КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРАКТИЧНОСТЬ, ИЛИ МОРАЛЬНОСТЬ ФИЛОСОФИИ
Вступает ли философия в непосредственный контакт с прак- тической деятельностью человека? Старое-престарое убеждение состоит в том, что нет ничего непрактичнее, чем философия. Но так ли это?
Практика — это действия, поступки людей. Действуя, чело- век преследует некоторые цели. Какие? Самые различные, но главный практический ориентир — это ценность добра. Ес- ли в науке в противовес заблуждению возвышают истину, а в искусстве противопоставляют безобразному красивое, то в сво- ей практике человек стремится к подавлению зла и достижению добра. (Заметим в скобках, что беда преступников определяет- ся не тем, что они изначально злобны, а узким, бандитским по- ниманием добра.)
Человек в отличие от животного прежде чем действовать вырабатывает представление о желаемой цели. Здесь-то ему как раз и приходится обращаться к философии. Отвечая на вопрос
u
«Что я могу и что я должен делать?», человек занимается раз- решением типичной философской проблемы.
Философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. Именно в этой области реализуются практические потенциалы филосо- фии. За бездумные поступки людей, либо стремящихся к сию- минутным удовольствиям, либо просто не умеющих предвидеть последствия своих действий, философия не несет ответственно- сти. Философы сознательно выступают против засилья легкомыс- лия, отказа от всестороннего анализа состоятельности намечае- мых планов практических действий и столь же основательного рассмотрения последствий уже сделанного.
Философия поступка находит свое наиболее яркое выраже- ние в морали человека, в его этических ценностях. Практичность философии состоит в ее этической направленности, в морально- сти. Нет ничего практичнее, моральнее, чем хорошая филосо- фия. Человек — существо моральное, он призван жить по за- конам морали, которые осмысливаются в этике, а не по зако- нам джунглей.
На наш взгляд, во всех случаях, когда человеку приходит- ся принимать ответственные решения, он вынужден становить- ся философом. Кажется, это правило не знает исключений. Чи- тателю нетрудно убедиться в справедливости сказанного. Для это- го следует просто-напросто вспомнить ситуации, когда кому-то приходилось принимать судьбоносные решения.
К выдающемуся французскому философу Жан-Полю Сарт- ру как-то пришел его ученик, который просил совета. Ему хо- телось стать участником «Сражающейся Франции», но его бес- покоила судьба матери, тяжело переживающей смерть своего стар- шего сына. Что делать,— вопрошал юноша,— остаться с мате- рью или уйти в ряды вооруженных сил? У юноши было много доводов в пользу как первого, так и второго решения. Никакая наука, никакая писанная мораль не давала ему ответа на вопрос. К тому же Сартр был по-философски суров: «Вы свободны, вы- бирайте, т.е. избирайте». Смысл совета таков: каждый сам от- ветственен за свой поступок, а гарантия от безответственности, по крайней мере в данном случае,— полноценное философство- вание. Другого пути нет.
Таким образом, хорошая философия не только не чужда прак- тической деятельности человека, а наоборот, придает ей эти- ческую, благородную осмысленность.
|