КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
МНОГОЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. СЮРПРИЗЫ ЭЛЕАТОВ
В то время как все вроде бы самые мудрые философы счита- ли, что со многим дело ясное, оно существует, и все свое внима- ние обращали на единое, нашлись философы, среди них мудрей- шие — Парменид и Зенон (оба из города Элей), которые очевид- ное сделали неочевидным и, как говорится, перевернули все «с ног на голову». Они не только утверждали, но и доказывали, что многое вообще не существует. Мнение о реальности много- го, говорили они сво^см оппонентам, является облаком чувств. Нельзя слепо доверять чувствам: прямая палка на границе во- де
да/воздух кажется изломанной, но она на является таковой. Мнения надо обосновывать, учили элеаты.
Неужели действительно можно доказать, что многое не суще- ствует? Элеаты рассуждали таким образом.
1. Вопреки чувствам и впечатлениям нельзя помыслить мно- жественность. Если вещи могут быть бесконечно малыми, то их сумма (а это сумма нулей) никак не даст конечную вещь. Если же вещи конечны, то между двумя вещами всегда есть третья вещь; снова мы переходим к противоречию, ибо конечная вещь состо- ит из бесконечного числа конечных вещей, что невозможно. Выходит, что, возможно, непротиворечивым утверждением бу- дет такое: в мире нет множественности, нет отдельных вещей, он один и един, целокупен. Мы пришли к неожиданному выска- зыванию. Греки называли такое высказывание парадоксом, бук- вально: пара (отклонение) от доксы (мнения).
2. Если нет отдельных вещей, то нет и движения, ибо дви- жение выступает как изменение положения вещей. Опять же, го- ворят элеаты, в данном случае Зеком, давайте логично непроти- воречиво рассуждать. Разве действительно стрела может лететь? Может быть, чувства обманывают нас в очередной раз?
![](https://konspekta.net/lektsiiimg/baza1/1093133148213.files/image012.jpg)
Чтобы пролететь определенное расстояние, стреле надо сна- чала пройти его половину, а чтобы ее пролететь, надо пролететь четверть расстояния, и далее — одну восьмую пути, и так до бес- конечности. Получается, что невозможно из данной точки попасть в соседнюю, ибо ее, по логике рассуждений, нет. Получаем сно- ва парадокс: стрела не летит.
Рассуждения элеатов произвели на греческих философов не- изгладимое впечатление. Они сознавали, что попали в безвыход- ное положение. Рассуждения элеатов они расценивали как апо- рии (а, т.е. нет, и пора — щели). Если верить чувствам и прак- тическим данным, то выходит, что стрела летит. Если же верить уму, то она вроде бы покоится на месте, весь мир покоится. Для ищу- щих впечатлительных греков такое положение дел было невы- носимым. И выход из ситуации нашелся.
|