КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В.В.Сдобников, О.В.Пегрова ♦ ТЕОРИЯ ПЕРЕВОДАреводе создает несколько иные проблемы. В этом случае может потребоваться двойная архаизация, вызванная а) разницей во времени создания ориги-нала и перевода и б) необходимостью создания в тексте временньго пласта, более архаизованного, чем остальная часть текста. Однако действие в художественном произведении может происходить и в будущем — по отношению ко времени его создания. Если на момент пере вода это действие все еще относится к будущему (как, скажем, в большинстве произведений научной фантастики, описывающих далекое будущее), никаких особых проблем при переводе не возникает. Если же время, описанное автором как будущее, уже на момент перевода наступило, перед переводчиком встают серьезные проблемы. Так, например, в известном романе Джорджа Оруэла действие, описанное им как будущее, происходит в 1984 году, который для нас уже — прошлое. Если переводчик сегодня возьмется заново переводить этот роман, то ему придется искать компромисс между необходимостью описывать события, которые по отношению к сегодняшнему дню уже должны были бы быть в прошлом, и необходимостью писать так, чтобы читатель чувствовал, что это — роман-предсказание, что действие спроецировано в будущее. Во всех этих случаях пути поиска решений, по всей видимости, так или иначе укладываются в три описанных подхода, выбор из которых определяется теми принципами и целями, которыми руководствуется переводчик. Автор художественного текста И переводчик — проблема
|