Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Понятие высших психических функций. Их специфика, строение и эксперементальные исследования




Понятие ВПФ

Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. В. п. ф. — одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским.(Высшие психические функции: логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действия, речь, письмо, счет, движения, перцептивные процессы (процессы восприятия)). Важнейшей характеристикой ВПФ является их опосредствованность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредование ВПФ представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.

Структура ВПФ

Для Выготского знак (слово) – это то «психологическое орудие», посредством которого строится сознание. Знак играет важную роль в структуре ВПФ. Он становится средством опосредования между одним актом деятельности человека и другим (например, для того, чтобы запомнить что-то мы используем систему кодирования информации, чтобы потом ее воспроизвести). При этом сам характер строения высших психических функций можно обозначить как системный. ВПФ представляет собой систему, имеющую иерархический характер, т.е. одни части этой системы подчинены другим. Но система ВПФ не является статичным образованием, на протяжении жизни человека она меняется как теми частями, из которых состоит, так и отношением между ними.

Отличительные свойства ВПФ (специфика)

произвольность (человек сам управляет своей психической функцией, т.е. человек ставит задачи, цели). Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Благодаря опосредованности, человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность.осознанность ВПФ;

опосредованность (используются средства). Опосредованность ВПФ видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие возможные опознавательные приметы явления (например, иероглиф как единство слова и образа) определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации.социальность по происхождению. ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом.

 

36 структура сознания (по леонтьеву) современные представления о структуре сознания
структура сознания включает: чувственную ткань сознания, значения и личностные смыслы;
чувственная ткань сознания образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивостью и т.д.;
особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект его деятельности;
чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно – свою означенность. Значения и являются важнейшими «образующими» человеческого сознания.
значения преломляют мир в сознании человека, Хотя носителем значений является язык, но язык – не демиург значений. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операция) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность;
в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений раскрытых совокупной общественной практикой. Поэтому значения сами по себе, т.е. в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, столь же «не психологичны» как и та общественно познанная реальность, которая лежит за ними;
следует различать осознаваемое объективное значение и его значение для субъекта. В последнем случае говорят о личностном смысле. Другими словами личностный смысл – это значение того или иного явления для конкретного человека. Личностный смысл и создает пристрастность сознания. В отличие от значений личностные смыслы не имеют своего «психологического существования»;
сознание человека, как и сама его деятельность не является неким слагаемым входящих в него частей, т.е. оно не аддитивно. Это не плоскость, даже не емкость, заполненная образами и процессами. Это и не связь отдельных его «единиц», а внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности осуществляющей реальную жизнь индивида в обществе. Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания.
Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.
Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.
Вундт: “Сознание – способность замечать свои психические состояния”
Джеймс: “Сознание – хозяин психических функций”
Ясперс: “Сознание как сцена”
Выготский: сознание – единство переживания и знания
“Сознание – со-знание, совместное знание” (французская социальная школа).

Структура сознания

Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Эта идея развивалась Л.С. Выготским.

А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания:

чувственную ткань образа;
значение;
смысл.
В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия.

 

