КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности духовной жизни обществаОбщественную жизнь нельзя сводить только к материальной деятельности людей, поскольку она осуществляется одновременно как познавательный, нравственный, эстетический, религиозный, политический и правовой процесс. Мало того, к общественной жизни следует включить также естественное продолжение человеческого рода, семейно-брачные отношения, воспитание и обучение, приобретающие социально-исторический характер, историческое сознание. Сюда можно отнести, безусловно, художественно-творческую деятельность, этно-расо-национальные отношения и т. д. Все это показывает, что «не хлебом единым жив человек», и смысл этой древней пословицы особенно актуален как никогда в современной жизни, в частности в условиях реформируемой России. С этой точки зрения, углубленное понимание работниками правоохранительных органов структуры и содержания духовной жизни общества дает возможность формировать и обогатить свой духовный мир позитивными сторонами по защите законности, чести, достоинства жизни человека и гражданина с одной стороны, и выработать профессиональные способности и качества волевого противопоставления преступной «духовности» гуманности и человечности в отношениях между людьми, с другой. Кроме того, сознательность каждого члена общества — важнейший показатель качества жизни, развитости человеческих потребностей и интересов; сознательность — непременное условие к полному равенству людей в правовом обществе, это характеристика самодеятельной личности. Отсюда состояние духовной жизни общества — свидетельство того, насколько укоренились в бытии людей устои и принципы данного жизнеустройства и каковы реальные успехи преобразовательной деятельности общества. Таким образом, духовная жизнь общества, являясь подсистемой общества в целом, в свою очередь выступает как определенная целостность, что вызывает необходимость понять ее обусловленность материальной сферой и раскрыть виды, формы духовной жизни как деятельность по созданию духовных ценностей, потребностей, духовных запросов и интересов людей. Глубоко овладевая духовной жизнью общества и формами общественного сознания, повышая уровень своей духовной культуры, работники правоохранительных органов приобретают умение действовать со знанием дела, принимать на себя общественные обязанности, проявлять активность, инициативу, творческий подход к исполнению своих служебных обязанностей. Понятие «духовная жизнь общества» долгое время в нашей литературе употреблялось по преимуществу как синоним понятия «общественное сознание» и не имело по существу самостоятельного определения. Однако следует иметь в виду, что при интенсивном анализе общественного сознания, рассмотрении его структуры, закономерностей развития и роли в жизни общества обнаруживается, что оно не охватывает всю духовную реальность. Мало того, оно почти не затрагивает индивидуальное сознание. Нельзя также не отметить, что и раньше предпринимались кое-какие попытки уточнения понятия общественного сознания в соотношении с понятием духовной жизни общества. Но при этом в основном обращалось внимание на идеальность общественного сознания как совокупности духовных процессов и образований, а духовная жизнь рассматривалась лишь с практической стороны, включающей якобы физические, организационные, производственные и другие усилия и затраты. А между тем, при уточнении понятия «общественное сознание» неизбежно встает вопрос и о духовной жизни, но вряд ли можно выяснить специфику последней только через соотнесение ее с общественным сознанием, поскольку эти понятия в строгом смысле не являются соотносительными. Однако развитие учения об общественном сознании значительно повышает интерес к духовной жизни общества, так как одно без другого не бывает. С другой стороны, интерес к духовной жизни общества в современных условиях обусловливается прежде всего потребностями развития учения о духовной культуре. Рассматривая духовную культуру как сложное явление, исследователи соотносят культуру в процессе функционирования и развития. При этом духовная культура и духовная жизнь различаются в том плане, что духовная жизнь определяется как функционирующая духовная культура. И одновременно учитывается при этом, что духовная жизнь общества понятие широкое. Наряду с духовной культурой она включает в свое содержание многообразные проявления общественной психологии людей, функционирование общенародного языка, духовные потенции, интеллектуальные моменты общественного производства и т. д. Иными словами, понятие духовной жизни общества включает в себя все многообразие форм духовной деятельности, диалектически взаимосвязанных и взаимообусловленных. В