КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обзор: Философия о человеке
Для удобства читателя пронумеруем основные воззрения на природу человека.
1. Философы античности, особенно натурфилософы, рассма- тривали человека как образ космоса, как «малый мир», микро- космос. Эта точка зрения, конечно, на новой основе, воспроиз- водится и в наши дни. Человек ведь действительно часть космо- са. Не случайно магнитные бури доставляют нам столько хло- пот. Мы — люди Солнца, без Солнца нам плохо. Но оно не должно быть слишком близко к нам. Ученые предсказывают, что Солнце в своем развитии достигнет стадии «красного гиганта» и поглотит Землю. Что будет с родом человеческим?
2. Начиная с Сократа философы античности считали челове- ка двойственным существом, состоящим из тела и души. Пла- тон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой.
3. В средневековой философии главное размежевание прохо- дит не столько между телом и душой человека, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком». Природа чело- века понимается как трехчастная: тело — душа — дух. Духов- ность человека состоит в его совести, со-вести с Богом, реализу- ется в высоких чувствах Веры, Надежды и Любви.
Развитая в средневековой философии позиция находит свое продолжение в православной, католической и протестантской кон- цепциях человека, т.е. в рамках основных вероисповеданий христианства. Как известно, господствующая христианская цер- ковь раскололась в 1054 году на восточную (православную) и за- падную (католическую). В XVII веке из западной церкви выде- лилась протестантская. В нашу задачу не входит описание тех многочисленных отличий, которые характерны для различных христианских антропологии. Отметим лишь самое главное.
Философский стиль православия восходит к Платону и Пло- тину, в нем много интуитивно-чувственного, подчеркивания единства истины, красоты и добра, без установления в этом триединстве, равно как в триединстве Бога-отца, Бога-сына и Бога-Святого Духа, каких-либо приоритетов.
Философский стиль католицизма восходит к Аристотелю, Ав- густину и Фоме Аквинскому. По сравнению с православием здесь больше рационального, человек понимается как субъект воли.
Философский стиль протестантизма основывается, по преиму- ществу, на нововременной философии с ее выделением личност-
ного начала. С позиций православия Бог существует, ибо он су- ществует, позиция протестантизма другая: Бог существует пото- му, что без него человеку плохо. «Во что веришь, то и имеешь»,— говорил основатель протестантизма М. Лютер.
4. В Новое время специфика человека усматривается в разу- ме, в мышлении, рациональности. Ясное содержание души — это сознание. Такова позиция Декарта. Кант привносит в эту кон- цепцию много нового, но и он ставит в конечном счете превы- ше других познавательные способности, каковых у него три — рассудок, способность суждения, разум.
5. В Новое же время наряду с только что рассмотренной концепцией «хомо сапиенс» (человек разумный) господствующие высоты завоевывает концепция «хомо фабер» (человек деятель- ный). Главное в человеке — это реализация способности к дей- ствию. Либо просто утверждается, что суть каждого отдельного человека состоит в его действиях, либо это действие, как у Марк- са, понимается в общественном смысле. Главное в обществе — труд (деятельность), а отдельный человек есть «атом» общества, в котором «пересекаются» всеобщественные отношения.
6. Последнее изобретение философии Нового времени — это «сверхчеловек» Ницше. Теперь разум понимается как болезнь, заблуждение, омертвляющее человека. Во главу угла ставит- ся страсть, лидерство, вино, курение, буйство фантазии и им- провизации, протест против послушания и вообще всякой хи- лости.
7. Философия XXвека продолжает поиск подлинности чело- века. Феноменолог Гуссерль провозглашает подлинной природой человека опыт его сознания — образование эйдосов, понимание в соответствии с ними мира предметов, жизни.
8. Герменевты считают, что истинность человека реализует- ся в его существовании в мире, понимании мира, преодолении потаенности вещи, слияния ее границ с границами человека, ка- ковыми выступают его временность, забота, страх и реализуемая в этой связи активность.
9. Философы-аналитики видят в человеке существо, актив- но реализующее свои языковые способности. В сфере языка че- ловек решает что, почему и как следует делать.
10. Согласно постмодернистам, человек — существо, бунту- ющее в поисках возвышенного и избавления от удушающих объятий однообразного, одномерного, скучного, коллективно- го, тоталитарного. Человек может понять существующие обще-
Ш)
ственные нормы лишь в том случае, если он постоянно от них отодвигается, иначе говоря, деконструирует их.
человек - существо бессознательное
Мы довели до сведения читателя десять интерпретаций при- роды человека. Если читатель недоволен краткостью приведен- ных сведений, то ему просто-напросто необходимо перечитать не- которые страницы из первой части книги под антропологичес- ким углом зрения. Разумеется, полезно обратиться к дополни- тельной литературе. К уже рассмотренным интерпретациям при- роды человека добавим еще одну, которая привлекает внимание в течение всего XX века. Речь идет о философии бессознатель- ного, развитой австрийским врачом-психиатром и философом Зиг- мундом Фрейдом.
О бессознательном в человеке говорили и писали многие фи- лософы, в том числе знакомые нам Кант, Гегель, Къеркегор, Шо- пенгауэр, Ницше. Но лишь Фрейд сумел придать представлени- ям о бессознательном практическое значение, они позволяли ему лечить людей, избавлять их от психических недугов. Создан- ное им учение называют психоанализом.
Главная идея Фрейда была довольно простой: человек — су- щество эротическое. Глубинная сущность человека — сексуаль- ное влечение — либидо (позднее Фрейд будет много рассуждать о двух главных инстинктах, инстинкте жизни — эросе и инстинк- те смерти — танатосе). Это влечение приходит в конфликт с со- знанием, вынужденным реагировать на окружающую социаль- ную среду с ее многочисленными запретами. Сексуальные вле- чения вытесняются из сознания, они становятся бессознательны- ми, проявляясь в сновидениях, в различного рода нерациональ- ных действиях, в неврозах. Путь избавления от неврозов — это анализ психики, сначала обнаруживают бессознательное (это делает квалифицированный врач-психиатр), а затем, если паци- ент способен на это, то бессознательное переводится в сознание. Оно перестает существовать, исчезает источник болезненных неврозов. Однако никто и никогда не способен избавить человека от бессознательного полностью, ибо в своем фундаменте человек есть существо не сознательное, а бессознательное. Доминиру- ет именно последнее. Так считают фрейдисты. Далеко не все со- гласны с ними.
|