КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 5. Борьба за единство Русской МитрополииФактом крещения киевлян вся Русь объявлялась в принципе христианской, но нужно было еще осуществить принцип на самом деле. Князь Владимир, создавший план приобщения Руси через христианство к семье передовых народов Европы, как рассказывает летопись, "нача ставить по градом церкви и попы и люди на крещенье приводити по всем градом и селом". Вопрос об автокефальности (самостоятельности) Руси в вопросах церковного управления стал одним из важнейших в этот период, пока, наконец, в силу ряда причин в 1037 году при Ярославе, сыне Владимира, Киев получает своего первого митрополита Феопемпта-грека, а Русская Церковь автоматически подчиняется Константинопольскому патриарху, Отныне греческая митрополия стала центром переработки русской летописи и литературных преданий о начале Русской Церкви, саботируя скорое прославление русских святых. Вот почему так туманны дошедшие до нас сказания. Распространение христианства сопровождалось быстрым ростом числа церквей и монастырей. Перенятый от греков обычай требовал, чтобы люди знатные и зажиточные имели у себя собственные домовые церкви. При дешевизне деревянного материала л простоте устройства храма, это было несложно. При храме был домовый священник, содержать которого стоило не больше, чем содержать лишнего лакея. Все это сильно сбивало цену древнерусскому священнику, стоявшему в ряду холопов, смердов и даже невольников; уменьшительно-уничижительные имена явно подчеркивают это: летопись 1193 году попа величает Иванкой. XIII век принес на Русь новые испытания. Религиозные взгляды новых ее повелителей по всей своей широте и терпимости соответствовали намерениям монгольских завоевателей собрать все народы в единую монархию. Такая веротерпимость обусловливалась прежде всего тем, что они были язычники и как таковые, следовательно, считали все религии одинаково истинными, одинаково связующими людей с Богом. О самом Чинхисхане известно, что он не придерживался строго никакого определенного исповедания веры, но, признавая бытие Единого Верховного Существа, вместе с тем боялся и остальных божеств: буддийского, мусульманского, христианского... Для определения этих взглядов характерен ответ третьего по счету преемника Чингисхана Маигу: "Все люди обожают одного и того же Бога, и всякому свобода обожать его как угодно. Благодеяния же Божий, равно на всех изливаемые, заставляют каждого из них думать, будто его вера лучше других". Исполняя обряды других религий, монголы требовали такого же выражения почтения к собственной. Так хан Батый, согласно Лаврентиевской летописи, велел князю Михаилу "поклониться огневи и болваном их". Для Михаила же этот обряд значил отказ от веры христианской, а потому был неисполним. Твердость его христианской совести и нравственные устои христианского вероисповедания и привели Михаила к страдальческой кончине. Так возникали факты мученичества в орде за веру. При этом победители отнюдь не стремились стеснить свободу Русской Церкви, оставив ей возможность пользоваться всеми духовно присущими ей правами. Жизнь Русской Митрополии этого периода очень богата переменами, тесно связанными с жизнью политической. Государственного единства Руси, имевшего центр в великом княжении киевском, к концу домонгольского времени не существовало; в силу объективных причин, среди которых не последнее место занимали междоусобицы, было уже два великих князя, сидевших на противоположных концах Русской земли - галицко-волынский и владимиро-суздальский. Татарское разорение принизило Киев окончательно, выдвинув вопрос о новой митрополичьей резиденции. Период блуждания митрополитов по Руси завершается с вступлением в борьбу за власть московских князей. Вместе с этим возникает острейшая необходимость иметь митрополитов из своих русских людей, а не присланных греками. Флорентийская уния, заключенная Константинополем, стала поводом, чтобы порвать прежние отношения с греками, Согласно этой унии духовенство обоих обрядов - западно-католического и восточно-православного - уравнивалось по своим правам. Русь восприняла этот шаг как факт вероотступничества всей греческой иерархии, начиная с царя и патриарха. И вновь встал вопрос об автономии. Решившись на окончательный разрыв с Константинополем, Москва собором русских епископов ставит в 1448 году "митрополитом на всю Русь" рязанского епископа Иону. Впервые без участия в проставлении на этот пост Константинопольского патриарха. Авторитет московских князей быстро растет, поддерживаемый властью духовной. Десять лет митрополит Иона управлял митрополией всей Руси - московской и литовской половинами. В 1458 году Рим осуществил свою мечту об утверждении своей власти над литовско-галицкой частью русской митрополии, добившись отнятия Литвы у Ионы и передачу ее митрополиту Исидору, стоявшему у истоков созданий Флорентийской унии. В конце 1459 года Иона собирает в Москве всех епископов своей митрополии, чтобы взять письменное обещание "быть неотступными от святой церкви московской". С этого начинается на Руси новый период митрополиты, избираемые и поставляемые в Москве, преимущественно по воле одного московского князя. Кроме того, митрополит не только оставался жить в Москве, но и был московским подданным. Одновременно складывается убежденность во вселенском превосходстве русского народа. Поврежденность православия у греков после заключения Флорентийской унии особых доказательств не требовала. Говоря об этом, Симеон Суздалец делает вывод: "В Руси великое православное христианство боле всех". Тут уже недалеко до утверждения, что всемирной столицей православия вместо разрушенного турками Константинополя должна стать Москва.
|