КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Информационный блокСоциокультурные условия в странах Западной Европы к.XIX - н.XX в. и новая философская картина мира. Место и роль философии в культуре XX века. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов. В западноевропейской и русской философии второй половины XIX – начала ХХ в.складываются (параллельно с классической традицией и как критика ее) постклассическая форма мысли и нетрадиционные способы мировоззренческой ориентации человека в природном и социальном мире, что нашло свое выражение прежде всего в резкой, решительной переоценке ценностей, которыми на протяжении веков и тысячелетий жила европейская цивилизация. Рубеж веков – важнейшая веха на пути философской мысли, открывающая собой новейший, современный этап ее сложной и противоречивой истории. В XIX-ХХ вв. в теоретическом сознании (прежде всего в науке) происходит вторая глубокая перестройка – теперь в нем вновь начинают преобладать процессы интеграции, синтеза, а вместе с ними статический взгляд на мир и на человека вновь сменяется генетическим и динамическим воззрением. Философия – в ее главный и высших достижениях мысли – возвращается как «бы на круги своя», но это не буквальное возвращение, не «круг», а «спираль», т.е. диалектическое восхождение. О переоценке каких ценностей было так громко заявлено крупнейшими мыслителями ХХ века и их предшественниками, предугадавшими глубокий кризис западной цивилизации? Критике и переоценке были подвергнуты идеалы и ценности просвещения: высший авторитет разума и основанная на нем вера в прогресс. Тезисом классической философии о разумности мира и о рационально-опытных формах его постижения противостояли теперь другие установки и ориентиры, отводящие ведущую роль в жизни и судьбах людей феноменам бессознательного – воле, страсти, инстинкту. Нельзя недооценивать положительную сторону этих новаций. На новом пути философская и научная (медицинская, психологическая, культурологическая) мысль добилась выдающихся успехов – самым значительным из них было открытие и обоснование австрийским врачом и психологом З.Фрейдом (1856 – 1939) психоанализа – особого клинического метода, с помощью которого удалось не только намного расширить и углубить теоретические знания о природе человека, но и оказать действенную помощь людям в предупреждении и лечении болезней. Метода, легшего в основу теории, захватившей умы всего мира и названной в честь ее создателя – фрейдизм. Критика разума (антиинтеллектуализм) в западной философии ХХ в. имеет под собой реальную историческую основу. По «неразумию» наш век действительно не знает себе равных: две мировые войны, классовый и расовый геноцид, тяжелейшие экологические катастрофы, угроза тотального самоуничтожения человечества – можно ли все это совместить, согласовать с верой в разумные и добрые начала жизни? Или оправдать, «списав» как средства во имя сколь угодно высоких целей? Но именно в ХХ в. качественно изменился характер самого научного знания – оно стало более сложным, более опосредованным по отношению к своему объекту; в новом, нетрадиционном свете встали вопросы языка науки. Все это тоже нашло свое выражение в философских исканиях ХХ в., ориентированных не на социально-гуманитарную, а на логическую и гносеологическую проблематику. Классические философские системы, основанные на систематическом миропонимании, были популярны в Европе до середины 19в. Целью подобных концепций было стремление рассмотреть мир в его единстве. Глобальные философские системы создавались исходя из потребности объединения мира европейской культуры. В эпоху информационной цивилизации значимость подобных схем ограничивается узким кругом профессионалов. Пришло понимание, что мир настолько многообразен, что требует множества систем миропонимания и мирооотношения. Многообразие философского опыта обусловлено сосуществованием множества форм бытия. Единый мир различен в самом себе, неоднороден, противоречив. Поэтому, философский поиск направлен на понимание и объяснение бесконечного многообразия мира. Предлагаются новые методологии, новые технологии построения философских концепций. Философия 20 в. отразила все процессы, связанные с потрясениями общества, государства, личности, изменениями в статусе науки и т.п. Сама философия из аналитико-рациональной превращается в некое творчество. Целью философии в 20 в. становится отражение, интерпретация, объяснение изменившихся символов культуры и смысложизненных вопросов человеческого бытия. Философские школы, философско-религиозные культуры структурно, функционально и культурно-исторически включены в целостную систему научного знания, функционируют в необходимой связи с мировоззренческими, ценностными установками, с нормами общения и социального бытия. С одной стороны, актуальным становится разработка философских концепций религиозного, антропологического и деятельностного направлений. С другой стороны, конструирование проблемы и мира, которое воплощается в философских теориях, превращает философствование в процесс творческо-художественного самовыражения. В 20 в. появляется философское течение прагматизм, в основе которого лежат идеи утилитаризма. Философия ориентируется на запросы практики. Начинает доминировать идея о том, что философия должна быть не размышлением о первоначалах бытия и познания, а методом решения реальных практических проблем, которые встают перед конкретными людьми в различных ситуациях. В прагматизме выдвигаются три главные идеи: познание - это прагматическая вера, а истина - это неспекулятивный опыт, дающий желаемый результат; философская рациональность - это и есть практическая целесообразность. Задача человека в данном случае - наилучшим образом использовать эти идеи. Философия помогает человеку в преобразовании мира. В начале 20 в. появляется философское направление феноменология. Основателем направления является Э. Гуссерль (1859 - 1938 гг). Многие философские идеи, развивавшиеся в рамках этого направления легли в основу таких, возникших позднее, направлений, как экзистенциализм и герменевтика.
|