиеся верой в свое предназначение, в любви к людям и ко всему живому, сущему, в активном деянии). Именно такими мыслятся в нашем восприятии сотрудники правоохранительных органов России, которые всегда осмысленно понимали в процессе исполнения своих профессиональных обязанностей основной смысл лозунга: « Служа закону – служить народу» и тем самим всемерно способствовали усилению жизнестойкости общества и человека в историческом движении к гуманизму и свободе личности.
|