Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Аналогии макрокосмоса и микрокосмоса в китайской натурфилософии




Читайте также:
  1. Виды аналогии
  2. Выводы по аналогии
  3. Исследования по аналогии
  4. К предшественникам итальянской натурфилософии принадлежит кардинал (род. в 1401)
  5. Китайское государство до образования Китайской Народной Республики
  6. Логические приемы – это анализ и синтез, индукция и дедукция, метод аналогии, метод гипотезы и иные.
  7. Моисты, легисты, даосы и иные школы древнекитайской мысли
  8. О ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫХ ОБОБЩЕНИЯХ И ОБ АНАЛОГИИ
  9. Образование и развитие Китайской Народной Республики

 

ПРИРОДА (макрокосмос) Пять перво- элементов (стихий) ЧЕЛОВЕК (микрокосмос)
Пять планет Пять влияний природы Пять сторон света Пять состояний   Пять основных органов Пять структур тела Пять доброде- телей Пять эмоций
Юпитер ветер восток рождение Дерево печень мышцы гуман­ность гнев
Марс жара юг развитие Огонь сердце сосуды испол- не­ние ритуала радость
Сатурн влаж­- ность сере- дина изменение Земля Селе- зен­ка связки верность раздумье
Венера сухость запад увядание Металл легкие Кожа и волосы справед­ливость печаль
Меркурий холод север исчезно-­ вение Вода почки кости мудрость страх
                   

 

Китайская традиционная медицина отличалась тем, что последовательно рассматривала все физиологические и патологические явления, происходящие в организме че­ловека, в самой тесной взаимосвязи с жизнью окружаю­щей среды. Врачи Древнего Китая считали, что при каж­дом заболевании в патологичес­кий процесс неизбежно вовле­кается весь организм как неде­лимое целое, и при изменении функции одного органа законо­мерно изменяются функции всех других органов и систем.

Основоположником ки­тайской медицины считают Бянь Цяо, жившего в VI в. до н.э. Он выдвинулся из среды странствующих целителей. В поисках медицинской практики он много путешествовал по стране, имел возможность на­блюдать самые разнообразные болезни, знакомиться с опытом народной медицины. Бянь Цяо владел всеми из­вестными в то время диагностическими приемами (осмот­ром, выслушиванием, расспросом, исследованием пуль­са), был терапевтом и хирургом, с успехом применял ле­карственные растения и хирургические инструменты. Вы­дающийся врач лечил натиранием «разогретыми лекар­ствами», использовал лекарственные отвары, применял физические методы лечения и иглоукалывание, произво­дил операции под наркозом, используя специальный на­питок, пропись которого не сохранилась. Ему принадле­жит создание одной из древнейших книг о лекарствах – «Нань Цзин» («Книга о трудном»).



В период империи Цинь (III в. до н.э.) появилось сочинение «Травник Шэнь Нуна». Эта древнейшая в мире фармакопея включала в себя 365 лекарственных средств, причем 240 из них – растительного происхождения. Шэнь Нун, «легендарный император-мудрец медицины» изу­чил на себе действие огромного числа минералов и трав, после чего он отобрал лучшие и описал их в своем трав­нике. Все средства разделены на три группы. К первой группе были отнесены 120 неядовитых лекарств (так на­зываемые омолаживающие), прием которых не ограни­чивается ни сроком, ни дозировкой. В группу тонизирую­щих вошли 120 средств, требующих при их употребле­нии соблюдения определенных правил. К третьей группе отнесено 125 токсических средств, которые могут оказы­вать благотворное действие на организм лишь при усло­вии кратковременного приема в строго определенных ко­личествах. Это кротоновое масло, корень аконита, чеме­рица, шпанские мушки. В травнике Шэнь Нуна упомина­ются такие лекарственные формы, как порошки, пилю­ли, отвары, настойки, пластыри.