37 Измененные состояния сознания
Изменённые состояния сознания иногда называются "интровертированными состояниями", в противовес "экстравертированному" (обычному) состоянию сознания. В
интровертированном состоянии психика человека в значительно большей степени занята переработкой информации, поступающей из самой себя (из воспоминаний, фантазий).
Каждый человек хотя бы раз в сутки бывает в изменённом состоянии сознания, это сон. Концепция сна как особого активного состояния сознания (имеется в виду БДГ-сон), а также исследование шизофрении и маниакально-депрессивного психоза подготовили почву для научных исследований различных состояний сознания и способов перехода из одного состояния в другое.
Одним из первых учёных, занимавшихся необычными психическими способностями и состояниями сознания, был Ф. Месмера. Помещая больных вокруг большого чана с размещёнными в нём намагниченными стержнями, он вводил пациентов в состояние гипнотического сна, в котором могли пробуждаться какие-то новые способности человека. Сам Месмер делал упор на то, что эффект такого лечения - чисто физиологические, не психологический. Якобы "флюиды", порождённые магнитами, циркулируют по телам пациентов, взявшихся за руки. К. Г. Юнг и его последователи много изучали изменённые состояния сознания, в этих состояниях они пытались выявить "духовные измерения психики". В таких состояниях искались проявления архетипических явлений. Р. Ассаджиоли интерпретировал многие из явлений, которые официальная медицина считает психопатологическими, как сопутствующие духовному раскрытию. А. Маслоу на основе широких исследований мистических (“пиковых”, “вершинных” по его определению) переживаний опроверг традиционное психиатрическое воззрение, приравнивавшее их к проявлению психозов, признал их ведущими к самоактуализации. Поэтому такие мистические состояния стали называться расширенными состояниями сознания. Ч. Тарт ввёл в научный обиход термин “дискретное состояние сознания”, что означает совокупность психических структур, активную систему, элементами которой являются психические подсистемы, которые могут отчасти варьировать в пределах одного и того же дискретного состояния сознания, но совокупность свойств системы в целом остаётся примерно одной и той же. Примеры дискретных состояний:
- обычное бодрствование,
- сон со сновидениями или без них,
- гипнотическое состояние,
- опьянение алкоголем,
- состояние депрессии,
- интоксикация марихуаной и др.
Существуют процессы, стабилизирующие и разрушающие определённое дискретное состояние сознания. Некоторые состояния могут разрушаться из-за перегруженности раздражителями (один из методов наведения транса), или - наоборот - из-за их полного отсутствия (в условиях сенсорной изоляции), либо из-за какого-то аномального раздражителя, выходящего за рамки обычного восприятия. Ч. Тарт предположил, что некоторые дискретные состояния непосредственно не могут быть получены из каких-либо конкретных состояний; тогда между ними должно быть некоторое промежуточное состояние. С.Гроф, исследуя расширенные состояния сознания, возникающие при применении галлюциногенов (ЛСД), объединил в четыре основных типа переживания, сходные по смыслу, глубине, эмоциональной и сенсорной модальности:
1. Изменения в восприятии окружающих объектов, абстрактные и эстетические переживания и фантазии, характеризующиеся специфической стимуляцией сенсорных модальностей: кинестетической, слуховой, зрительной.
2. Биографические, включающие комплексы эмоционально значимых воспоминаний и символические переживания, которые можно расшифровать в рамках теоретических схем Фрейда и Адлера.
3. Перинатальные переживания, связанные с повторным проживанием биологического рождения и конфронтацией со смертью. Этапы рождения и смерти связаны, по Грофу, в “системы конденсированного опыта”. Эти системы — динамические сочетания воспоминаний с сопутствующими им фантазиями из различных периодов жизни человека, объединённые сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивными телесными ощущениями одного и того же типа и другими элементами.
4. Очень широкий спектр трансперсональных переживаний, включающий
архетипические переживания, паранормальные явления, глубокие мистические прозрения. Д. Лилли наблюдал похожие явления в условиях сенсорной депривации (изоляции), особо отмечая резко возрастающий уровень проекций своего внутреннего мира на окружающее и осознание глубинных содержаний своей психики.
Ряд экспериментов разных учёных выявил другие проявления, эффекты изменённых состояний сознания:
- гипермнезия в сфере памяти (превалирует моторная, эмоциональная и образная память),
- специфические искажения восприятия времени (“сжатие” или “уплотнение”)
- преобразование ведущих мотивов,
- трансформация личностных черт, характера,
- снижение тревожности (у большинства испытуемых),
- рост самооценки и уверенности в себе.

 

38 Основные положения теории деятельности
Деятельность – это система, это молярная, неаддитивная единица (несуммирующая) единица жизни телесного, материального субъекта, опосредствованная психическим отражением (воздействие на мир и мир на него), реальная функция которой состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире.
Макроструктура деятельности (трехчленка Леонтьева): деятельность – мотив; действие – цель; операция – условие.
Мотив – это предмет потребности. Деятельности без мотива не бывает, мотив есть всегда, он может быть скрытый или нет. При неосознании мотивов, мотивы находят свое отражение в эмоциональной окраске действий.
Действие – процесс, подчиненный сознательной цели. 3 характеристики действия:
акт сознания (постановка и удержание цели)
акт поведения (в неразрывном единстве с сознанием, сознания нет без действия)
принцип активности (действуешь в силу внутреннего стимула)
Граница, существующая между операциями и действиями, подвижна. Движение границы вверх ведет к укрупнению единиц деятельности, то есть действия превращаются в операции (сворачивается в одну операцию). Движение границы вниз означает наоборот дробление операции на действия (то, что раньше было свернутым, разворачивается).
Цель – это представление о промежуточном результате, который в конце концов, приведет к основному, глобальному результату. Функция направления у действия, функция побуждения и функция смыслообразования – мотив. Деятельность и действия не совпадают между собой..
Операция – способ осуществления действий, которая соотносится с условиями, грубо говоря, это способ достижения целей. Операции бывают двух родов:
возникшие путем адаптации, прилаживания непосредственного подражания (не могут быть вызваны в сознания даже при специальных усилиях)
возникшие путем автоматизации из действий (находятся на границе сознания)
Потребность – субъективно переживаемое животным или человеком состояния нужды в каком- то определенном предмете, который может эту нужду удовлетворить. Предмет потребности может быть материальным, а может быть нематериальным. Потребность может быть предметно-функциональной (например, в игре).
2 механизма возникновения и развития потребности и мотивов:
механизм опредмечивания потребностей – новые потребности в процессе производства новых предметов потребностей, которые оказываются способными удовлетворять определенные состояния нужды
механизм сдвига мотива на цель – предметы, которые раньше не выполняли побудительную силу, а служили удовлетворением других потребностей, приобретают побудительную силу

 

39 Строение индивидуальной деятельности человека
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень — это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним — уровень операций, и самый низкий — уровень психофизиологических функций.
Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, ко торое является основной единицей анализа деятельности. Действие — это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть опреде лена как образ желаемого результата. Необходимо сразу обратить внимание на то, что цель в данном случае — это сознательный образ.
Выполняя определенную де ятельность, человек постоянно держит этот образ у себя в сознании. Таким обра зом, действие — это сознательное проявление активности человека. Исключения ми являются случаи, когда у человека в силу определенных причин или обстоя тельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта.
Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компо нента. Во-первых, действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Во-вторых, действие — это одно временно и акт поведения. При этом следует обратить внимание на то, что дей ствие — это движение, взаимосвязаное с сознанием. В свою очередь, из вышеизло женного можно сделать один из основополагающих выводов теории деятельно сти. Этот вывод состоит в утверждении о неразрывности сознания и поведения.
В-третьих, психологическая теория деятельности через понятие действия вво дит принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. В чем
различие в понятиях «активность» и «реактивность»? Понятие «реактивность» подразумевает ответное действие или реакцию на воздействие какого-либо сти мула. Формула «стимул—реакции» является одним из основных положений би хевиоризма. С этой точки зрения активен воздействующий на человека стимул. Активность с точки зрения теории деятельности есть свойство самого субъекта, т. е. характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие.
В-четвертых, понятие «действие» выводит деятельность человека в предмет ный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может носить не только биологический смысл, такой как добыча нищи, но также может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.

 

40 Понятие субъекта,личности,индивида,индивидуальности
Понятие «субъект» говорит о том, что активность и энергия исходят только от него, а не извне, т.е. субъект сам выбирает объекты своего внимания, общения, дружбы. Из этого следует, что источник энергии в нем самом, а не во внешнем мире.
Понятие «личность» включает все те качества, которые приобрел человек в процессе жизни под влиянием разных обстоятельств.
Понятие «индивид» рассматривает человека как представителя биологического класса homo sapiens. Индивидуальные свойства характеризуют общее, что есть у всех людей, они врожденные, а некоторые из них и передаются по наследству.
Особенные черты, которые присущи каждому отдельному человеку и отличают его от других, называют индивидуальностью. Индивидуальные особенности не наследуются, они связаны со спецификой работы нервной системы и поэтому проявляются с самого рождения.

 

46 Поведение и деятельность

Поведение - взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью.

Деятельность - осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде.

Оба этих определения далеко не бесспорны, но являются вполне приемлемыми в качестве рабочих.

Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от предшествующих поколений, а с другой – всё множество непрерывных взаимодействий физической и социальной среды. Соотношение врожденного и приобретенного и, далее, биологического и социального – важная часть анализа данной проблемы.

Человеческая деятельность является главным источником культуры и цивилизации и вместе с тем основной разрушительной силой.

Целесообразно выделение внешней и внутренней деятельности. Принципиальная общность строения внешней и внутренней деятельности определяется тем, что обе они опосредствуют связи человека с миром.

Основными формами деятельности являются:

• познание;

• общение;

• труд.

Основными видами (уровнями) деятельности являются:

• игра;

• учение;

• труд.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1969.

2. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. - Т.1, М.: Мир, 1992.

3. Костюк Г.С. Принцип развития в психологии. // Методологические и теоретические проблемы психологии. /Под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1963.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1975.

5. Платонов К.К. О системе психологии. - М.: Мысль, 1972.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1940.

Основы теории деятельности

Понятие деятельности является основополагающим для концепции, разработанной А.Н. Леонтьевым. Это понятие, в силу его связи с марксистской теорией, наиболее характерно для советской психологии. Его рассмотрение имеет смысл, так как почти вся советская психология (в разной степени) оказалась построенной на этом понятии (или при его активном участии).

Истоки теории деятельности:

• объективная рефлексология Бехтерева;

• реактология Корнилова;

• бихевиоризм Уотсона;

• культурно-историческая концепция Выготского.

Особенно велико влияние культурно-исторической концепции Выготского. Развитие высших психических функций (по Выготскому) включает в себя создание особых внешних средств, являющихся как бы психологическими орудиями, позволяющими добиваться значительно более высоких результатов и качественно перестраивать перво-начальные элементарные психические функции (деятельность – это культурное поведение, связанное с изготовлением и употреблением орудий).

Принцип единства сознания и деятельности (впервые сформулирован Рубинштейном в 1933г.): психическое отражение, сознание связано с активной деятельностью, исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется. Согласно этому принципу, сознание вторично, оно проистекает из деятельности. Этот принцип развивался в трудах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, а также в трудах других представителей теории деятельности.

Интересным представляется факт, что в поздних работах и Рубинштейн, и Леонтьев отказались (явно или неявно) от этих позиций. Ими развиваются представления о возможности самостоятельного развития и функционирования сознания, его спонтанности.

Можно констатировать, что, являясь основополагающим объяснительным принципом советской психологии, теория деятельности сдерживала ее развитие. Вместе с тем, рассматривая деятельность как предмет психологического исследования, теория деятельности внесла значительный вклад в развитие науки.

Любое человеческое действие является вместе с тем и психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружению.

А.Н. Леонтьев: "То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие его деятельности, как внешней, так и внутренней" [1].

Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей частью, а "функцией полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности" [2].

Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется.

Внутренняя и внешняя деятельность имеют общее строение:

Основным отличием одной деятельности от другой является предмет деятельности (это главное). Леонтьев считает, что предмет, направляющий деятельность, есть её мотив. Немотивированная деятельность деятельность со скрытым мотивом. Действия процессы, подчиненные представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть представлению о созидательной цели.

Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит расщепление функций мотива: выделяются функции побуждения и направления.

Достижение цели, то есть осуществление действия, происходит в определенных условиях. Цель, переформулированная применительно к определенным условиям, есть задача. Способ осуществления действия называется операцией. Операции направляются на решение задач.

Основным предметом исследования в психологической теории деятельности явилось действие, его структура и функции.

Начало психологической интерпретации действия было положено в трудах Л.С. Выготского. Затем в середине 30-х годов его ученики и последователи А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев и др. предприняли цикл исследований сенсорных, перцептивных, мимических и умственных действий, уделив при этом особое внимание их генетической связи с предметно-практическими действиями. С.Л. Рубинштейн также считал действия основной клеточкой или ячейкой психологии. По его мнению:

1. В действии психологический анализ может вскрыть зачатки всех элементов психологии.

2. Действие обладает порождающими свойствами.

А.В. Запорожец сформулировал положение, что способ действия является живым отображением предмета.

Для возникновения ощущения необходимо элементарное сенсорное действие. Это положение доказывалось в исследованиях В.И. Аспина, В.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.Б. Познанской.

Для возникновения образа восприятия необходимо осуществление сложного перцептивного действия, включающего в свой состав систему предметных операций (что существенно для формирования предметности восприятия.

Действие – основа мышления, необходимое условие формиро-вания смыслов, их расширения и углубления.

В действии лежит начало рефлексии. Действие трансформируется в поступок и становится главным формообразующим фактором и одновременно единицей анализа личности.

Операция, действие, деятельность взаимообратимы. На это указывал А.Н. Леонтьев. Превращение операции в действия, а затем в деятельность замечательно проследил А.В. Запорожец. См.: Запорожец А.В.

47,48,49) Стадия элементарной сенсерной психики, стадия перцептивной психики, интеллектуальная стадия развития психики (все в таблице)


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 321; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты