КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
НАТЕЛЬНОЕ
Животное обладает психикой, в этом оно сходно с человеком, но не обладает сознанием (разве что самыми элементарными его формами). Допустим, у вас есть верный друг — собака, она
выполняет ваши команды, и многие называют ее умной собакой. Но даже умная собака вряд ли рассуждает следующим образом: «Я — собака. А они — люди. Собаки должны выполнять коман- ды людей». Собака не осознает себя в качестве собаки, она пло- хо ориентируется в мире. По наблюдениям психологов малень- кие дети только к трем годам начинают говорить о себе «я». Двух- летняя Леночка говорит: «Дайте Леночке конфету». Лишь по- зднее она скажет: «Дайте мне конфету». Теперь она усвоила, что она самостоятельный человек, имя которого Лена, что взрослые ее любят и вряд ли откажутся при наличии конфеты одарить ею свою любимицу. Сознание — это психика человека, достиг- шая стадии развития, при которой он отдает себе отчет о происходящих с ним и вокруг него процессах. Если этого нет, то психика не достигла стадии сознания, она существует в фор- ме бессознательного (чем так интересуется фрейдизм). Итак, есть сознание и подсознание. К.С. Станиславский ввел пред- ставление о сверхсознании (надсознании), под которым он пони- мал высший этап творческого процесса, в котором наряду с осо- знанными моментами присутствует благородный довесок, связан- ный с вдохновением.
Часто говорят, что психика (сознание в том числе) является продуктом высокоорганизованной материи (мозга человека). Это утверждение нельзя понимать упрощенно. Головной мозг не вы- рабатывает такое вещество, которое можно было бы назвать психикой или сознанием. Речь о другом. По отношению ко все- му существующему нейрофизиологические механизмы мозга оказываются или могут быть его знаком. Человеческий мозг, со- стоящий из множества нервных клеток и волокон, обладает уникальнейшими возможностями по знаковому воспроизведению богатства мира, своего собственного в том числе.
тина, если она мне, властелину, неведома). А между тем речь идет об одной из самых значимых философских проблем.
Что такое истина? Можно ли достичь ее? А может быть, она и не нужна? В чем, собственно говоря, состоит «нерв» пробле- мы истины? Обратимся в этой связи к определению истины. Клас- сическое ее понимание восходит к Платону: «...тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе,— лжет...». Итак, истина — это соответствие наших слов, чувств и мыслей тому, знаками чего они являются.
В словах, чувствах и мыслях мы получаем мир непосредст- венно на нашей стороне, стороне человека. Теперь же возника- ет другой интерес, интерес к миру как таковому. Действитель- но ли планеты движутся по эллипсам, кит является млекопита- ющим, а фирмы максимизируют свою прибыль? Чтобы успеш- но ориентироваться в этом мире, человек должен уметь предви- деть ход процессов независимо от своей заинтересованности в них. Это и означает, что его влечет истина. Истина нужна че- ловеку, поэтому она представляет для него ценность. Но в ка- честве ценности истина отличается от красоты и добра. Красо- та и добро — это кричащие ценности «для нас», это все, что угод- но, непосредственно на стороне человека. Истина — это тоже цен- ность, но ее адресат не сам человек, а соответствие человеческо- го тому, что в нем представлено. Если красота — это ценность искусства, а добро — ценность практики, то истина — это ценность познания и науки.
|