При императоре Шэнь Нуне был составлен самый древний в мире гербарий,в котором было представлено около 100 растений, обладающих целебными свойствами. Древнейшим медицинским трактатом Китая счита­ется «Хуанди ней-цзин» («Трактат о внутреннем»), тра­диционно приписываемый полулегендарному императору Хуан Ди. По современным данным, время его написания относится к III-II вв. до н.э., хотя предполагается, что трактат написан значительно раньше и не одним авто­ром, а несколькими поколениями врачей. В трактате обоб­щен опыт известных китайских медиков древности, та­ких как И Хэ, Бянъ Цяо и Цан-гуна; названы 900 лекар­ственных растений; приведены их ботаническое описание, географическое распространение, время сбора, фармако­логические свойства и способ применения. Среди них вы­деляли потогонные, рвотные, слабительные, укрепляю­щие и другие.

В Ханскую эпоху (конец III в. до н.э. – III в н.э.) Древний Китай стал центром медицинской науки всего азиатского региона. В этот период китайскими врачами было накопле­но более 10 тысяч рецептов для лечения самых разных заболе­ваний. Яркими представителя­ми китайской медицины того времени являются двое врачей – Чжан Чжунцзин и Хуа То.

Знаменитый клиницист Чжан Чжунцзин, тщательно изучив самые разнообразные заболевания, сопровождающи­еся лихорадочными состояни­ями, создал во II в. н.э. «Трак­тат о болезнях, связанных с синдромом холода» («Шан Хань Лунь»). В этом сочинении были изложены 357 методов лечения подобных болезней, приведены 112 рецептов и подробно описаны симптомы различных лихорадок.



Врач Хуа То, которого и теперь почи­тают как «бога хирургии», изобрел эффективное оглуша­ющее средство (наркоз), что позволяло без боли выпол­нять сложнейшие операции. Этот врач пользовался только проверенными им лекарствами. Прописи его отличались простотой и сравнительно неболь­шим количеством ингредиентов. Хуа То был очень иску­сен в иглоукалывании и прижигании, но, наряду с этим, применял и другие методы лечения: кровопускание, об­ливание водой. Часто прибегал к психотерапии, но больше всего прославился своей хирургической деятельностью.

Гэ Хун (281–351 гг. н.э.) считается основателем хи­мии и фармакологии в Китае. Наибольшей известностью пользовалась его книга «Медицинские прописи при нео­тложных случаях», в которой содержалась 101 пропись против 101 болезни. Гэ Хун был алхимиком, верил в без­граничную силу лекарств, всю жизнь искал «эликсир жиз­ни». Он знал множество способов и методов приготовления препаратов сернистой ртути, меди, железа и «пилюль бес­смертия». Приступая к изготовлению лекарств, необхо­димо было соблюдать определенные правила – пост, очи­щение, уединение в горах или на островах (в крайнем слу­чае – в доме, за высокой оградой). Гэ Хун категорически отрицал преимущества лекарств растительного происхож­дения перед препаратами из металлов и минералов. Его аргументация была такова: растения сами гниют и раз­лагаются, как же могут они воспрепятствовать смерти человека?

Со второй половины V века в Китае тщательно на­чинается тщательное изучение свойств лекарств. Первым исследователем в этой области был Тао Хунцзин (452 – 536 гг. н.э.), философ, алхи­мик, медик, систематизировавший всю существующую до него литературу по фармаколо­гии. В 502 г. он написал труд под названием «Прописи вели­ких медиков», который состоит из 7 томов и содержит описание 365 разновидностей лекарствен­ных препаратов и 365 средств, усиливающих действие ле­карств, придающих им вкус и запах. Этот труд был официаль­но признан первой Государствен­ной фармакопеей Китая.

В 652 г. врачом и диетологом Сунь Сымяо (581–682 гг. н.э.) был составлен рецептурный справочник «Основные золотые рецепты», в котором впервые описывается способ лече­ния зоба, путем приема внутрь щитовидной железы оле­ня или барана. Кроме того, очень подробно излагаются показания к применению пиявок, имеются указания, что для лечения некоторых кожных заболеваний применя­ются примочки, присыпки, мази, приготовленные из яич­ного белка, меда, свиного сала, серы, ртути и других ве­ществ. В этом справочнике есть указания на то, что каче­ство лекарств зависит от места произрастания и времени сбора лекарственных растений, входящих в их состав, приведены правила сбора и хранения растений.

