КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации для изучения темы. Следует осветить общественные процессы, которые способствовали возникновению новых направлений в западной философии: иррационализма и прагматизмаСледует осветить общественные процессы, которые способствовали возникновению новых направлений в западной философии: иррационализма и прагматизма. Важно знать об отношении Ницше к окружающей его действительности и ценностям современного гуманистического общества. положения философии "радикального эмпиризма" Джемса и установить критерий истины с точки зрения прагматизма. Важно также проанализировать концепцию Джемса о "плюралистической Вселенной", взяв за основу положение Джемса о "воли к вере". Основная литература: 1.1. Мырзалы С. Философия. А., 2009 2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000 3. Хрестоматия по философии. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов н/Д., 2002 5. Хрестоматия по истории философии. В 3-х частях. От Шопенгауэра до Дерриды. - М., 1997 6. История мировой философии.:учеб.пособие / под ред. В.Д.Губина и Т.Ю.Сидориной. – М., 2007 Дополнительная: 1. История философии. Под ред. В.П.Кохановского. Ростов н/Д., 2. Хрестоматия по философии. Сост. П.А.Алексеев, А.В.Панин. М.,1997 3.Канке В.А. Современная философия: учебник. – М., 2010 4.Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век. М., Мн., 2002
1.Категория бытия занимает центральное место среди философских категорий. Она считается исходной и наиболее общей категорией философии, т. к. выражает самую главную, сущностную характеристику любого предмета, явления, события и т.п., а именно – их способность быть, прямо, или косвенно проявляться, взаимодействовать и т.п. Это всеобщее средство любого объекта, любой части реального мира, являющегося тем, с чем прежде всего сталкивается человек при первых же попытках понять самого себя и окружающую его действительность. Бытие – философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует. Бытие охватывает как материальное, так и идеальное. Если кратко суммировать, то бытиеможноопределить как всеобщую, универсальную и единственную в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность. К основным формам бытия относятся: 1) бытие вещей и процессов неживой природы 2) бытие живойприродывключает в себядва уровня. Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции и, опираясь на нее, выстраивают всю остальную картину мира, получили название философский монизм (гр. «один, единственный). Если в качестве первоосновы берется две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом (лат. «двойственный»). И, наконец, если более двух – плюрализмом(лат. «множественный»). Рассматривая категории бытия, субстанции необходимо обратить внимание на понятие «материя». Понятие «материя» - одна из наиболее фундаментальных философских категорий впервые встречаются у Платона. Он ввел это понятие для обозначения субстрата, материала, из которого образуются тела различной величины и очертаний . Пожалуй, наиболее емкое и лаконичное определение имеется в марксистской философии. Здесь понятие «материя» определяется (у В.И. Ленина в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (С. 131) как философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Это предельно широкое определение в философском плане выполняет важную методологическую роль, позволяя говорить о материи вообще, безотносительно к возможному открытию новых еще неизвестных ее свойств, видов и форм, и связывая материю с такими ее атрибутами как субстанциальность, неисчерпаемость, принципиальная неуничтожимость, движение, пространство, время.Движение и развитие.Важнейшая особенность окружающего мира – постоянные изменения, которым подвергается макро- и микромир. Движение является предметом исследования специального раздела философии – диалектики. Движение в философии понимается как любое изменение состояний природных и социальных процессов и явлений, а не только как механическое перемещение различных тел в пространстве. Важнейшими свойствами движения являются его абсолютность и относительность. Формы движения.Выделяют различное количество форм движения в зависимости от их классификаций. Например, в 19в. Ф. Энгельс, взяв за основу различные уровни организации материи, выделил пять основных форм движения материи: 1) механическое, 2) физическое, 3) химическое, 4) биологическое, 5) социальное. Пространство и время.Относительно вопроса пространства и времени в истории философии выделялись два принципиально отличных друг от друга направления: субстанциональное и реляционное. 1) В субстанциональном направлении пространство и время рассматривались как самостоятельные, независимые от материи и сознания сущности. 2) Второе направление, реляционное (с лат. «относительный»), связывается с пониманием пространства и времени не как самостоятельных сущностей, а как особых отношений между объектами и процессами существующего мира. Вне этих отношений, согласно реляционному направлению, пространства и времени не существует. Ярким представителем этого направления был Лейбниц. Подобные взгляды развивает и современная наука. Лейбниц, в отличие от Ньютона, рассматривает пространство и время не как особые субстанции сущности, а как формы существования материи. Согласно данному направлению, пространство и время и материя взаимосвязаны друг с другом. Пространство – это философская категория, которая характеризует протяженность и взаимное расположение материальных объектов, существование и взаимодействие составляющих их элементов. Время – это философская категория, которая выражает длительность существования любых объектов, последовательность смены их состояний.
|