КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации для изучения темыНужно составить общее представление об эпохе Возрождения, ее особенностях и специфике. Необходимо осмыслить различие подходов неоплатоников и Николая Кузанского к проблеме Единого. Надо рассмотреть диалектику понятия минимум - максимум в философии Николая Кузанского. Следует обратить внимание на теорию познания Кузанца. Надо иметь общее представление о пантеистической теории Джордано Бруно о бесконечном космосе и его концепции гилозоизма. Следует рассмотреть политическую теорию Макиавелли и предложенный им механизм достижения и удержания власти. Необходимо ознакомиться с этической концепцией Эразма Роттердамского и с его взглядами нафилософское знаний, его цели и возможности. Следует рассмотреть предпосылки, которые легли в основу возникновения философии Нового времени. Нужно объяснить, каким образом Ф. Бэкон определяет науку и философию, их цели и задачи. Следует выяснить разницу между 2-мя методами исследования: индукцией и дедукцией, а также особенности метода разработанного самим Ф. Бэконом. Необходимо рассмотреть теорию Бэкона об особенностях познающего субъекта или “призраках” человеческого ума. Следует определить и сформулировать главные принципы картезианского учения о методе. Нужно ознакомиться с основными положениями теории познания Декарта и, прежде всего, обратить внимание на 4 правила выдвинутые Декартом для адекватного познания действительности. Необходимо рассмотреть учение Декарта о дуализме субстанций. Определить их модусы и атрибуты. Следует проанализировать учение Бенедикта Спинозы о единой субстанции. Необходимо раскрыть основные положения Спинозы о свободе воли и душе человека, а также обратить внимание на особенности теории аффектов в этике Спинозы. Нужно дать краткую характеристику эпохи Просвещения во Франции. Следует ознакомиться с общими положениями теории познания и социальными взглядами Ж.-Ж. Руссо Основная литература: 1. Горфункель А.Ф. Философия эпохи Возрождения. М., 1992. 2. Мырзалы С. Философия. А., 2009 3. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000 4. Философия. Под ред.В.П.Кохановского. Ростов н/Д., 2004 5. Хрестоматия по философии. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов н/Д., 2002 6. Хрестоматия по истории философии. В 3-х частях. М., 1997 Дополнительная: 1.История мировой философии.:учеб.пособие / под ред. В.Д.Губина и Т.Ю.Сидориной. – М., 2007 2. История философии. Под ред. В.П.Кохановского. Ростов н/Д., 3.Соколов В.В. Историческое введение в философию: История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. – М., 2004
Главные особенности немецкой классической философии: 1) преемственность по отношению к идеям эпохи Просвещения 18в. Гердер, И. Лессинг, Х. Вольф); 2) рационализм - вера в силу разума и науки; 3) критическое отношение к социальной жизни (отсюда важнейшая идея передовых мыслителей Германии – идея национального единства.Германия была, в отличие от других европейских стран раздробленной полуфеодальной страной, состоящей из нескольких сотен земель, княжеств, вольных городов, не соединенных ни политически, ни экономически); 4) гуманистические ценности – гуманизм дан человечеству для совершенствования разума и нравов и позитивного влияния людей друг на друга. Новации - основные идеи (темы) в немецкой классической философиии их авторы: 1) идея познавательной активности субъекта (Кант); 2) обоснование моральной и правовой автономности (самостоятельности) личности (Кант); 3) идея единства мира, тождества субъекта и объекта (Шеллинг); 4) принцип единства противоположностей (Шеллинг, Гегель); 5) единая, цельная система принципов и категорий диалектики (Гегель); 6) идея исторической закономерности (Гердер, Гегель); 7) принцип историзма в приложении ко всем областям человеческого знания и действия (Гегель); 8) трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека (Фейербах). 2.Родоначальник немецкой классической философии – Иммануил Кант (1724–1804 гг.). В творчестве Канта выделяют два периода: докритический и критический. В докритический период(до 1771 г.) Кант выступает как ученый-материалист – физик, астроном, географ. Крупный научный труд этого периода «Всеобщая естественная история и теория неба». В научных гипотезах Канта четко прослеживаются идеи диалектики и историзма. Но специфически кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась в так называемый критический период,после опубликования 3-х «Критик»: «Критика чистого разума» (1781г.), «Критика практического разума» (1788г.), «Критика способности суждения» (1790г.). Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма – так сам Кант называл свою философию (транцендентный, трансцендентальный – лат. «переступающий, выходящий за пределы»). Второй период творчества называется критическим еще и потому, что Кант поставил задачу - провести критический анализ всей предшествующей философии и, главное, критический анализ познавательных способностей человека. Познание – это особый вид деятельности человека, протекающий по своим собственным законам. Впервые в истории философии Кант рассматривает не структуру познаваемой субстанции, а специфику познающего субъекта – как главный фактор, определяющий и способ, и предмет познания.Кант сделал гносеологию основной философией, предметом которой является не природа, мир или человек, а познавательная деятельность субъекта, а также – установление законов человеческого разума, определение его границ.У человека три познавательные способности: чувственность, рассудок, разум. Чувственность – это познание мира с помощью ощущений. Рассудок есть способность логического мышления, т.е. умение оперировать категориями. Рассудок непосредственно с внешним миром не связан, он опирается на чувства, без них он глух и слеп. Знание есть синтез чувственности и рассудка. Такие знания Кант называет апостериорными(лат. «из последующего»), полученными из опыта. Но когда мы разбираем качества предметов по показаниям органов чувств, остаются две характеристики, которые нельзя привязать ни к какому ощущению – это пространство и время. Они не даны нам в ощущениях, значит, их нет в опыте. Откуда тогда они в нашем рассудке? Эти знания априорны (лат. «из предшествующего») – т.е. чистые, доопытные или внеопытные. В сознании человека существует также множество других понятий, которые не даны и не могут быть даны в опыте: Бог, душа, свобода, бесконечность и пр. Такие понятия не могут иметь предметного характера: нельзя увидеть реальную бесконечность, нельзя обнаружить в природе Бога и т.д. Человек понимает это, но стремится познать их, т.е. истолковать как предметные. Решение таких проблем является областью действия третьейпознавательной способности человека – разума. Пытаясь решить нерешаемое, мыслимое сделать предметным, конкретным разум тут же запутывается в противоречиях. Кант называет их «антиномиями чистого разума». Антиномии(греч. «противоречие закона самому себе») – парные суждения, каждое из которых исключает другое. Антиномии - это не логические ошибки, а следствие того, что разум выходит за пределы познавательных возможностей человека. Разрешить антиномии Кант предлагает различением мира «явлений» и мира «вещей в себе». «Вещь в себе» - мир, являющийся причиной наших ощущений, он непознаваем. «Вещь для нас», мир «явлений» - это наши представления о мире, то, какой вещь нам является. Вывод Канта: человек может познавать мир только в меру своих познавательных способностей и поэтому не может рассчитывать на абсолютное знание. Он знает только то, что может знать (агностицизм). Кант поставил задачу – создать учение о вечной, неизменной морали, изолированной от исторических обстоятельств, субъективных условий (каждый знает правила нравственности, но зачастую на человека давят многие эмпирические обстоятельства: польза, страх, выгода и пр.). Основой такой нравственности является абсолютный (априорный, не зависящий от опыта) закон – категорический императив(приказ разума, повеление): «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом». Поступок только тогда может считаться нравственным, когда он мог бы стать законом для других. Главные принципы категорического императива – понятия долга и достоинства. Долг и достоинство – «это то, что возвышает человека над самим собой (над чувственностью - стремление к удовольствиям). Фридрих Шеллинг (1775 – 1854 гг.) – перестроил немецкий идеализм на объективный лад. Объективизм Шеллинга имеет особый, грандиозный характер – его философские построения необычного, человеческого масштаба, а вселенского, космического. Философ мыслил категориями не макро, а мегамира. Если речь идет о познании, то «держать в уме надо не какую-нибудь обычную исследовательскую процедуру с микроскопом или телескопом, а эдакое космическое действо вселенских сил, стремящихся к осознанию самих себя как основы и сущности мира». Познание выступает не просто как субъективная способность человека, а как объективная составляющая мира в целом, изначально заложенная в структуру мироздания. Свою философию Шеллинг называет натурфилософией, или философией природы, формулирует три ее главных принципа: 1) принцип единства природы – в природе нет никаких разнородных субстанций, неразложимых первоэлементов; 2) принцип развития природы и духа – движение, развитие изначальные и всеобщие, покой, устойчивость - относительны; 3) принцип единства противоположного – принцип всеобщей двойственности.
|