КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Альбер Камю ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Главная проблема – проблема смысла жизни. Главная идея Камю: жизнь человека в сущности бессмысленная. Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, движутся вперед, но рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил стремятся) – смерть, Ничто. Смертны все – и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека – абсурд (в переводе – не имеющая оснований). Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни: - соприкосноваение со смертью. При соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека (увлечения, карьера, богатство) теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия. - соприкосновение с окружающим миром, природой. Человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой. («Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой». В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека. Мартин Хайдеггерразрабатывал основы экзистенциалистского понимания предмета и задач философии. Экзастенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее. Хайдеггер использует понятия «бытие в мире», «бытие с другими», «бытие самого себя», "бытие-к-смерти". Хайдеггер считал, что подлинное бытие - это осознание человеком своей историчности, свободы и конечности и достижимо оно перед лицом смерти. «Бытие с другими» засасывает человека, оно направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в «такого как все». Человек, желая оставаться самим собой, должен противостоять «другим», отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен. Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окружающем мире – главная проблема и забота человека. М. Хайдеггер считал, что суть бытия человека проявляется в мыслительной деятельности по раскрытию смыслов явлений и объектов действительности. Человек существует, поскольку он понимает смысл и значение знаний. Вне такого понимания человека нет. П. Рикёр сформулировал основной вопрос философии М. Хайдеггера так: "Что это за существо, бытие которого заключается в понимании?"[5]. Бытие, согласно М. Хайдеггеру, обнаруживается в непосредственной открытости его сознанию, или, как он сам говорит, непотаенности. Те смыслы, которые открываются в простом присутствии, и есть голос бытия. Поэтому событие понимания всегда подразумевает эту пару: бытие - присутствие.
|