ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ?
Философия истории интересуется направленностью истори- ческого процесса.
Древние греки воспринимали мир как завершенный Космос с его гармонией и цикличностью. Везде они видели круговорот, касалось ли это Космоса или жизни человека. Античную кон- цепцию истории в лаконичнейшей поэтической форме выразил Софокл:
Нынче горе, завтра счастье — Как медведицы небесной Круговой извечный ход. («Трахинянки»)
Круговое движение — это геометрический образ вечности (коль- цо не имеет ни начала, ни конца) и временности (человек все- гда находится «где-то», в данном «теперь»). Согласно крупней- шим античным философам, во взаимоотношениях вечности и времени приоритет принадлежит вечности. Время, по Плато- ну, есть образ вечности. Античная философия истории — это фи- лософия вечного становления, вечного возвращения, периодиче- ских мировых пожаров (Гераклит), душепереселения и душево- площения (Платон).
Христианская философия истории преодолевает античную идею круговорота. Приход Христа, его казнь, ожидаемое второе при- шествие — это узловые пункты истории, временности, мира, ко- торый до своего грехопадения находился в царстве вечности (никто не умирал) и который, пройдя сложный путь очищения от совершенных им грехов, способен вернуться в вечность. Ис- тория имеет конечный пункт, но он достижим лишь тогда, ког- да человечество станет Богочеловечеством.
Философия Нового времени вырабатывает рациональные объ- яснения хода исторических процессов. Сам разум признается ис- точником прогресса (Ф. Бэкон, Р. Декарт), поступательного, от менее совершенного к более совершенному, движения обще- ства. Все чаще время и ход истории считаются линейными про- цессами.
Маркс считал, что последовательный прогресс общества от пер- вобытного до рабовладельческого, феодального, капиталистиче-
ского и коммунистического общества обеспечивается развитием производительных сил.
Рассмотренные концепции истории можно изобразить следу- ющим образом.
|