ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
• Язык — граница мышления и действия. Язык дает полней- шую информацию о мышлении и действии.
• Язык имеет логическую форму.
• Значение слова есть факт, который оно обозначает (ранний Витгенштейн).
• Значение слова есть его употребление в языковой игре и практической деятельности (поздний Витгенштейн).
• Истинность синтетических предложений проверяется их со- поставлением с фактами (тезис неопозитивизма).
• Истинность синтетических предложений нельзя подтвердить окончательно, но можно проверить неистинность синтетичес- ких предложений (принцип фальсификации).
• Теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру.
• В процессе роста научного знания происходят научные ре- волюции.
• Добро — это эмоция (тезис неопозитивистов).
• Добро — это предложение, жизненность которого определя- ется последствиями его применения (тезис постпозитивистов).
• Философия не является наукой (тезис неопозитивистов).
• Философия научна (тезис постпозитивистов).
• Философия — это прояснение содержания языковой деятель- ности человека.
4.5. ПОСТМОДЕРНИЗМ программа постмодернистов
Наш обзор современной философии был бы весьма неполным, если мы прошли мимо постмодернизма. Постмодернизм счита- ется многими экстравагантной философией. Но число его сторон- ников неуклонно возрастает. Крупнейшими постмодернистами являются французские философы Жак Деррида, Жан Лиотар, много сторонников постмодернизма также в США.
Слово «постмодерн» означает после модерна. Французское слово «модерн» означает современный. Постмодерн — это преж- де всего философия, которая направлена против философии Но- вого времени. Постмодернисты считают, что феноменология, гер- меневтика, аналитическая философия по сути своей не отказались от идеалов нововременной философии. Постмодернисты готовы к са- мым резким выводам. Они стремятся расшатать все то, что сжи- мает человека в «объятиях тоталитаризма»: жесткие логические схематики, окончательные выводы, всяческий поиск устойчиво- го, преклонение перед авторитетами, властные структуры, в том числе науку и технику, поиск единообразия, насаждение необос- нованных ценностей, стремление к непременному согласию меж- ду людьми, умаление эмоционального и чувственного, культиви- рование устаревших эстетических и моральных идеалов.
Призыв постмодернистов таков: больше хаоса, дискретно- сти, плюрализма, чувственности, кризиса авторитетов, интуити- визма, поиска нестабильности, несогласия, нигилизма, отсутст- вия единообразия, иронии по отношению к признанным ценно- стям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости.
деррида: метод деконструкции
Как реализовать призыв постмодернистов? Этого можно до- стичь, считают постмодернисты, в определенном варианте линг- вистической философии. Снова в центр философствования ста- вится язык, но не столько речь, сколько письмо, письменный текст. Имеется в виду, что в речи человек уже определил свою пози- цию, от него теперь труднее дождаться желаемого плюрализма. Письмо же открыто для самых различных его интерпретаций. С этой целью Деррида как раз и настаивает на деконструкции.
Речь идет о том, чтобы разобрать, разложить на части струк- туры — философские, политические, культурные. Для каждо- го слова надо искать его заменители (с этим мы отчасти уже зна- комы по семейному сходству слов). Нужно показать, что имен- но ты усмотрел в данном слове или высказывании, при этом ши- роко используются метафоры, символы, описания слов в словар- ных статьях.
Суть философствования Деррида состоит в высказывании той же самой вещи, но и другой, в переписывании ее. Перепи- сывать следует «в слове, которое оказалось бы и более красивым. Когда я говорю об этом написании другого, которое окажется бо- лее красивым, я, очевидно, понимаю перевод как риск и шанс поэмы». Другими словами, рискуй в поисках красоты. К этой точ- ке зрения близок другой французский философ, Ролан Барт, ко- торый понимал текст как «никакой власти, немного знания, то- лика мудрости и как можно больше ароматной сочности». Ко- роче, текст должен доставлять удовлетворение, наслаждение.
лиотар: этика и эстетика возвышенного
Новейшие постмодернисты сближают этику с эстетикой. Их философия ориентирована эстетически. Лиотар, один из лиде- ров постмодернизма, развивает в этой связи своеобразно поня-
тую эстетику возвышенного. Возвышенное понимается как един- ство удовольствия и боли, сотворение непредставимого. Эстети- ка возвышенного состоит, по Лиотару, в том, чтобы «зримыми представлениями намекнуть на непредставимое». Увидеть мож- но красивое и прекрасное, но не возвышенное. Квадрат Малеви- ча не является иллюстрацией к геометрии, он намекает на то не- уловимое, которое как раз и вызывает чувство возвышенного.
Постмодернизм давно завоевал себе право на существова- ние, особенно в мире искусства. Постепенно он проникает и в мир науки и техники, прежде всего туда, где имеют дело с многозна- чимостью (в этой связи мы предлагаем компьютерфэнам пораз- мыслить над тем, что представляет собой гипертекст, гиперсре- да, гиперпространство и так называемая виртуальная реаль- ность: все больше нелинейных связей, все больше мнимого).
|