своей совокупности духовная жизнь общества отражает объективные материальные отношения, возникающие в природе и обществе, достижения человеческого сознания во всех проявлениях. Именно поэтому духовная жизнь общества не может быть отождествлена общественному сознанию, так как сфера действия первой гораздо шире и многообразнее. При гносеологическом анализе духовной жизни важно иметь в виду, что она не является простым следствием экономической, материальной жизни как основы, поэтому нельзя ограничиваться рассмотрением лишь однонаправленной причинно-следственной связи. Она активно воздействует через все формы проявления на породившую ее причину. «Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие, — писал Энгельс, — основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а все остальное — лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете всегда прокладывающий себе путь» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 39, С. 175). Такой методологический подход в понимании духовной жизни общества позволяет вычленить основные элементы ее структуры: духовная деятельность, духовное производство, духовные потребности, духовное потребление и духовное отношение (духовное общение). Основу духовной жизни общества как целостной системы составляет духовная деятельность. На духовную деятельность как специфический вид социальной деятельности распространяются все признаки последней. Она так же, как и материально-производственная, социально-политическая деятельность, является общественной по своему характеру. Как мы рассматривали выше, материально-производственная деятельность по своему существу является продуктивно-преобразовательной. Осуществляя ее, люди создают общественно необходимые для жизни продукты и изменяют окружающий мир. Такой же характер носит и духовная деятельность, направленная на производство сознания, духовных ценностей. Взгляды, представления, идеалы, художественные образы и другие духовные образования, создаваемые и распространяемые в обществе, стимулируют проявление сознательной деятельности и уже потому выступают важным средством формирования самих людей и изменения окружающего мира. Поэтому духовная деятельность, как и всякая иная, носит целеполагающий характер: люди всегда преследуют определенные цели, направленные на удовлетворение их потребностей и интересов. Специфика духовной деятельности заключается главным образом в том, что она представлена двумя видами: а) духовно-познавательной; б) ценностноориентированной деятельностью. Духовная деятельность отличается от других видов социальной деятельности тем, что она есть производство сознания. Наиболее рельефно это проявляется в духовном производстве, составляющем сердцевину духовной деятельности, ибо не может быть духовной деятельности без результата, без производства идей, взглядов, представлений, мнений и т. д. Здесь речь идет в первую очередь о производстве сознания в его исторических формах. При этом каждая из форм сознания (политическая, правовая, нравственная…) выступает и своеобразной отраслью духовного производства, которое основывается на умственном, интеллектуальном труде. Важной стороной духовной жизни общества выступают также духовные потребности, на удовлетворение которых направлено в целом духовное производство. Генетически духовные потребности можно рассматривать как основы, определяющие становление духовной жизни. Сами же потребности в значительной мере зависят от материальных потребностей, поэтому самые глубинные причины их изменений следует искать в материальной жизни, в системе экономических, производственных отношений. Следовательно, развитие и изменение духовных потребностей есть результат разрешения не только противоречий между духовными потребностями и духовным производством, но и противоречий в системе материального производства. В то же время духовные потребности имеют свою относительную самостоятельность, которая проявляется в том, что они могут: а) опережать материальное производство; б) отставать от материального и духовного развития общества; в) оказывать активное обратное влияние не только на духовное, но и материальное производство. С другой стороны, духовные потребности, как и другие виды духовной жизни общества, объективно и социально обусловлены и представляют собой диалектическое единство объективного и субъективного, имеют качественную определенность и выступают внутренним побуждением людей к деятельности. Наряду с общими чертами, присущими всем видам духовной жизни, духовные потребности имеют свои специфические особенности, позволяющие отличать их от других. Среди этих особенностей наиболее важными являются: 1. Удовлетворение духовных потребностей осуществляется главным образом в сфере свободного времени. 