КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации по изучению темыСтудент должен ознакомиться с концепциями возникновения философской мысли в Древней Греции. Следует определить сущность понятия натурфилософия и раскрыть специфику древнегреческой науки. Нужно усвоить, какое представление о первоначале мире имел каждый из ыслителей милетской школы. Фалес, Анаксимен, Анакси-мандр, Анаксагор, Гераклит. Необходимо обратить внимание на учение Пифагора о числах, первую абстрактную систему в философии. Необходимо осмыслить учение элеатов о мире, а также глубоко усвоить основные положения Парменида о бытии. Следует проанализировать 3 апории Зенона Элейского, доказывающие невозможности движения. Надо обратить внимание на атомистическое учение Демокрита и его значение для древнегреческой философии. Следует сравнить атомистические теории Демокрита и Эпикура, определить их сходство и различие. Следует выяснить, в чем был секрет популярности софистов в Древней Греции. Необходимо ознакомиться с теорией познания софистов и определить ее связи с понятием нравственного релятивизма. Надо раскрыть сущность сократического метода. Необходимо выявить связи знания и этических категорий в философии Сократа. Надо осмыслить представление Сократа о человеке, его целях и задачах. Антисоциальные воззрения школы киников. Антисфен, Диоген. Основная литература: 1.1. Мырзалы С. Философия. А., 2009 2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000 4. Хрестоматия по философии. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов н/Д., 2002 5. Хрестоматия по истории философии. В 3-х частях. М., 1997 Дополнительная: 1. История мировой философии.:учеб.пособие / под ред. В.Д.Губина и Т.Ю.Сидориной. – М., 2007 2. История философии. Под ред. В.П.Кохановского. Ростов н/Д., 3.Чанышев А.Н. История древней и средневековой философии. М., 2001
1. «Ренессанс» или Возрождение –эта эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, которую она воспринимает в виде некоего идеала. Основные особенности культуры и философии Возрождения: Антропоцентризм- не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Мыслителей интересует природа человека, его самостоятельность, его творчество и красота, его самоутверждение. Гуманизм(лат. «человечность») – утверждение, что главной целью социального и культурного развития является благо человека, утверждается ценность человека как личности. Эстетический аспект, ориентация на искусство - эстетическое понимание действительности доминирует над моральными и научными представлениями. Секуляризация (отделение религии от науки, затем от политики и морали). Государство, мораль, наука признаются самостоятельно (вне религии) существующими, имеющими свои законы. Это не означает, что проблемы религии, Бога, спасения души забыты. Теперь они не в центре философии. Пантеизм ( греч. «всебожие») – отождествление Бога и природы. Бог - это не личность и не творец природы, а некая безличная сущность, начало и причина всего сущего; некий мировой дух, скрытый в самой природе. Н. Кузанский (1401–1463гг.) – математик, философ, кардинал католической церкви обосновывает пантеизм с философско-математических позиций. Геометризм - важнейшая форма представления действительности в эпоху Ренессанса (Н.Кузанский, Д. Бруно, позднее Б.Спиноза). Антисхоластическая направленность – средневековая схоластика подвергалась критике по принципиальному вопросу – о новом нравственном идеале и путях его воплощения в жизнь. Утопизм(греч. «место, которого нет») - теории идеального (справедливого, свободного) общества (Т. Мор, Т. Кампанелла), согласно которым причина социального зла – частная собственность, новый идеальный общественный строй уничтожит ее, проведя различные, (нереальные) социальные преобразования. 17 век является переломным в истории европейской культуры. Он дает начало развитию капитализма, означающему радикальную перестройку экономической, социальной и политической жизни. Если в Средневековье в духовной сфере, безусловно, доминировала религия, в эпоху Возрождения – искусство, то в 17 в. настал черед науки. Именно в этот период организуются первые европейские научные общества и академии, создаются на государственные средства обсерватории, ботанические сады, основываются первые научные журналы. Философия как рефлексия культуры не смогла не среагировать на такую смену вех. Она также перестраивается и начинает активно помогать науке в создании новой картины мира. Интересы философов естественным образом смещаются в область гносеологии. С развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научных исследований. На путях решения этой проблемы оформились два основных течения западноевропейской философской мысли 17в. – эмпиризм и рационализм. Эмпиризм(от греч. «опыт») – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считавшее источником знания и критерием его истинности опыт, и прежде всего научно организованный опыт или эксперимент. Рационализм(от лат. «разум») – направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривавшее разум как главный источник знания и высший критерий истинности. Сенсуализм – направление, признающее чувственность главной формой достоверного знания. Сенсуализм близок эмпиризму. Иррационализм - идеалистическое течение в философии, противоположное рационализму, отрицающее возможности разума в процессе познания и в качестве основы миропонимания рассматривает нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия. Родоначальником эмпиризма был английский философ и политический деятель Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.). Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке Бэкон выразил в афоризме «Знание – сила» (или «Знание – власть»). Цель научного знания - принесение пользы человеческому роду. Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой. Задача же философии – создание метода научных изобретений и открытий, который бы сделал научный процесс конвейером. Главная задача – это создание нового метода познания. Суть этого метода состоит: 1) в наблюдении фактов; 2) в их систематизации и классификации; 3) отсечении ненужных фактов; 4) в разложении явления на составные части; 5) в проверке фактов на опыте; 6) в обобщении. В процессе наблюдения исследователь собирает факты, с помощью эксперимента он их проверяет, а затем делает обобщения. Самым надежным методом Бэкон считает индукцию, которую он стремится превратить в универсальный метод науки.Индукция – это способ рассуждения, при котором общий вывод делается на основе обобщения ряда частных посылок. Любой опыт – единичен, поэтому устанавливать законы какой – либо области реальности можно только двигаясь от изучения единичных фактов к общим положениям. Но Бэкон не отрицает и дедукцию (при которой суждение о частном выносится на основе общего правила). Но общие правила должны образовываться постепенно, в процессе восхождения от единичных данных, полученных опытом, экспериментом. Унаследовали и развивали идеи Ф. Бэкона английские эмпирики Т.Гоббс, Дж. Локк. Слабости эмпиризма компенсирует другое значительное направление философии 17в. – рационализм. Особенности рационализма 17 в. связаны с ориентацией науки на математику как некий образец научного знания. Рационалисты считали, что, подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им. Опыт как источник и критерий истины ненадежен, неустойчив, переменчив. Кроме того, наш опыт всегда неизбежно ограничен. Поэтому знание, обладающее всеобщим и обязательным характером достижимо только рациональными средствами. Крупнейшие представители философского рационализма – Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Французский ученый и философ Рене Декарт (1596-1650 гг.) известен как основоположник рационалистического направления в гносеологии. Будучи не только философом, но и знаменитым математиком, Р. Декарт основной акцент делает на дедуктивно-математические методы познания. Начинает он с тотального скептицизма («картезианское» сомнение).Любое утверждение о мире, Боге и человекеможно подвергнуть сомнению. Нельзя сомневаться только в одном – в самом факте сомнения. Следовательно, единственно неоспоримая вещь на свете – само сомнение. А это есть мышление. Отсюда знаменитый постулат Декарта: «Мыслю, следовательно, существую», по-другому которую можно сформулировать: «Сомневаюсь, следовательно, существую». «Мышление» в итоге оказывается у Декарта самостоятельной сущностью, или субстанцией. Второй субстанцией, составляющей основу нашего мира, является «протяженность» (т.е. все, что обладает таким свойством). Двойственным мир оказывается потому, что между двумя субстанциями нет ничего общего. Между ними нет и границ. Мысль не может ни ограничить протяженную вещь, ни вообще как- либо взаимодействовать с ней, равно как и наоборот. Они как бы свободно проникают друг в друга, не соприкасаясь (типичный пример философского дуализма). Но как же мышление и протяженность (идеальное и материальное) взаимно согласуются в человеке? Тут Декарт вынужден постулировать, что мышление с бытием может объединить лишь сам Бог. Таким образом, интеллектуальная интуиция и дедукцияиз интуитивно достигнутого – основной путь познания. В своей рационалистической методологии Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к частным положениям конкретных наук, а уже от них – к максимально конкретным знаниям. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677 гг.) – нидерландский философ, материалист, пантеист и атеист.Основной труд - «Этика». Спиноза продолжил традицию пантеизма. Он сделал центральным пунктом своей онтологии тождество Бога и природы, которую Спиноза понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существования какого-либо другого начала, и тем самым – как причину самой себя. Спиноза был убежден в том, что весь мир представляет собой математическую систему и может быть до конца познан геометрическим способом. Природа как субстанция имеет атрибуты – вечные, неотъемлемые свойства. Среди множества атрибутов главными является два атрибута – протяженность и мышление. Мышление вечно и присуще в различной степени всем вещам, телам и т. п., от камня до человека. В учении о мышлении Спиноза выступает как гилозоист, он одухотворяет природу и материю. Свобода у Спинозы отождествляется с познанием. Поэтому стремление к самопознанию – это высшее человеческое стремление. Свобода – познанная необходимость. Лейбниц (1646-1716гг.) – немецкий философ, идеалист, рационалист, математик, физик, политик, историк, языковед. Основные сочинения: «Рассуждения о метафизике», «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология». Реальный мир по Лейбницу, состоит из бесчисленных психических деятельностных субстанций, неделимых первоэлементов бытия – монад. В монадах Лейбниц усматривал составные элементы всех вещей. Монада – это единица, простая субстанция или сущность. Она не имеет протяженности, не находится в пространстве, ибо пространство делимо. Монада есть духовная сила, «метафизическая точка», центр самостоятельной духовной силы, подобный душе человека. Монады вечны, по своей природе они есть излучение божества, т.е. сверхъестественны и не могут измениться под внешним воздействием. Из монад как простых субстанций, духовных по своей сущности, возникают различные сложные субстанции: камни, растения, животные, люди. Лейбниц являлся рационалистом и в основном продолжателем линии Декарта. Лейбниц учил о прирожденной способности ума к познанию ряда идей и истины. Однако это прирожденная способность дана не в готовом виде, но лишь как «предрасположенность», задаток. Лейбниц придавал большое значение вероятностному знанию, указывая на необходимость разработки теории вероятностей и теории игр. Истина - достояние ума, а не ощущений. Он принимает известную формулу эмпиризма: «В уме нет ничего такого, чего не было бы раньше в ощущениях». Со значительным существенным дополнением, а именно: нет ничего, за исключением самого ума. По Лейбницу, есть два источника знаний – это чувственные данные и данные разума.
|