КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В ЧЕМ СОСТОИТ ЦЕННОСТЬ ПРАКТИКИ? НАШИ ДНИ
Мы продолжаем анализ ценности практики, вовлекая те- перь в него новейшие философские направления.
Феноменология. Как известно, феноменологи первостепен- ное значение придают выработке феноменологических смыслов. Феноменологов часто обвиняют в том, что они непрактичны, за- цикливаются, мол, на созерцаниях. Эти обвинения не вполне пра- вомерны. Феноменолог не говорит, что не надо действовать, он утверждает, что смысл действий заключен не в их природных качествах, а в феноменологических смыслах.
Герменевтика. Герменевты действительно настроены более практично, чем феноменологи. Они считают, что смысл практи- ки заключен в ней самой и может быть выявлен лишь в процес- се осуществления практики. Здесь-то и раскрывается сущность вещей, с которыми человек контактирует, осуществляя свое бы- тие в мире. Ценность практики — в разрешении напряженнос- ти вопрошания, в реализующемся ответе на зов самих вещей. Прак- тика соединяет человека с миром, в этом и состоит ее смысл.
Что касается аналитиков, то они все согласны в том, что смысл практики выясняется при анализе высказываний о прак- тике. Но дальше появляются разногласия. Одни, их называют натуралистами, склонны приписывать моральные ценности фак- туальному миру, а другие, ненатуралисты, полагают, что мораль есть чувство. Для наших целей достаточно сделать вывод, что для аналитиков смысл практики выясняется в процессе интерпре- тации высказываний о ней. Многие аналитики — сторонники этики последствий поступков. Они считают, что главное — оце- нить последствия поступков.
Постмодернисты, оценивая практику, также заняты ин- терпретацией текстов. Они стремятся устоявшиеся этические ценности окончательно предоставить истории. Но их собствен- ные этические концепции не формируются сколько-нибудь яс- ным образом. Видимо, эстетика возвышенного должна одновре- менно служить заменой прежних как эстетических, так и эти- ческих воззрений.
В отличие от постмодернистов представители так называ- емой коммуникативной этики готовы говорить о практике и этике с утра до вечера, это их главный интерес. Свою филосо- фию они (Ю. Хабермас, К.-О. Апель) часто называют практиче- ской философией. Как приходят к этическим ценностям? В про-
цессе дискуссий и выработки общего мнения (все это называет- ся дискурсом). Кант не объяснил, откуда берутся нравственные законы, а они являются итогами дискурса. Маркс считал, что общество построено на общественном труде, в действительности же его фундаментом является достигнутое в дискуссии согласие, сам общественный труд нуждается в интерпретации. Итак:
• Смысл практики во всех современных философских направ- лениях видят в этических ценностях (все реже используются выражения «этика добродетелей», «этика долга», все чаще го- ворят и пишут об «этике ценностей»).
• Этическая (моральная) ценность понимается как ин- терпретация, выработанная посредством определенного фило- софского метода.
|