КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В ПОИСКАХ ЦЕЛОСТНОГО УЧЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ
В философии не прекращаются попытки создания целостной концепции человека. Такое стремление похвально в том смыс- ле, что, конечно же, необходимо объединять и обобщать все дан- ные о человеке. Однако не следует полагать, что для этого нуж- на какая-то особая философия, принципиально отличная от тех философских систем, которые мы рассмотрели. Каждая из наших философских систем содержит в себе определенную фи- лософию человека. Вместе с тем просто-напросто не существу- ет особой философии, которая была бы именно философией че- ловека.
У читателя, наверно, возник вполне резонный вопрос: как же объединить 11 интерпретаций природы человека? Разве они об- разуют целое? Да, образуют, ибо между ними существуют опре- деленные связи: стоит выбросить одну из интерпретаций, общая картина природы человека сразу потускнеет.
Автор старается изо всех сил: поставляет материал для осмыс- ления, не скрывает своих симпатий, но и не доводит их до од- нозначных суждений, которые бы ограничили свободу читателя. Вам предстоит определить свое личное отношение к проблеме че- ловека, подвергнуть представленный материал собственной ин- терпретации. Другого пути нет.
Выводы
• Человек и уникален, и универсален. Человек — венец при- роды, которому нет равных, он обладает уникальными способ- ностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо — ни кос- мос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность.
• Человек — это соотношение внутреннего и внешнего. Ду- ховный мир человека — это его внутренняя жизнь, но она сим- волизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге человек оказывается суще- ством общественным.
• Человек един, но не однороден, не одномерен. Человек би- ологический, действующий, разумный, чувственный, рацио- нальный, этический — все это объединено каждой конкретной личностью.
• Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей на- уки, искусства, морали.
• Человек — существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризисном, может быть, даже без- выходном положении.
• Человеку не избежать бремени ответственности перед собой лично и другими людьми. А раз так, то ему нужна хорошо раз- витая философская база.
• Множество людей озабочено судьбой и природой челове- ка, они рассуждают, размышляют, создают программы, но ча- сто даже не подозревают, что проходят мимо накопленного в философии богатства. Без философии воззрения о человеке ока- зываются довольно бедными, малодейственными. Такова реаль- ность.
Отметим также, что нами не закончено рассмотрение приро- ды человека, оно будет продолжено в последующих главах.
6.2. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО? ИНДИВИД И ОБЩЕСТВО
Наука об обществе называется социологией (от латинского сло- ва социетас — общество). Нас конкретно интересует не социоло- гия, а ее философские основания. С чего начинается социология?
Обычно размышления об обществе начинаются с рассмотре- ния взаимоотношения человек — общество. На этот счет суще- ствуют три основные интерпретации.
Согласно первой интерпретации, общество составлено из ин- дивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий. Такая интерпретация была вызвана к жизни филосо- фией Нового времени в тот период, когда основное внимание бы-
ло направлено на отдельного человека. Индивид был поставлен в центр философии, соответственно общество стали понимать как сложенное из индивидов (так считали Гоббс, Локк, Кант и их многочисленные последователи).
Выяснилось, однако, что представление об обществе как сум- ме индивидов не во всех отношениях убедительно и удовлетво- рительно. Каждый человек находит общество как уже нечто данное. Если родился в России, то будешь разговаривать по-рус- ски, придерживаться российских традиций. Здесь у индивида нет выбора, его жизнь определяется обществом. Именно поэтому уже в Новое время появилась другая концепция: общество пер- вично, а индивид вторичен. Такую концепцию развили те фило- софы, прежде всего Гегель и особенно Маркс, которые в соответ- ствии с основным содержанием философии Нового времени, ос- таваясь рационалистами, во главу угла ставили не отдельного че- ловека, а общество. Теперь человек стал пониматься как «узел» общественных отношений.
Но и вторая концепция оказалась с недостатками: она не учи- тывала своеобразие, свободу индивидов, их творчество. Поэтому в наши дни стремятся соединить достоинства индивидуалисти- ческой (первичен индивид) и коллективистской (первично обще- ство) интерпретаций общества. Имеется в виду, что обе интер- претации должны постоянно дополнять друг друга: в постоян- но возобновляющемся процессе общество производит индивидов, которые в свою очередь производят общество.
социальные действия и их смысл
Общество отличается от природы, это знает каждый. Но тог- да возникает вопрос: чем именно общество отличается от приро- ды? Если мы укажем на это отличие, то тем самым установим природу общества. Было найдено два главных отличия общест- ва от природы.
• Общество в отличие от природных систем не существует не- зависимо от идей, представлений, ценностей, интерпретаций людей.
• Смысл социальных действий людей определяется их ценно- стями. Природные неживые объекты взаимодействуют меж- ду собой, и все тут. Они не взаимодействуют во имя чего-то. Жи- вотные питаются, размножаются, реализуют свои инстинкты, со-
звательной деятельности у них либо вообще нет, либо она нахо- дится в зачаточном состоянии (у животных, разумеется, есть пси- хика, ее изучает зоопсихология).
И снова напрашиваются вопросы: что такое идеи, ценности? Что такое деятельность? Чтобы ответить на эти вопросы, нуж- на... философия. Нам ничего не остается, как рассмотреть раз- личные философские интерпретации природы общества.
обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней
Философских интерпретаций общества мы насчитаем ровно столько, сколько философских систем вовлечем в наш анализ. Но в нашу задачу не входит непременное рассмотрение всех возможных точек зрения. На первом месте стоит уразумение про- стого факта: философское понимание общества состоит в ин- терпретации общества на основе философских (по возможнос- ти наилучших) воззрений.
В античности общество понимали, например, на основе концепций идей Платона или форм Аристотеля. Выше изла- галось учение Платона об обществе. Он рассматривал общест- во как воплощение идеи справедливости. Так же поступал и Аристотель, и он исходил из необходимости построения спра- ведливого общества. Разница между Платоном и Аристоте- лем состоит в том, что первый толкует об идее справедливости и считает ее, равно как и любую идею, космическим, а не сугу- бо человеческим началом. Аристотель же считает справедливость сочетанием добродетелей человека. У него справедливость при- суща человеку, это не идеал, а форма.
Интересно, что античная интерпретация общества на основе справедливости как ценности не только дожила до наших дней, но и остается весьма актуальной. Несколько лет тому назад раз- горелась острая дискуссия между двумя крупнейшими современ- ными философами и социологами — американцем Джоном Ро- улзом и немцем Юргеном Хабермасом. Оба согласны с тем, что принцип справедливости остается в понимании общества цент- ральным. Вопрос в том, что такое справедливость, как ее достичь. Роулз рассуждает так: вопрос о справедливости решают выбран- ные представители общества, которые должны быть честными, а это возможно лишь в том случае, если они абстрагируются от
существующих общественных условий: «Мы, мол, не знаем, ка- ким общество является сейчас и каким оно будет; мы хотим спра- ведливости». Роулз полагает, что представители общества — рационалисты, они подумают и придут к согласию относитель- но двух принципов справедливости: 1) все люди равноправны, 2) надо помогать бедным. В позиции Роулза мы без особого тру- да обнаруживаем философию, непосредственные истоки которой находятся в Новом времени (рационализм, принцип «все равны»), а также прагматизм, что является сугубо американским изоб- ретением. Хабермас еще энергичнее, чем Роулз, настаивает на необходимости рациональной дискуссии и достижения согласия людей (за счет дискуссий разрешаются многие конфликтные ситуации, значит надо обеспечить в обществе простор для обме- на мнениями). Но в отличие от Роулза Хабермас полагает, что дискуссия приведет к открытию абсолютного морального зако- на (здесь он сторонник Канта).
Итак, вернемся к античности: в наилучших философских ин- терпретациях общества используют концепцию идей и концеп- цию форм, а также представления о добродетелях человека.
В средние века философское понимание общества основыва- ется, как и следовало ожидать, на философии абсолютной лич- ности, Бога. На этой основе Августин уже в IV веке дает фило- софскую интерпретацию обществу. Он различает «град небесный» и «град земной». Все в граде земном, что противоречит граду не- бесному, Августин критиковал, а смысл истории видел в дви- жении града земного к совершенству града небесного.
Разумеется, в ходе истории ее христианская интерпретация приобретала все большее многообразие. Современные православ- ная, католическая, протестантская интерпретации общества во многих отношениях отличаются друг от друга. В православии на- стаивают на особо тесном единстве народа со Всевышним (собор- ность); в католицизме расстояние между обществом и Богом увеличивают («мы и Он»); в протестантизме во главу угла ста- вят личностное отношение к Богу («я и Ты»). Однако во всех трех случаях град земной интерпретируется как вторичный по отно- шению к граду небесному. Показательно в этой связи следующее утверждение B.C. Соловьева: «Сила, долженствующая дать чело- веческому развитию его безусловное содержание, может быть толь- ко откровением высшего общественного мира...».
Итак, мы в очередной раз видим, что многие однажды выра- ботанные философские интерпретации не исчезают бесследно, а во-
зобновляются, иногда почти буквально, в последующих веках, в том числе в наши дни.
В Новое время философия приводит к концепциям равнопра- вия членов общества и общественного договора. В христианст- ве постулировался договор народа с Богом (завет и означает до- говор). Теперь договор понимается как необходимость, осмыслен- ная в связи с задачей самосохранения человека, иначе люди пе- ребьют друг друга (Т. Гоббс). В общественном договоре заключен суверенитет народа и его нельзя отчуждать в пользу кого бы то ни было, считал Ж.-Ж. Руссо. Общественный договор — это признак гражданского общества. Общественный договор, граж- данское общество — это все творения человека разумного, а зна- чит, и философии о нем. Разумный человек признает право на жизнь, свободу, собственность (Дж. Локк).
Другая нововременная концепция общества принадлежит К. Марксу. Люди в обществе «склеены» общественным трудом, развитие которого обеспечивает переход от капитализма к соци- ализму.
У истоков новейших философских интерпретаций общества мы находим самого цитируемого социолога Макса Вебера. Со- гласно Веберу, в основе социологического знания лежит интер- претация социального действия. Социальное действие облада- ет смыслом, которым не обладает действие в природе. Для по- нимания этого смысла необходима соответствующая интерпре- тация. Здесь-то и необходима философия. Вебер четко выделя- ет свою главную мысль: всегда и везде, во все эпохи природу об- щества понимали как истолкование смысла социальных действий людей. Добавим к этому, что в наши дни для этих це- лей используют новейшие философские направления — фено- менологию, герменевтику, постмодернизм, аналитическую фи- лософию.
Что такое общество, согласно феноменологам, герменевтам, постмодернистам, аналитикам? Жизненный мир, более или ме- нее удачно построенный в соответствии с феноменологией созна- ния (Э. Гуссерль), понимающее бытие-в-мире (М. Хайдеггер), свободный практический и творческий выбор (М. Фуко), жизнь людей согласно их речевым актам (Дж. Остин).
Итак, в качестве обобщения всего предыдущего можно взять за основу следующее определение общества. Общество — это со- вокупность людей в рамках ими же производимой системы со- циальных действии и их смыслов.
|