Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема 9. Казанский край в истории христианства




Христианизация Казанского края овеяна легендами. Предания повествуют о том, что во время похода Ивана Грозного на Казань в 1552 году им молился перед, иконами "Троицы" и "Явление Богоматери Сергию Радонежскому", принесенными из Троице-Сергиевой обители. А потому во время осады Казани русскими войсками, накануне дня решающего штурма, сам Сергий, со дня кончины которого к тому времени уже минуло 160 лет, с метлой расхаживал по улицам города, подметая с них сор и пыль. Когда кто-то спросил его, зачем он это делает, старец ответил: "Утром у меня здесь будет много гостей". Возвращаясь из казанского похода, Иван IV побывал в Троицком монастыре, молился у раки (гробница, где находятся мощи святого) и благодарил чудотворца за помощь.

Правительство учредило в Казани специальную епархию, и в начале 1555 года архиепископом Казани, Свияжска, Васильсурска и Вятки с их округами был избран Гурий. Вместе с ним прибыли Герман и Варсонофий. Позже, эти три казанских святителя были канонизированы, их мощи сохранялись в Свияжске и Казани.

Архиепископ Гурий по наказу царя одну из главных своих задач видел в приведении христианизации мусульманского населения. Его дом сделался своеобразным центром крещения татар. Так появилась новая группа татар-новокрещен, называемых впоследствии кряшенами.

15 декабря 1555 года Москва специальной грамотой отправила в Казань церковного и городского мастера Постника Яковлева и каменщиков Ивана Ширяя "с товарищами к весне в Казани новый град камень делать". Велено было вместе с ними из Пскова отправить еще 200 человек каменщиков. Уже к 1558 году а одном только кремле было одиннадцать церквей, среди которых видное место занимала соборная церковь Благовещения. Одним из "хозяев" казанских построек был Троице-Сергиев монастырь, получивший по грамоте Ивана IV место в Казанском кремле для строительства дочернего филиала.

В 1556 году был основан Спасо-Преображенский монастырь. В 1557 году напротив кремля за рекой Казанкой был построен на одноименной горе Зилантовский монастырь, заложенный в 1552 году на месте захоронения русских воинов, погибших при взятии Казани.

На пик расцвета христианизации края был еще впереди.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви Николая ко под кремлем, истребил часть Казани. Когда город начал вставать из руин, вместе с другими погорельцами недалеко от места пожара дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать ее икону, зарытую в земле тайными исповедниками православия задолго до начала христинизации края. Трижды повторялось это видение, прежде чем она своей матерью и священниками стали рыть в указанном Небольшая икона, обретенная 21 июля 1579 года, получила название Казанского образа Пресвятой Богородицы. Историю ее чудесного явления описал молодой священник церкви Николая Гостинодворского, ставший позже патриархом Гермогеном, - тем самым, что призвал к спасению Руси от иноземцев нижегородцев.

Царь Иван Грозный повелел устроить на месте обретения иконы храм и основать женский монастырь.

Когда же с Казанским образом Пресвятой Богородицы стали связывать спасение государства в 1612 году и воцарение в 1613 году династии Романовых, этот монастырь и сама чудотворная икона стали местом святого поклонения православной Руси. В честь Казанской в 1636 году был выстроен храм на Красной площади в Москве, в 1812 году - в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. С этим образом связывались победы под Полтавой, над французами в 1812 году, над фашистами в 1945 году. Копии с иконы во множестве распространились по России.

Сама же обретенная святыня продолжала находиться в Казанском Богородицком монастыре, в храме, выстроенном на месте ее явления. Она имела две ризы (церковная одежда с отверстием для головы) - одну из чистого золота, украшенную 18 крупными бриллиантами и 412 другими драгоценными каменьями, вторую, украшенную 479 бриллиантами, 100 алмазами, 1120 другими драгоценными каменьями, с бриллиантовой короной пожертвованной в 1767 году Екатериной II.

29 июня 1904 года икона была в этой, второй ризе. Около двух часов ночи Варфоломей Стоян-Чайкин с дружками проник в храм Казанского Богородицкого женского монастыря и выкрал чудотворный образ и икону Спасителя, которая имела тоже весьма дорогую ризу. Судьба Казанского образа Пресвятой Богородицы до сего дня осталась не выясненной до конца. Судебное следствие удовлетворилось показаниями об уничтожении иконы. Но в легендах осталась жить вера в то, что икона эта вывезена зарубеж. И возвращение ее в Казань будет способствовать возрождению России. В 1964 году на всемирной выставке в Нью-Йорке всего один день была выставлена старинная икона Казанской Пресвятой Богородицы, украшенная драгоценной ризой, по стилю письма напомнившая ученым подлинный чудотворный образ, открывшийся в 1579 году. К сожалению, владелец образа остался неизвестным...

Одновременно с христианизацией края велась ожесточенная борьба с иноверцами, усилившаяся после явления иконы Пресвятой Богородицы. В 1593 году указ царя Федора Ивановича потребовал уничтожить все мечети, проведя раздел народа по вероисповеданию, возникают татарские слободы и православные местопоселения. Но особое гонение связано с именем епископа Луки Конашевича. В годы его архиерейства все налоги вновь крещенных, которые освобождались от подати на три года за принятие христианства, должны были платить некрещеные. В результате возникло так называемое "движение татар 1748 года", подавленное в самом зародыше. Принудительное крещение, разрушение мусульманских святынь, недовольство Конашевича хорошим расположением татарских слобод вызвало гнев не только населения, но и гражданских властей Казани. Это послужило переводу архиерея на другую кафедру.

Вместе с тем, новокрещенские школы, организованные для нерусских малолетних детей митрополитом Тихоном и епископом Лукой, объективно сыграли и некоторую положительную роль, обучая русской грамоте и способствуя сближению народов края с русским народом, после чего в Славяно-латинских школах продолжалось их совместное приобщение к всемирной истории и культуре.

Существовавшая с 1723 года при Федоровском-Троицком монастыре славяно-латинская школа в 1732 году была переименована в духовную семинарию, а потом, после довольно значительного развития, превращена указом 1797 года в Казанскую духовную академию, просуществовавшую до 1918 года.

Отличительной чертой Казани среди многих городов европейской части империи было сочетание в ней культовых учреждений различных вероисповеданий с оригинальными архитектурными деталями, придававшими городу своеобразный вид. К сожалению, в 1930-е годы почти все они были разрушены.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты