КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этапы формирования национально-правовой системы в РК
1. Конституция Республики Казахстан – основа формирования правовой системы Казахстана.
В декабре 1991 года распался Союз Советских Социалистических Республик, состоявший из пятнадцати союзных республик. Все бывшие союзныереспублики провозгласили себя суверенными, независимыми государствами. Казахская Советская Союзная Республика тоже объявила себя самостоятельнымгосударством.
До принятия первой Конституции независимого государства натерритории Казахстана существовало три Конституции: - первая – Конституция Киргизской Советской Социалистической Республикиот 18 февраля 1962 года; - вторая – Конституция Казахской ССР была принята на X Всеказахстанском съезде Советов 26 марта 1937 года, т.е. она была принята на томисторическом этапе, когда Казахстан превратился в союзную Республику по Конституции 1936 года; - третья – Конституция Казахской ССР была принята 20 апреля 1978 года навнеочередной седьмой сессии Верховного Совета Казахской ССР девятогосозыва, после принятия новой Конституции СССР 1977 года.
Конституция – Основной Закон общества и государства,выражающий общую волю народа, обладающий наивысшей юридической силой изакрепляющий важнейшие принципы и институты социально-экономической,общественно-политической и духовно-нравственной жизни общества.
Конституция – Основной закон государства, определяющий егообщественное и государственное устройство, избирательную систему, принципыорганизации и деятельности государственных органов, основные права иобязанности граждан.
Термин «Конституция» латинского происхождения, он применялсяещё в I веке до нашей эры для обозначения юридических актов древнеримскихимператоров. Конституция, в их понимании, есть основополагающие политико-правовые документы, в которых официально и в строгой юридической формезакрепляются признаваемые в данном обществе политическая философия иэкономическая доктрина, отношение к личности и её правам, взглядам наприроду публичной и государственной власти и механизм их осуществления,которые появились в конце XVIII века.
Первая в мире писаная Конституция – Конституция Соединенных Штатов Америки была принята в 1787 году и действует в настоящее время. В Европе первые писаные конституции приняли Франция (1791 год) и Польша (1791год).
Принятие писаных Конституций, которые признавались незыблемойосновой всего законодательства и объявлялись гарантом стабильностиустанавливаемых общественных отношений, положило начало разработке новогораздела в политических и юридических науках – общего учения о конституции. В научных трактатах и специальных сочинениях ученые определяли Конституциюкак правовой документ особого рода.
Известный германский государствовед писал, что Конституцияпредставляет собой юридический акт, который фиксирует совокупность органовгосударства, их компетенцию, а также принципиальное положение индивида поотношению к государственной власти.
Конституция представляет собой основной закон не толькогосударства, но и общества в целом, т.е. это политический и юридическийдокумент. В таком смысле осуществляемое конституцией правовое регулирование имеет универсальный характер, ибо охватывает все сферы организации жизни иразвития общества – социальную, экономическую и духовную. Конституция – Основной Закон, обладающий наивысшей юридической силой. В иерархиидействующего законодательства она стоит выше любого другого правового акта,ей должны соответствовать все законы и подзаконные акты. В случае же ихнесоответствия конституции они считаются неправомерными и подлежат отмене. Фактическое применение неконституционных актов не может повлечь за собойкаких-либо юридических последствий.
16 декабря 1991 года Верховный Совет Республики Казахстанпринял конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», который провозгласил государственную независимость Казахстана. В нём говорилось, что Республика Казахстан, как независимое государство,обладает всей полнотой власти на всей территории, самостоятельно определяети проводит свою внутреннюю и внешнюю политику. Территория бывшей Казахскойреспублики признавалась территорией нового независимого государства. Этатерритория объявлялась неделимой и неприкосновенной. Граждане всехнациональностей теперь составляют единый народ Казахстана. Государственнаявласть должна основываться на воле казахского народа. Закон объявил, чтовсе граждане, независимо от национальности, происхождения, рода занятий,места жительства обладают равными правами и свободами. В законе сказано обустройстве государства Казахстан. Впервые признавался принцип разделениягосударственной власти на законодательную, исполнительную и судебнуюветви.3
28 января 1993 года Верховный Совет Республики Казахстанпринял первую Конституцию суверенного независимого государства, котораяимела большое значение в укреплении государственной независимости Казахстана, создании новых органов государства, призванных служить народу,выражающих его волю в провозглашении широких прав и свобод граждан и т.д. Вместе с тем Конституция Республики Казахстан 1993 года не могла отражатьте проблемы, которые существовали в новом государстве. К таковым относилисьвопросы, касающиеся государственной, экономической жизни, прав и свободчеловека и т.д. Не был окончательно решён вопрос о системе правления. Верховный Совет продолжал обладать неограниченными полномочиями, чтоприводило к вмешательству в дела Президента, правительства.
Президент был ограничен в своих правах, что не позволяло емупроводить самостоятельную политику по реализации реформы. Конституциясдерживала работу по проведению экономической реформы и т.д. Поэтому самаобщественная жизнь поставила вопрос о пересмотре Конституции. Подруководством Президента Н.А. Назарбаева был подготовлен проект новой Конституции, который был опубликован для всенародного обсуждения. Вобсуждении было высказано много замечаний по проекту. Наиболее существенныеиз них были учтены, и проект Конституции был предложен народу для решенияее судьбы. В результате всенародного голосования (референдума) 30 августа 1995 года была принята новая Конституция Республики Казахстан.
Конституция Республики Казахстан – основной, главныйнормативный акт государства и общества, который утверждает Республику Казахстан «…демократическим, светским, правовым и социальным государством, …». Конституция устанавливает государственный и общественный строй, ихпринципы организации и функционирования с ориентацией на перспективу. В нейзакрепляется конституционный статус человека и гражданина, всего народа,как источника государственной власти и социальной базы государства. Конституция, как основной закон государства и общества, является источникомвсего законодательства. Иначе говоря, основываясь на положениях Конституциипринимаются все нормативные акты, поэтому ей присущи такие черты, которымине обладают другие нормативные акты.
Конституция принята народом Казахстана, в ней выражается волянарода. При социализме считалось, что Конституция выражает волю народа. Приэтом особо подчеркивалось, что народ состоит из трудящихся – рабочегокласса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции. Такаяхарактеристика народа основывалась на марксизме-ленинизме, который признаеттолько классовый подход к любому общественному явлению. Конституция Республики Казахстан 1993 года впервые отказалась от классовойхарактеристики «народа». В ней уже не было упоминания о рабочем классе,колхозном крестьянстве и трудовой интеллигенции. Термин «трудящиеся» как в Конституции Казахстана 1993 года, так и Конституции 1995 года (сизменениями и дополнениями, внесёнными Законом Республики Казахстан от 7октября 1998 года № 284-I ЗРК), не упоминается. Тем не менее в обеих Конституциях говорится о народе. «Народ» в Конституции Республики Казахстанпонимается как целостное социально-политическое явление, включающее всенациональные группы. Следовательно, понятие «народ», во-первых, означает,что он не делится на социальные слои, классы, что, безусловно, являетсяважным для сохранения мира в обществе. Конституция, не разделяя людей наразличные социальные слои в зависимости от имущественного состояния, темсамым не становится на чью-либо сторону, не признает себя законодательнымактом только одной группы населения. Конституция признает Государствосоциальным, т.е. представителем всего народа. Это означает, что государствоне предоставляет преимуществ одной группе за счет дискриминации другойгруппы населения. Государство должно заботиться о всех слоях населениясоответственно их социальному положению. Конституция Республики Казахстанпризнает весь народ без деления на социальные группы, без ограничения прав,субъектам конституционно – правовых отношений. Во-вторых, «народ» вусловиях многонационального общества включает казахскую нацию, все другиенациональные группы. Это означает, что хотя казахская нация составляет какбы ядро социальной базы Государства – всего народа, она не имеет особыхпривилегий: правовых, политических, социальных, экономических и культурных.
Признание казахского языка государственным нельзя считатьпривилегией. Оно относится лишь к характеристике государства, которое поформе везде и всюду является национальным. Признание русского языкаофициально применяемым тоже показывает отсутствие привилегий в этой сфере указахов.2
Таким образом, признание народа творцом Конституции Республики Казахстан выражает ее сущностную черту. Поэтому Конституция Республики Казахстан 1995 года начинается словами: «Мы, народ Казахстана… принимаемнастоящую Конституцию». Народ Казахстана в результате референдума принял Конституцию. Изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстанмогут быть внесены и республиканским референдумом. Иначе говоря, народ нетолько принимает Конституцию, он решает и вопрос о внесении изменений идополнений в Конституцию. Правда, проект изменений и дополнений в Конституцию Президент можетпередать на рассмотрение Парламента. Но и в этом случае народ не остается встороне. Парламент – высший представительный орган народа, поэтому он будетпринимать изменения и дополнения в Конституцию от имени и в интересахнарода.
Унитарная форма государственного устройства, президентскаяформа правления и территориальная целостность не могут изменяться.
Важной особенностью Конституции является и то, что онавыступает основным законом, с одной стороны Государства, а с другой –общества. Это связано со статусом народа, как источника государственнойвласти и как социальной базы (носителя) общества. Конституция учреждает Государство со всеми его атрибутами. Она закрепляет его суверенитет совсеми его элементами: территорией, верховной властью, гражданством,самостоятельным законодательством и т.д. Конституция закладывает основывзаимоотношений государства, государственных органов; обществом,общественными институтами. Она определяет основы общественного строя:экономические, организационные, духовные, личностные. Поэтому не толькогосударство, его институты черпают правовые положения, идеи у Конституции. Наряду с этим общество, его составляющие (объединения, организации) должныосновывать свою деятельность на Конституции. Отдельные законы могут иметьотношения к тем или иным общественным институтам: к политическим партиям,религиозным, культурным объединениям и т.д. Нормативные положения Конституции, запрещающие создание и деятельность общественныхобъединений, цели действия которых направлены на насильственное изменениеконституционного строя, нарушение целостности Республики, действуют прямо инепосредственно. Поэтому правоохранительные органы непосредственноруководствуются Конституцией, когда принимают меры против нарушений еёнорм.
Конституция Республики Казахстан обладает высшей юридическойсилой, которая означает, что законы и другие нормативные акты, применяемыеорганами государства, не должны противоречить Конституции. Любой органгосударственной власти, как местный, так и центральный, любое должностноелицо, все граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию.2
В Конституции есть указание на то, что её положения, нормыдействуют прямо. Это означает, что каждый гражданин для защиты своих прав исвобод может использовать Конституцию, её нормы при обращениях вгосударственные органы, в особенности суд.
Из вышеприведенных аргументов, из статей Конституции и другихисточников, можно сделать вывод, что Конституция действительно являетсяосновой формирования правовой системы Казахстана. Ценность её длядальнейшего развития государства и общества можно сформулировать рядомвыводов. 1. По своей сути и содержанию, которые обусловлены общечеловеческимиценностями и общедемократическими принципами, она полностью соответствуетобщепризнанным принципам и нормам международного права, европейским имировым стандартам конституционного законотворчества. Конституция не толькоиспользует опыт конституционного развития передовых демократическихгосударств, но и учитывает практику текущего законодательного регулированияобщественных отношений в Казахстане на современном этапе. 2. В отличие от ранее действовавших, Конституция 1995 года в принципеотражает фактическое положение в стране и реальные потребности социально-экономического, общественно-политического и духовно-нравственного развитияобщества в новых условиях. 3. Центральная идея Основного Закона заключается в том, что необходимообеспечить согласие и компромисс различных общественно-политических силказахстанского общества как на ближайшую, так и на более отдалённуюисторическую перспективу. Это делает Конституцию важнейшим факторомполитической стабильности, гарантом гражданского мира, социального инационального согласия. 4. Нормы Конституции являются юридическими предписаниями прямогодействия, они обеспечиваются защитой органов государственной власти, чтосоздает реальные возможности для формирования и упрочнения государства. 5. Конституция и сформулированные в ней политические принципы и правовыеинституты способствуют включению нашего общества и государства в системумировой экономики и политики и в мировой прогресс современной цивилизации вцелом.
2. Соотношение права и закона по Конституции РК
Проблема соотношения права и закона существовала практическивсегда, с древнейших времён, с тех пор, как появилось право. Рассматривалась эта проблема множество раз в рамках и зарубежного, иотечественного права. Каждая из спорящих сторон приводила свои собственные,на её взгляд, самые убедительные аргументы, стремилась приобрести как можнобольшее число последователей. Однако в практическом плане всё оставалосьбез изменений. Актуальность проблемы соотношения права и закона сохраняетсяи поныне. Более того, она не только сохраняется, но и периодически,особенно в переходные, сопровождаемые усилием социальной напряжённости вобщественные периоды, значительно обостряется. Причина заключается в том,что эта, на первый взгляд, сугубо «кабинетная», академическая проблемаимеет не только и даже не сколько теоретическое, сколько прикладное,практическое значение. Разумеется, такая её практическая значимостьобусловлена прежде всего характером и особенностями самой проблемы. Суть еёкратко сводится к следующему. Существуют законы, соответствующие правовымкритериям, которые необходимо считать «правовыми законами». Здесь право изакон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовымкритериям и, значит, с правом не совпадают.
В данном случае сталкиваются два различных взгляда, илиподхода.
Один из них ориентирован на то, что государство являетсяединственным и исключительным источником права, что всё то, о чём говоритгосударство через свои законы, – это и есть право.
Другой же взгляд, или подход, к разрешению проблемысоотношения права и закона основывается на том, что право как регуляторобщественных отношений считается «по меньшей мере относительно независимымот государства и закона или даже предшествующим закону, например, вкачестве надисторического естественного права или в качестве праваобщества, социально-исторически обусловленного, рождающегося в объективныхобщественных отношениях».
В данном случае мы имеем дело с совершенно инымправопониманием и с иным представлением о соотношении права и закона, как игосударства и права. Государство и право признаются не только относительносамостоятельным по отношению друг к другу институтами, но и в равной мерепроизводными от объективных отношений и условий, складывающихся в пределахгражданского общества. Право при этом определяется не иначе как «формавыражения свободы в общественных отношениях, как мера этой свободы, формабытия свободы, формальная свобода».
В развёрнутом виде право представляется как «претендующий навсеобщность и общеобязательность социальный институт нормативногорегулирования общественных отношений в целях разумного устройствачеловеческого общежития путём определения меры свободы, прав и обязанностейи представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах,решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных имеждународных нормах правового идеала, основанного на принципах добра,справедливости, гуманизма и сохранения окружающей среды».
Что же касается государства, то оно при таком правопониманиине только не рассматривается в качестве творца или источника право, но инаоборот, само объявляется повсеместно связанным или по крайней мерезначительно ограниченным в своих действиях правом. Оно представляется вкачестве института, который не столько устанавливает, сколько формулируетили выводит право, благодаря законотворческой деятельности, из объективносуществующей экономической, социально-политической и иной действительности.
Государство – исключительный творец и источник закона, ноотнюдь не права. Государство монополизирует законотворческую, а вовсе неправотворческую деятельность, ибо законотворчество и правотворчество, авместе с ними и закон как регулятор процесса законотворчества и право какпродукт процесса правотворчества, согласно развиваемым при таком подходевоззрения, отнюдь не всегда совпадают.
Известный французский государствовед и правовед Леон Дюгиписал, что «закон есть выражение не общей воли, которой не существует, неволи государства, которой также нет, а воли нескольких голосующих человек. Во Франции закон есть воля 350 депутатов и 200 сенаторов, образующихобычное большинство в палате депутатов и в сенате. Вот факт. Вне этогоимеются лишь фикции и пустые формулы. Мы не желаем их. Если закон естьвыражение индивидуальной воли депутатов и сенаторов, то он не может бытьобязательным для других воль. Он может быть обязательным только какформулирование нормы права или как применение её и лишь в этих пределах. Вдействительности все законы делятся на две большие категории: на законы,формулирующие нормы права, а не законы, принимающие меры к её исполнению. Яназываю первые нормативными законами, а вторые – конструктивнымизаконами».
Приведённые рассуждения и вообще государственно-правовые идей Л. Дюги, хотя всегда и вызывали живой интерес у юристов, не дают ответа навопрос о том, что есть «правовой закон», а что «не правовой закон», каковосоотношение права и закона.
В целях решения проблемы соотношения права и закона иногдаиспользуется категория «правовой идеал». В научной литературе онопределяется как «порождение индивидуального, общественного, научногосознания о разумном устройстве общежития на принципах добра, справедливостигуманизма и сохранения среды». Со ссылкой на известное высказывание римляно том, что «справедливость и благо есть закон законов», делается вывод, чтоправовой идеал как раз и составляет содержание правовых законов, что это иесть не что иное, как «закон законов».
В настоящее время, во-первых, можно лишь констатировать фактнерешенности и в то же время огромной социальной зависимости проблемысоотношения права и закона; а во-вторых, необходимо иметь ввиду, что вправотворческой и правоприменительной деятельности государственных органовдоминирующими являются идеи единства и неделимости права и закона. Междуправом и законом не проводят никакого различия.
Я думаю, если проблемой взаимоотношения права и законазаинтересуется простой обыватель, который не ставит перед собой задачуглубокого исследования этой проблемы, а лишь ставит перед собой задачуудовлетворить свою любознательность, то он может сделать вывод при помощиумозаключения, имея всего на всего следующие определения:
Закон – нормативный акт, принятый высшим органомгосударственной власти в установленном Конституцией порядке, обладаетвысшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам.
Нормативный акт – 1. официальный письменный документ,принимаемый уполномоченным органом государства; устанавливает, изменяет илиотменяет нормы права; 2. документ, изданный уполномоченным органом исодержащий нормы права, то есть общие предписания постоянного иливременного действия, рассчитанные на многократное применение.
Право – 1. система общеобязательных социальных норм,охраняемых силой государства, обеспечивающего юридическую регламентациюобщественных отношений в масштабе всего общества…2. см. ПРАВА.3
Права – охраняемая законом возможность что либо делать;возможность поступать каким либо образом.
Исходя из вышеперечисленных терминов, можно соотнести право изакон по Конституции Республики Казахстан. Например, в статье 6 пункте 3сказано: «Земля и её недра, воды, растительный и животный мир, другиеприродные ресурсы находятся в государственной собственности…» – это закон,а «Земля может находиться также в частной собственности на основаниях,условиях и в пределах, установленном законом» – здесь присутствует право, ав частности, право человека на частную собственность. В статье 13 пункте 1,сказано: «Каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправезащищать свои права и свободы…» – это право человека и гражданина, азаконом для них же является продолжение этого пункта – «…всеми непротиворечащими закону способами, включая необходимую оборону». В статье 15пункте 1 сказано: «Каждый имеет право на жизнь» – это одно изнеприкосновенных прав человека, а в пункте 2 сказано: «Никто не вправепроизвольно лишать человека жизни…» – это есть закон, так как устанавливаетобязательные действия, а в частности – запрет. И так далее. Такоесоотношение можно проводить на протяжении всей Конституции.
|