В период рабовладельческого строя в Китае медици­на в основном перешла из ведения жрецов к светским вра­чам. Претерпел изменения иероглиф, обозначающий сло­во «медицина» – «И», и возникло начертание слова «врач». Общий смысл иероглифа «И» в старом написании был таков: жрец при по­мощи оружия изгоняет или убивает злых духов, вызвав­ших болезнь. Впоследствии написание этого иероглифа изменилось: в него поместили изображение вина, как бы символизирующее переход медицины из рук жре­цов в руки врачей, лечивших с помощью лекарств.

Сословие врачей в Китае было очень многочислен­ным, случалось, что в одной деревне практиковало несколько вра­чей. Особенным уважением пользовались врачи из древ­них семей, а также придворные врачи. Довольно рано, по сравнению с другими странами, в Китае появились специ­алисты по изготовлению и торговле лекарствами и пер­вые учреждения, по характеру работы соответствовавшие аптекам. Во многих местах врачи служили и аптекарями.

Собственно аптекари полу­чали диплом после сдачи экзамена. Они не имели права отпускать сильнодейству­ющие лекарства без предписания врача.

Гонорар врачи получали большей частью за лекар­ства, и только высший класс врачей – за визиты. Китайцы часто меняли врачей, а в чрезвычайных случаях призывали на помощь бога медицины, некогда знаменитого вра­ча, возведенного в это достоинство после смерти.

По мнению китайских врачей, медицина не в силах сделать что-либо несогласное с предначертаниями неба: «Медицина не может спасти от смерти, а в состоянии про­длить жизнь, излечить многие болезни, укрепить госу­дарства и народы гигиеническими советами».

У древнекитайских врачей были тщательно разра­ботаны методы диагностики. Они рассматривали тело че­ловека как единый и целый организм: «Избегай лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги». Они же придерживались мудрого пра­вила: «Лучше предупредить болезнь, чем ее лечить».

Диагностика болезней основывалась на вниматель­ном осмотре больного и его выделений (цвет, запах, вкус, количество), на подробном опросе его. Самым главным диагностическим средством у китайцев считался пульс.

Учение о пульсе – самое выдающееся достижение китайс­кой медицины, которое представляет собой целую науку. Древнеки­тайские врачи считали, что пульс составляет продукт не­прерывного прилива и отлива крови и жизненных духов. Всякое изменение в механизме движения крови и воздуха приводит к соответствующим изменениям в пульсе, по которому врач узнает состояние крови и воздуха и, следо­вательно, состояние организма.

Посредством пульса врачи узнавали о том, происхо­дят ли болезни от истощения, недостатка крови и жиз­ненных духов или же от накопления испорченных соков. Правила для исследования пульса были изложены с вели­чайшей подробностью. При исследовании женщин между врачом и пациентками ставилась ширма. Рука больного должна покоилась на подушке, а врач клал пальцы на пульсирующий сосуд с правой или с левой стороны кис­ти, производя при этом надавли­вание. Китайцы признавали 7 наружных и 8 внутренних пульсов. Средним числом у взрослого человека они счи­тали 80 ударов в минуту, у стариков – 76, у детей – 96.

На основании пульса китайцы строили планы лече­ния, которые состояли в очищении крови и соков, укреп­лении желудка, удалении газов. В связи с этим употреб­лялось большое количество слабительных, рвотных, про­тивоглистных лекарств. Болезни, происходившие от хо­лода, лечились теплыми лекарствами, а горячие – холод­ными. Кровопускание употреблялось редко и часто заме­нялось пиявками. Большое внимание уделялось строгой диете, водным процедурам, солнечным ваннам, лечебной гимнастике.

Китайское лекарствоведение – одно из древнейших и обширнейших в мире. Введению неисчислимого количе­ства средств медицина Китая обязана острой наблюдатель­ности и изумительному трудолюбию своего народа.

В объяснении действия лекарств большую роль иг­рали отношения цвета, вкуса препаратов к 5 элементам и к органам. Так, зеленые и кислые лекарства соответству­ют элементу «дерева» и поэтому действуют на сердце, жел­тые и сладкие – «земле», действуют на желудок; белые и острые – «металлу», действуют на легкие; черные и соле­ные – «воде», действуют на почки.

Все лекарственные средства классифицировались сле­дующим образом:

1. Тонические: чай, табак, мясо различных живот­ных и др. Самым главным из этого класса ле­карств и панацеей против всех болезней был ко­рень жень-шеня, который появился в V–IV вв. до н.э. Готовился он путем вываривания до консис­тенции кашки, прозрачной на вид, со слегка крас­новатым или желтоватым оттенком. Употреблять следовало утром и вечером вместе с чаем и супом. Жень-шень входил также в состав многих лекар­ственных препаратов. Китайцы называли его «чу­дом мира, даром бессмертия». О нем были напи­саны целые тома, и, по мнению китайских меди­ков, он восстанавливал изнуренные силы, старым возвращал юность и вообще служил верным ук­репляющим средством.

Чай же, как целебное растение, упоминается еще в старинной энциклопедии Бянъ Цяо. В ней напи­сано: «Чай есть растение чрезвычайно полезное. Чай удаляет все недуги, прогоняет сонливость, го­ловная боль уменьшается и излечивается совер­шенно».

2. Вяжущие: чернильные орехи, семена лотоса, мус­катный орех. Сюда же китайцы относили и опий, а также семена фиников, айву, кислую сливу, же­лезные опилки, листовое золото.

3. Разрешающие: кассия, мимоза, мускус, имбирь, камфара. К этой же группе относили рвотные – белую чемерицу, семена и корень репы, имбирь, сандаловое дерево, семена горчицы, гвоздику.

4. Слабительные: семена подорожника, шалфей, красные бобы, ревень, сернокислый натр, снеж­ная вода.

В качестве лекарственных средств употреблялось множество растений, почти вся китайская флора. В соот­ветствии с делением тела на три пояса цветки и верхняя часть растения применялись при болезнях верхнего по­яса, стебли растений – при болезнях среднего, а корни – при болезнях нижнего пояса. Ветви растений употребля­лись при болезнях конечностей, кора – при заболеваниях кожи, сердцевина – при болезнях внутренних органов.

В качестве лекарственных средств животного происхож­дения широко использовались коконы шелкопряда, сушеные пауки, панцирь черепахи, а также зубы, ногти, уши, языки, сердца, печень, костный мозг многих животных и все это в больших дозах. Китайцы считали, что кровь и кости льва и тигра придают мужество. Слоновая кость в порошке применялась против сахарного мочеизнурения, верблюжье мясо – для укрепления нервов, верблюжье мо­локо – для устранения геморроя, свежая печень морских рыб – при куриной слепоте, вытяжки из пантов молодого пятнистого оленя – как стимулирующее средство.

В связи с зарождением горнорудного дела и химии (во времена династии Хань) в Китае стали употреблять в качестве лечебных средств железо, свинец, мышьяк, олово, медь, золото, се­ребро и их соединения: сульфат железа, ацетат меди, суль­фат меди, а также буру, квасцы, морскую соль, едкий натр, хлористый аммоний – нашатырь, впервые обнару­женный в Египте. Было выявлено, по-видимому, в пря­мой связи с обработкой металлов, и укрепляющее дей­ствие железной пудры. Древнекитайскими медиками были от­крыты противочесоточные свойства серы. Ртуть находи­ла применение в качестве сакраментального средства, а также употреблялась для лечения сифилиса. Многие считали, что употребление ряда металлов и мине­ралов может обеспечить долголетие. Однако наиболее эф­фективными признавались спе­циально приготовленные лекарства, в состав которых входили киноварь, золото, се­ребро и пр. Развитие металлургии повлекло за собой изготовление металлических медицинских инстру­ментов, в частности изготовление игл для акупунктуры. Опыт со­леварения показал, что солевой раствор при промывании глаз просветляет зрение, а глауберова соль обладает сла­бительным действием.

Вследствие отвращения китайцев к хирургическим операциям у них в большом ходу были наружные сред­ства, из которых самыми главными считались размина­ние (массаж), иглоукалывание, моксы. Китайцы стара­лись облегчить местные боли щипанием, трением, разми­нанием совместно с различными втираниями. Местом для массажа часто избирали спину, грудь, подошвы, ладони.

Для моксы (прижигание тела в специальных точках зажженными пучками высушенной травы) употреблялся конический сверток из холста или мягких волокон черно­быля, который зажигался на больной части. Таким обра­зом, в основном, лечились болезни головы.

Акупунктура или иглоукалывание – китайское изобретение. Производилась акупун­ктура золотыми, серебряными, реже стальными иглами различной толщины и формы. Врачу, делающему эту опе­рацию, должны быть известны, точки для уколов при каж­дой болезни, глубина, до которой необходимо проникать в каждом случае иглой для достижения болезнетворного начала, какой иглой пользоваться, сколько времени дол­жна находиться игла в уколе (от нескольких минут до нескольких дней).

С III в. до н.э. лечение уколами и прижиганиями, так называемый метод «чжень цзю сюэ», превратилось в специальную отрасль научной медицины, благодаря зас­луге знаменитого врача пунктатора Хуан Фу-ми, кото­рый собрал все существующие данные об этом виде лече­ния в единый труд, состоящий из 12 томов.

Само же иглоукалывание существовало чуть ли не с эпохи каменного века. Еще в глубокой древности китайс­кими врачами было замечено, что ранения, порезы или уколы в некоторых точках тела заметно облегчают тече­ние отдельных заболеваний.

Сильной стороной китайской медицины была профилактика. Важными считались массаж и лечебная гимнастика. Знаменитый врач Хуа То, наблюдая за повадками животных, создал комплекс упражнений для улучшения циркуляции «ци» внутри тела человека, известный под названием «Уциньси» («Игры пяти зверей»), ставший прообразом современных комплексов Цигун. Эта гимнастика основывается на подражании аисту, обезьяне, тигру, оленю и медведю. Особое внимание уделялось дыхательной гимнастике, потому что она формирует «ци» – жизненную силу, связанную с кровью и дыханием.

В Китае впервые врачи стали оплачиваться государством. Вначале эта система существовала в крупных городах, в I в. н.э. распространилась по всей стране. Всеобщее медицинское обслуживание населения до нового летоисчисления практиковалось только в Китае. Именно здесь возникли первые в азиатском регионе больницы.

Долгое время китайская медицина развивалась изолированно от других культур. В Европу сведения о ней проникли лишь в ХШ веке. В современном мире традиционная китайская медицина вызывает большой интерес.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что можно узнать из клинописных табличек о медицинских знаниях в древней Месопотамии?

2. Как законы Хаммурапи регулировали деятельность врачей?

3. Как проявлялась связь врачевания с мифологией в древней Месопотамии?

4. Какие медицинские папирусы Вы знаете и чем они отличаются по содержанию?

5. С чем связан египетский обычай бальзамирования?

Назовите египетских божеств, связанных с медициной и фармацией.

6. Расскажите о профилактической медицине древнего Египта.

7. Кто занимался врачеванием в древнем Египте?

8. Покажите связь медицины и мифологии в древней Индии.

9. Какие лекарственные растения использовались в древней Индии?

10. Что такое «игра пяти зверей»?

11. Охарактеризуйте методы обследования в древнем Китае.

12. В чем особенность медицины древнего Китая?

13. Дайте характеристику достижениям китайской фармации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник для медицинских и фармацевтических вузов. Издательство «Академия». М., 2009.

2. Лисицин Ю.П. История медицины. Учебник для медицинских вузов. Издательство Гэотар Мед. М., 2004.

3. Марчукова С. Медицина в зеркале истории. Издательство «Европейский дом». Санкт-Петербург, 2003.

 

 


Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 35; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.022 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты