КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Изучение истории развития общественной мысли невозможно без изучения проблемы гуманизации личности и всех общественных отношенийСтр 1 из 16Следующая ⇒ Изучение истории развития общественной мысли невозможно без изучения проблемы гуманизации личности и всех общественных отношений, составной частью которой является проблема духовного развития общества. При изучении культуры на протяжении длительного исторического пути человеческого общества встает вопрос о совокупности критериев, выражающих суть процесса гуманизации. Существенно важными показателями здесь являются не только создаваемые обществом культурные ценности, но и средства и способы их распространения среди различных общественных слоев. В условиях деидеологизации науки изучение истории духовной жизни общества требует разработки новых методов, отказа от привычных схем. К массовый критерий не может уже применяться как универсальный метод ввиду искажающего эффекта. А задача состоит прежде всего в восстановлении исторического факта в его правах и освобождении от идеологических наслоений. Без изучения влияния публицистических проповедей, поучений и трактатов на развитие общественно-политической мысли, без четкого уяснения позиций гуманистов и исихастов невозможно получить объективной картины развития общества. Как невозможно, в свою очередь, уяснить смысл и корни публицистических противостояний без четкого понимания исторических предпосылок "тих противостояний. Эта работа носит методический характер, поэтому, не следует искать в ней детального исследования творческого наследия прошлых веков. Вместе с тем постоянно следует иметь в виду, что пока еще существует проблема "наука против религии". Этот вопрос постоянно возникает в современных религиозных изданиях, устных проповедях, в трудах теологов и самодельных сочинениях, в рукописях, ходящих среди верующих. С каждым днем становится все очевиднее, что приблизительных книжных знаний для разговора с убежденным верующим явно недостаточно. Среди "неудобных" для атеистов фактов - убежденная вера в Бога И.Ньютона, И.Павлова, М.Планка, А.Эйнштейна, Ч.Дарвина, Б.Паскаля и многих других видных ученых. Одной из задач курса станет исследование взаимосвязей науки, культуры и религии. Тем более что изучение причин возвышения и падения церковного института русского православия дает возможность более полно охватить историю развития общественной мысли. Целью спецкурса стало: а) познать историческую действительность, очищенную от идеологических наслоений, б) познакомиться с образцами публицистических произведений о жизни Церкви, в) освоить методы воздействия духовной публицистики на развитие общественной мысли. Отсюда задачи спецкурса - не просто описать действительность и познать ее пои соблюдении полной объективности, но; а) собрать факты, извлечь данные из всех соответствующих областей, приобщить к делу весь доступный материал, касающийся предмета, б) изучить его критически, установив подлинное, отвергнув подложное и указав сомнительное, в) исследовав материал в генетическом развитии, установить прагматическую связь между фактами. Источником, таким образом, служит все то, что позволяет решить задачи спецкурса. Монументальные источники включают в себя произведения христианской живописи, архитектуры, скульптуры. Письменные памятники - непосредственные источники, созданные историками на основе личных, наблюдений жизни, и опосредованные, включающие анализ чужих наблюдений. Журналист, создающий произведения о жизни Церкви, должен учитывать все названные обстоятельства. Вместе с тем, он должен впитывать в себя и методику духовно нравственной публицистики прошлых эпох. Завершая курс, важно усвоить: разменяв в борьбе за безрелигиозное общество "злато на черепки" - духовность исихазма на блеск супермаркетов, это самое общество не утратило способности к духовному возрождению, которое может прийти только через духовно-нравственную объективную публицистику. И одно из приоритетнейших мест в этом процессе занимает современная журналистика.
|