2. Их характеризует более тесная связь с социальными интересами и мировоззрением людей. 3. Духовные потребности, в отличие от материальных, являются потребностями в самой творческой деятельности. 4. Действие духовных потребностей нельзя ограничивать только сферой духовной жизни людей. Они удовлетворяются и в материальном производстве в форме моральных стимулов к труду, в общественно-политической деятельности и семейно-бытовой жизни. Как известно, Маркс характеризовал потребление как необходимый момент общественного производства. Такая характеристика в полной мере может быть отнесена и к духовному производству, так как духовное потребление есть процесс удовлетворения духовных потребностей. Однако важно учитывать, что духовное потребление имеет свои особенности в отличие от материального потребления. Так, духовные ценности, выступая предметом потребления, не «исчезают» в процессе удовлетворения духовных потребностей, а превращаются в новое богатство духовного мира человека: идеи, взгляды, художественные образы и другие духовные образования в процессе потребления становятся принадлежностью, определенным качеством того человека, который ими овладевает. В этом смысле духовное потребление не имеет иной цели кроме раскрытия и совершенствования творческих сил и способностей человека, его всестороннего и гармоничного развития. Говоря иначе, слушатель, зритель, читатель, осмысливая потребляемые духовные ценности, переживает все это под углом зрения жизненного опыта и обогащает себя, свое сознание и самосознание. Процесс этот связан с работой мозга и чувств, с активностью внутреннего мира человека и всегда носит творческий характер. Средством удовлетворения духовных потребностей являются созданные обществом социальные институты, благодаря деятельности которых духовные ценности становятся достоянием потребителей. В функции этих институтов входит распространение духовных ценностей, обучение членов общества разумному потреблению и формирования на этой основе ценностной ориентации с целью приобщения к ним. Наконец, важным элементом духовной жизни общества являются также духовные отношения, которые относятся прежде всего к идеологическим общественным отношениям. А специфика идеологических отношений, как известно, состоит в том, что они в процессе своего формирования проходят через сознание людей, существуя объективно, как и материальные отношения. Например, политические идеи и взгляды выступают побудительными мотивами при формировании отношений между классами, касающихся государства. Однако сформировавшиеся политические отношения не исчерпываются, как правило, вызвавшими их мотивами, а представляют собой практическую борьбу классов, которая носит объективный характер. При этом отношения, присущие духовной сфере, также различаются по содержанию и форме: одни могут существовать в содержании нравственных отношений, другие — в содержании правовых отношений и выражать отношения к тем взглядам, которые реализуются в конкретных поступках людей. Таким образом можно подчеркнуть, что духовная жизнь общества есть реальный процесс существования людей, способ общественной жизнедеятельности и относительно самостоятельная сфера, связанная с производством, распространением и удовлетворением духовных потребностей. А все это находит реальное отражение в общественном сознании. Общественное сознание— важнейший раздел социальной философии, рассматривающий сложнейшие стороны духовной жизни общества, отражающие его проблемы, интересы, столкновения идей, взаимодействие индивидуального и общественного сознания. В ходе рассмотрения предыдущих разделов социальной философии слушатели университета уже четко представляют себе, что общество как сложный социальный организм включает в себя общественное бытие и общественное сознание, соответствующие общественному материальному и общественному духовному производству. А что представляет собой общественное сознание? Каково назначение общественного сознания, какое место в жизни людей занимают различные взгляды и представления — политические, правовые, моральные, эстетические, религиозные и в какой мере они отражают их собственную жизнь, их общественное бытие? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо уяснить, что существуют разные аспекты рассмотрения сознания: сознание и бытие; сознание и идеальное; идеал и действительность; общественная теория и общественная практика; и каждый из этих аспектов может быть предметом специального анализа. Но в области социальной философии самое главное в уяснении сущности общественного сознания, на наш взгляд, — это преодоление издавна существующего отрыва сознания от общественного бытия, который происходил под знаком преувеличения относительной самостоятельности общественного сознания, превращаемого подчас в некую бессодержательную идеальную форму, наделенную особой активностью, как это имело место в аристотелевской «форме форм»; во-вторых, отрыв общественного сознания от индивидуального; в-третьих, понимание связи сознания с реальностью как всего лишь процесса рационализации опыта обыденного сознания, его якобы «онаучивания», придания ему статуса идеологии или духовного производства и т. д. Одним из таких важных положений является необходимость признания первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, которое сформулировал Маркс в предисловии «К критике политической экономии» таким образом: «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Это положение означает, что сознание ни на мгновение не перестает быть отражением общественного бытия, оно только и может отражать материальное, производя идеальное («свое другое»/, по терминологии Гегеля. Первичность общественного бытия означает не только предшествование материальной деятельности общественному сознанию, но и то, что материальное начало определяет общественное сознание, самоосуществляясь вне сферы сознания, в реальном преобразовании природы и общества. Говоря иными словами, материальное в обществе существует как система вполне определенных общественных отношений, существующих помимо сознания и определяющих его. Материальное бытие — это природа, где осуществляется материальное производство, искусственно созданный человеком предметный мир, предметно-практическая деятельность людей, производственные отношения, сложившиеся в обществе, единство производительных сил и производственных отношений. Единство всех этих элементов показывает, что решающей причиной, движущей силой всех исторических событий в первую очередь являются экономические отношения и условия, изменения в способах производства и обмена и вытекающем отсюда разделении общества на различные классы. С этой точки зрения общественное сознание есть отраженная и усвоенная действительность, это духовная жизнь общества во всем многообразии ее проявлений, реальное, конкретное, активное сознание думающих, работающих, творящих людей. Каким же образом происходит отражение общественного бытия в общественном сознании? Эту диалектику можно рассматривать в трех аспектах: гносеологическом, онтологическом и социологическом. С гноселогической точки зрения общественное сознание есть процесс отражения общественного бытия в идеальной форме, то есть сознание имеет общественное происхождение и выступает как сознание, с одной стороны, общественных отношений между людьми, а с другой, отношений людей к природе. Следовательно, развитие сознания происходило благодаря росту производительности труда и разделения труда, которое на определенной ступени стало разделением материальной и духовной деятельности, которое соответственно позволило «перейти к образованию «чистой» теории, теологии, философии, морали и т. д.». С онтологической точки зрения общественное сознание — это реально функционирующая система знаний, чувств, воли, переживаний определенной социальной группы или общества в целом. Оно функционирует и развивается относительно самостоятельно от общественного бытия и объективной реальности не только согласно всеобщим и общесоциологическим законам, но и по своим собственным (например, закон активного обратного воздействия общественного сознания на породившую его материальную основу, закон повышения роли научно-технических знаний в системе общественных отношений и т. д.). С социологической точки зрения общественное сознание есть совокупность идей, теорий, обыденных представлений о мире, идеалов, фантазий, заблуждений, социальных чувств, обычаев, настроений, иллюзий, веры и т. д., выражающих духовный мир личности, социальной группы, общества в целом. Такое понимание общественного сознания близко по значению сознанию общества, которое охватывает не только общественное сознание, но и индивидуальное, многие элементы которого не входят в господствующее в данное время общественное сознание, так как сознание общества шире по своему объему, чем общественное сознание. С этой точки зрения, носителем общественного сознания выступает отдельный человек, определенная социальная группа и общество в целом; а индивидуальное сознание отражает общественное бытие через призму конкретных условий жизни данного человека, в котором неповторимо все «свое» — психический склад, темперамент, характер, способности, дарования, интересы, особенности семейного воспитания и национальной принадлежности. Именно поэтому общественное сознание не есть сумма познания всех людей данной группы или периода, равно как индивидуальное сознание не есть простая частичка общественного сознания. Однако общественное сознание не существует иначе, как в головах отдельных людей, и потому оно проявляется только через индивидуальное сознание. Поскольку же каждый человек живет в обществе и связан с другими людьми, постольку индивидуальное сознание существует только в связи с общественным сознанием. Общественное сознание по своей структуре представляет также весьма сложное образование, включающее в себя взаимодействующие и взаимосвязанные элементы, каждый из которых имеет свою специфику. При этом сложность общественного сознания правомерно рассмотреть по следующим основаниям: 1. По способу духовного освоения действительности, где в общественном сознании выделяются следующие уровни: — абстрактно-логический (общественные знания различной степени глубины абстракции); — предметно-чувственный (социально-психологический, эмоционально-волевой); — иррациональный (фантастический): утопические идеи, иррациональные представления, интуиции, различные верования. 2. По «качеству» отражения действительности, где общественное сознание включает ряд взаимосвязанных духовных образований: — истинные знания, представления, догадки, нормы, в том числе и ложные взгляды на мир; — формы сознания, соединяющие в себе объективное, абсолютное, конкретное знание или релятивное представление. 3. По глубине отражения действительности, где в общественном сознании выделяются два уровня: — первый (низший) — обыденное сознание. — второй (высший) — теоретическое сознание. Возможность такого деления общественного сознания обусловлена различием чувственного (ощущения, восприятия, представления) и логического (понятия, суждения, умозаключения) уровней познания, а также его эмпирической (с преобладанием чувственных начал) и теоретической (с преобладанием логических начал) форм. При этом оба уровня находятся в единстве, взаимопроникают и взаимодополняют друг друга, а различие состоит лишь в том, что обыденный уровень отражает действительность неглубоко, поверхностно, а теоретический уровень связан главным образом с проникновением в сущность явлений. Обыденное сознание складывается стихийно и содержит в себе отражение не только социальной жизни, но и результаты эмпирического наблюдения за природой, а также знания и навыки, почерпнутые человеком в процессе труда и повседневного бытия. Это сознание является первичной, ознакомительной формой освоения действительности, вырабатывается же оно всем обществом или социальными группами, классами. Содержание обыденного сознания включает эмпирические знания и общественную психологию. К эмпирическим знаниям относятся накопленный человеком и человечеством в течение веков осмысленный опыт трудовой деятельности, необходимые житейские знания и навыки, представления людей о природной стороне общественного бытия: устное народное творчество, предания, легенды, песни, мифы, а также эстетическая форма обобщения жизненного опыта народных масс. Общественная психология — часть обыденного сознания, в которой непосредственно отражается действительность с позиции социальных групп на уровне мнений, слухов, иллюзий, привычек, обычаев. Общественная психология выступает в трех формах: национальной, классовой и профессиональной психологии. Национальная психология отражает психический склад данной народности (нации), независимо от классов и социальных групп. Она формируется веками и выступает в форме традиций, обычаев, привычек, психических состояний, черт характера и темперамента. Классовая психология представляет собой психический склад класса, выражающийся в особых социальных чувствах, настроениях, симпатиях и антипатиях к другим классам, иллюзиях. К классовой психологии можно отнести настроения классов, чувства уверенности и неуверенности в завтрашнем дне, психологическую неуверенность, напряженность, проявления технострессов, чувства политической апатии у различных слоев общества, их нежелание участвовать в выборах органов государственной власти, чувство разочарования в деятельности народных избранников и т. д. Профессиональная психология также выражается в психологическом складе людей одной профессии (фермеров, летчиков, моряков, военнослужащих, работников силовых структур и правоохранительных органов, разведчиков, шпионов), хотя в ней прежде всего заключены черты национальной и классовой психологии. Здесь нельзя в правоохранительной деятельности не иметь в виду зависимость, скажем, определенной социальной группы от характера микросреды, которая может иметь отнюдь не социально-позитивную направленность, психологические особенности преступных образований, кланов, мафий, жестко регулирующих и регламентирующих поведение людей данных сообществ. Нельзя не выделить также профессиональное правосознание и психологические особенности, формируемые в процессе исполнения функциональных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел, необходимость глубокого овладения ими особенностями современной преступной микросреды. В этом смысле категория «социальная микросреда» ныне получила права гражданства во многих науках — правоведении, педагогике, социологии, социальной психологии. Все это показывает, что обыденный уровень общественного сознания выполняет важные социальные функции: является основой повседневного общения людей, регулирует их отношения, способствует адаптации человека в непривычной естественно-исторической обстановке. Недаром Ф. Энгельс подчеркивал, что здравый рассудок является весьма почтенным спутником человека в четырех стенах его домашнего обихода, но… «переживает самые удивительные приключения, лишь только отважится выйти на широкий простор исследования» (Маркс К., Энгельс Ф., //Соч., Т.20, С.21). Все недостатки обыденного сознания восполняются теоретическим сознанием, являющимся высшим уровнем общественного сознания. Главный гносеологический и социологический смысл данного уровня общественного сознания состоит в том, что оно устремлено на познание существенных, необходимых сторон изучаемых явлений, закономерностей социальной жизни. В своем функционировании оно тесно опирается на обыденное сознание. Но специфика высшего уровня общественного сознания состоит в отражении многих явлений опосредованно, через систему обобщенных знаний (аксиом, принципов, формул, мысленных моделей); концептуальной форме, в использовании своих особых средств исследования социальных и природных явлений. При этом носителями теоретического сознания являются все люди, а вырабатывается оно отдельными людьми, выступая в форме идеологии и специальных знаний отдельных наук. Идеология (буквально означает — наука об идеях) — система представлений, в которых осознаются, оцениваются отношения людей к действительности (природе и обществу) и друг к другу; это система взглядов, отражающая в теоретической форме общественно-политические интересы определенных социальных групп или общества в целом. Поэтому идеология бывает общечеловеческая, классовая, групповая, национальная, профессиональная, религиозная, атеистическая и т. д. Идеология создается наиболее активными и теоретически подготовленными представителями того или иного класса, партии и привносится в сознание масс путем пропаганды. Она способствует формированию социального мировоззрения, регулированию социальных отношений и социальной ориентации масс. Знание специальных наук как часть теоретического общественного сознания охватывает также огромный круг проблем. К ним относятся все внеидеологические знания и представления, в выработке которых участвуют главным образом естественные, гуманитарные, технические и другие науки. Такова в целом структура общественного сознания по глубине отражения. Правомерно также рассмотрение общественного сознания и по предмету отражения, то есть выделение форм общественного сознания в зависимости от того, что отражается — явления природные, материально-экономические, социально-политические и духовные. С учетом такого подхода в структуре общественного сознания сегодня правомерно выделить следующие формы: 1. Общественные взгляды на природные явления, соединенные с экологическими, экономическими, политическими, военными, гуманитарными и иными представлениями. 2. Экономическое сознание, отражающее систему экономических отношений в обществе, материально-производственную сферу общественного бытия. 3. Политическое сознание, отражающее экономическую и политическую структуру конкретного общества, интересы субъектов политического действия. 4. Правовое сознание, выражающее отношение людей к действующему праву, к правовой организации общества. 5. Нравственное сознание, представляющее собой совокупность взглядов о должном поведении; правила и принципы такого поведения, куда входят нравственные чувства и побуждения, моральные суждения, имеющие оценочную форму и нормативный характер. 6. Эстетическое сознание, отражающее эстетическое отношение человека к действительности (природной, социальной), к произведениям искусства, к самому себе. 7. Религиозное сознание, складывающееся из фантастических, мифологических, иллюзорных представлений о мире. 8. Атеистическое сознание, отражающее действительность в форме научных представлений и отрицание сверхъестественных сил, способных влиять на человека. Среди этих разнообразных форм общественного сознания для нас особо профессиональный интерес представляет правосознание и право. При этом следует иметь в виду, что правовое сознание изучается в рамках различных научных дисциплин. Например, правоведы исследуют его преимущественно как совокупность представлений, мотивирующих правомерное (либо противоправное) поведение как систему взглядов, служащих источником для законотворческого процесса, включенных в деятельность по реализации законодательства, применению и соблюдению права. Психологи усматривают в правосознании формообразование психики, содержание которого отражает воспринимаемый людьми мир права и регулирует их поступки в нем. Культурологов данная форма сознания привлекает в качестве одного из заметных и выразительных проявлений социальной культуры классового общества. Вопросы, рассматриваемые в социальной философии по правосознанию, касаются соотношения общественного бытия и правосознания, его смыслового ядра, структуры, уровней, его связей с другими формами общественного сознания (политика, нравственность), обстоятельств порождения правосознания и каналов его влияния на общественную практику. Кроме того, рассматривая структуру правосознания с учетом специфики обучаемых, важно выделить такой элемент его, как профессиональное правосознание — сознание общности людей, которая требует специальной общеобразовательной и практической подготовки, где духовные элементы неразрывно связаны с умениями и навыками практического знания правовых норм и их применения. Это система правовых знаний, взглядов, представлений, установок, чувств, других духовных проявлений людей, профессионально занимающихся охраной общественного порядка, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений и других правонарушений, охраной собственности, прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, осуществлением дорожного движения, обеспечением пожарной безопасности, исправлением и перевоспитанием осужденных. Говоря о профессиональном правосознании, нельзя также не иметь в виду такую разновидность правового нигилизма, имеющего порой место в деятельности отдельных работников правоохранительных органов, как правоохранительное бездействие и непринятие необходимых мер; произвольное толкование законов, использование своих служебных полномочий в корыстных целях; сращивание с преступными элементами; административный зуд и т. д. Важно учитывать, что развитие демократии и создание правового государства невозможно без того, чтобы каждый гражданин в полной мере осознавал свои права и обязанности. С другой стороны, требуется, чтобы деятельность судов, прокуратуры, органов правопорядка эффективнее опиралась на поддержку населения, обладающего развитым уровнем правосознания. Таким образом, современному развивающемуся обществу необходимо действующее (в том числе и правовое) сознание, ставшее положительным фактором его развития. Потребность сегодняшнего дня выдвигает на передний план необходимость активизации правового воспитания. В связи с усложнением задач органов внутренних дел его работникам следует различать социальные факторы, влияющие на формирование правового сознания и правового воспитания, привития высокой правовой культуры, правомерного поведения и высоких профессиональных качеств у всех сотрудников внутренних дел для неуклонного исполнения своих ответственных профессиональных обязанностей. Литература: 1. Основы современной философии. СПб.: Лань, 1997. 2. Васильчук Ю.А. Эпоха НТР: новые основы массового производства и общество // Полис. № 2. 1996. 3. Экономическая теория на пороге XXI века. СПб. Петрополис. 1996. 4. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград. 1995. 5. Социальная теория: к новой парадигме. (Материалы «круглого стола») // Полис. № 4. 1995. 6. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М. Наука. 1994. 7. Зотов А.Ф., Шевченко В.Н. Очерки социальной философии. М.: Наука, 1994. 8. Росенко М.Н. Очерки социальной философии. М.: Наука, 1994. 9. Бердяев Н.А. Смысл истории. М. 1991. 10. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб. 1993. 11. Россия и Запад: взаимодействие культур. (Материалы «круглого cтола») // Вопросы философии. 1992. № 6. 12. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 13. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. 14. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. 15. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1992. 16. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 199
Олейников В.С. –профессор кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России, заслуженный работник высшей школы РФ, академик МАНЭБ, доктор педагогических наук, доктор юридических наук, кандидат философских наук, Кузнецова А. Д. -доцент, кафедры Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент
|