Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Виды экспериментов в психологии




Психологический эксперимент можно определить как метод, при котором исследователь сам вызывает интересующие его явления и изменяет условия их протекания с целью установить причины возникновения этих явлений и закономерности их развития. Кроме того, получаемые научные факты могут неоднократно воспроизводиться благодаря управляемости и строгому контролю условий, что дает возможность их проверки, а также накопления количественных данных, на основе которых можно судить о типичности или случайности изучаемых явлений.

Эксперименты бывают нескольких видов. В зависимости от способа организации выделяют лабораторный, естественный и полевой эксперименты. Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях. Исследователь планово и целенаправленно воздействует на объект изучения, чтобы изменить его состояние. Достоинством лабораторного эксперимента можно считать строгий контроль за всеми условиями, а также применение специальной аппаратуры для измерения. Недостатком лабораторного эксперимента является трудность переноса полученных данных на реальные условия. Испытуемый в лабораторном эксперименте всегда осведомлен о своем участии в нем, что может стать причиной мотивационных искажений.

Естественный эксперимент проводится в реальных условиях. Его достоинство состоит в том, что изучение объекта осуществляется в контексте повседневной жизни, поэтому полученные данные легко переносятся в реальность. Испытуемые не всегда проинформированы о своем участии в эксперименте, поэтому не дают мотивационных искажений. Недостатки – невозможность контроля всех условий, непредвиденные помехи и искажения.

Полевой эксперимент проводится по схеме естественного. При этом возможно использование портативной аппаратуры, позволяющей более точно регистрировать получаемые данные. Испытуемые проинформированы об участии в эксперименте, однако привычная обстановка снижает уровень мотивационных искажений.

В зависимости от цели исследования различают поисковый, пилотажный и подтверждающий эксперименты. Поисковый эксперимент направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями. Он проводится на начальном этапе исследования, позволяет сформулировать гипотезу, выделить независимую, зависимую и побочные переменные (см. 4.4) и определить способы их контроля.

Пилотажный эксперимент – это пробный эксперимент, первый в серии. Он проводится на небольшой выборке, без строгого контроля переменных. Пилотажный эксперимент позволяет устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, конкретизировать цель, уточнить методику проведения эксперимента.

Подтверждающий эксперимент направлен на установление вида функциональной связи и уточнение количественных отношений между переменными. Проводится на заключительном этапе исследования.

В зависимости от характера влияния на испытуемого выделяют констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Констатирующий эксперимент включает в себя измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) до активного воздействия на него, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями. Целью формирующего эксперимента является применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых. Контрольный эксперимент – это повторное измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) и сравнение с состоянием до начала формирующего эксперимента, а также с состоянием, в котором находится контрольная группа, не получавшая экспериментального воздействия.

По возможности влияния экспериментатора на независимую переменную выделяют спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются. Спровоцированный эксперимент – это опыт, в котором экспериментатор сам изменяет независимую переменную, при этом наблюдаемые экспериментатором результаты (виды реакций испытуемого) считаются спровоцированными. П. Фресс называет данный тип эксперимента «классическим». Эксперимент, на который ссылаются, – это опыт, в котором изменения независимой переменной осуществляются без вмешательства экспериментатора. К этому виду психологического эксперимента прибегают тогда, когда независимые переменные оказывают воздействие на испытуемого, значительно растянутое во времени (например, система воспитания и т. п.). Если воздействие на испытуемого может вызвать серьезное негативное физиологическое или психологическое нарушение, то такой эксперимент проводить нельзя. Однако бывают случаи, когда негативное воздействие (например, травма головного мозга) происходит в реальности. Впоследствии такие случаи могут быть обобщены и изучены.

 

58)Измерение
Измерение (в психологии) — научный метод представления числами интересующего психического свойства или параметров психического процесса на основе некоторых процедурных правил. Совокупность теоретико-математических представлений и процедурных правил, применяемых в психологии, объединились на сегодня в особую область психологической науки — психометрику, или психометрию. Измерения вводятся в психологическую науку и практику на рубеже XIX–ХХ вв. как следствие общего для всех экспериментальных наук стремления к использованию математических методов.

Научность измерения вытекает из неизбежности использования количественных моделей для концепций и понятий на теоретическом уровне, а также их проверки с помощью операциональных количественных процедур на эмпирическом уровне. Правила измерения состоят в установлении конвенции (соглашения) о соответствии между свойствами чисел и свойствами изучаемых объектов. Это соответствие не всегда удается обосновать экспериментально. Оно требует принятия в качестве допущения особой «психометрической модели», опирающейся на измерительную шкалу определенного типа (см. Шкалы). Шкалирование является лишь одной из разновидностей измерения в психологии.

Многие психологические свойства определяются в психологии вначале концептуально, в форме абстракции. Для создания процедуры измерения это определение должно дополняться операциональным определением. Без создания операционального определения теоретическое понятие, как правило, не считается полноценным научным конструктом, то есть понятием, связанным с определенными реальными явлениями. Операциональное определение состоит из описания условий и действий, которые необходимо соблюсти для определения меры изучаемого свойства.

При переходе от теоретического определения к эмпирической части психологического измерения обычно возникают два затруднения гносеологического характера. Первое — это определение степени соответствия операциональных определений теоретическим понятиям. Вторая трудность заключается в поиске достоверных эмпирических показателей (индикаторов) проявления таких относительно легко операционализируемых психологических понятий, как, например, «конформизм», «зависимость от поля», «ригидность», и таких крайне трудно операционализируемых, как «интуиция», «бессознательное», «Эдипов комплекс» и т. п.

Авторы многих отвлеченных психологических теорий не дают однозначных операциональных определений и эмпирических индикаторов для своих ключевых терминов. Когда другие исследователи пытаются сконструировать какие-нибудь процедуры регистрации этих понятий, то они нередко выбирают для этого совершенно разные явления и получают, вследствие этого, разные результаты.

 

59)«Проблема бессознательного в психологии»
В рамках философии проблема бессознательного разрабатывалась в двух основных направлениях:

как проблема «космических начал» и основ жизненного процесса в целом;
как проблема соотношения разума и страстей, рассудка и чувств, осознанных желаний и неясных влечений отдельного человека.
Первое направление представлено творчеством таких философов, как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон.
В рамках второго направления выделяют две группы мыслителей:
Одна группа авторов, признавая в психике человека наличие иррациональных побуждений и «смутно осознаваемых» впечатлений, считала, что эти последние могут быть всегда подчинены сознательному контролю, и, таким образом, более или менее ясно осознаваться. Эти авторы давали «негативное» определение бессознательного: бессознательное существует только как пока или не совсем осознаваемое. «Негативное» определение бессознательного получает распространение с того момента, когда сознание на время становится синонимом психики вообще. Можно упомянуть Гербарта в первой половине XIX века разделившего представления по степени ясности на три группы, в зависимости от нахождения в области «ясного сознания» (позже Вундт назвал ее «полем внимания»), сознания или бессознательного, причем между областями находятся границы – пороги. Фехнер во второй половине XIX века говорит о бессознательных ощущениях и предлагает ряд методов количественного измерения порогов ощущений, то есть границы, согласно Фехнеру, разделяющей ощущения на сознательные и бессознательные.
Вторая группа авторов выступала за «позитивное» определение бессознательного, то есть понимала бессознательное не как «отсутствие сознания», а как свой мир, имеющий определенные законы функционирования и развития. Гельмгольц, говоря о бессознательных умозаключениях, говорит о бессознательном не как о «смутно» осознанном, но как об особом механизме, который может быть никогда не осознан, но тем не менее оказывает существенное влияние на протекание психических процессов в сознании, помогая ориентироваться в мире. Однако ориентация на «позитивное» истолкование бессознательного как особого мира стала особенно явно проявляться в медицинской и главным образом в психиатрической практике.

Таким образом, к моменту создания психоаналитического учения, представления о бессознательном были широко распространены как среди философов, так и медиков. Однако, естественно, дело не в новизне и оригинальности самой идеи, а в том, каким образом новое понятие, комплекс теоретических положений, способствуют возникновению нетрадиционного учения, оказавшего заметное влияние на смену парадигм мышления, изменения взглядов, характерных для западной культуры.
60)Чтобы понять суть неклассической физиологии Н.А.Берн-штейна, будем излагать ее положения в сопоставлении с соответствующими положениями классической физиологии XIX в. (хотя, впрочем, многих принципов этой последней придерживались и некоторые физиологи XX в.).
1. Философской основой неклассической физиологии выступает диалектический, а не механистический материализм, как в классической физиологии. Сам Н. А. Бернштейн подчеркивал «стихийный материализм» старой физиологии, ограниченность которого — его механицизм — не позволила решить физиологии новые задачи, которые встали перед ней в XX в.
2. Неклассическая физиология в качестве основного принципа признает принцип активности в противовес принципу реактивности классической физиологии. Н. А. Бернштейн утверждал, что именно своими движениями организм активно воздействует на окружающую среду, стремясь изменить ее в потребном ему направлении. Он находил эту идею активности уже у И.М.Сеченова: «Наше время подтвердило полностью тезис И.М.Сеченова, что "мы слушаем, а не слышим, смотрим, а не только видим"». Поэтому физиологию Н.А. Бернштейна часто называют «физиологией активности».
3. Неклассическая физиология представляет собой прежде всего физиологию человека, тогда как классическая была физиологией животных. Н. А. Бернштейн пишет по этому поводу, что «физиология классического периода была почти исключительно физиологией животных с постепенным типовым повышением их уровня по филогенетической лестнице (лягушка — голубь — кошка — собака — макака). В связи с этим она слабо соприкасалась с практикой» [8, 433].
4. Неклассическая физиология стремится изучать свой объект в естественных условиях его существования, тогда как классическая физиология — в искусственных, лабораторных. В последнем случае речь шла фактически об обездвиженном «препарате», например распластанной на лабораторном столе лягушке.
5. Целостный подход неклассической физиологии противостоит принципу элементаризма классической. Для последней было характерно убеждение, что целое есть сумма своих частей, что организм представляет собой совокупность клеток, а все поведение — цепь рефлексов. По Н. А. Бернштейну, движения — целостно организованные структуры, а рефлекс — не элемент действия, а элементарное действие, которое занимает подобающее ему место в общей системе действий организма в целом. Любое движение представляет собой не цепочку рефлексоподобных элементов, которые соединены механическим образом, а «непрерывный циклический процесс взаимодействия с переменчивыми условиями внешней или внутренней среды, развертывающийся и продолжающийся как целостный акт до его завершения по существу» [8, 434].
6. Неклассическая физиология основывается на целевом детерминизме, не противопоставляя его причинному детерминизму классической физиологии, а подчиняя последний первому. Н. А. Бернштейн считал необходимым добавить к исследовательским вопросам физиолога «как» и «почему» вопрос «для чего». Согласно неклассической физиологии, важнейшим фактором, определяющим характеристики движения (в том числе его амплитуду), является двигательная задача, которая имеет свое физиологическое представительство, но поставлена перед субъектом его жизнью в мире объектов. Для иллюстрации этого положения Н. А. Бернштейн ссылался на исследование, которое было проведено во время Великой Отечественной войны П.Я. Гальпериным и Т.О. Гиневской. В этом исследовании амплитуда движений раненой руки больного изменялась при решении им двигательных задач, имеющих различный смысл для человека.
ребят, кто может скиньте не только документом но и росто текстом. просто завтра я опять останусь без компа, а на телефоне док не откроется(((((


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 466; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты