КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Агностики гностикиГностики утверждают, что мир познаваем, разум проникает в природу вещей, мышление может постичь объективный мир. Различие между ними проявляется только в разной трактовке того, каким способом достигается знание: посредством ощущений (сенсуализм), в чувственном опыте (эмпиризм), разумом (рационализм), с помощью интуиции (интуитивизм) и др. В древнегреческой философии возник скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик), который сомневался в познавательных возможностях органов чувств человека. Из античного скептицизма вырос агностицизм (от греч. «а» – отрицание и «гносис» – знание). Агностики (И.Кант, Д.Юм и др.) отрицают познаваемость мира, человек познает не мир, а собственное сознание, мысли. В более мягкой форме эта позиция проявляется в утверждении, что вопрос об истинности познания окружающей человека действительности окончательно не может быть решен. В агностицизме есть рациональное зерно: человек, много зная, все же действует на границе незнания. Итак, существует мир, природа с одной стороны, люди - с другой. Философское познание должно выяснить, как люди, взаимодействуя между собой, относятся к различным формам бытия (природе и обществу). Мы переходим к следующей проблеме философского познания – это проблема мироздания, что собой представляет мир, в котором мы живем? Создан ли он, имеет ли начало и конец? Имеет ли цель в своём развитии, развивается хаотично или упорядоченно? Раздел философии, который изучает эти проблемы, ранее назывался натурфилософией (философия природы), асейчас его называютонтология(греч. ontos – сущее) - учение о бытии мира, о сущности, причинах и закономерностях его развития. Но зачем человеку знания о мире? Наверное, чтобы действовать. Известно изречение Канта: « Мудрость…вообще-то больше состоит в образе действий, чем в знании». Вопрос о том, кто действует и зачем – это проблема человека, кто есть человек? Возник он эволюционно или сотворен? Смысл его жизни? Смертен он или бессмертен? Каким надо быть, чтобы быть человеком, что должен делать человек? Философия должна определить смысл человеческой жизни, выявить высшую систему ценностей поведения человека в обществе. Таковы учение Л.Н. Толстого о непротивлении злу насилием, категорический императив И. Канта, теория разумного эгоизма. Учение о человеке, его происхождении и развитии - это философская дисциплина антропология (греч. antropos – человек). Систему ценностей жизни изучает философская дисциплина аксиология (греч. axia – ценность). А теперь попытаемся конкретизировать отношение «мир-человек». Человек не вынесен за рамки мира, он внутри него. И к природе человек относится не сам по себе, а включенный в связи с другими людьми. Самым близким бытием для человека выступает общественное бытие, поэтому очень важной для философии является проблема общества, что есть общество? Как возникло общество? Развивается оно стихийно или закономерно? Какова его структура и законы, каковы его перспективы развития. Роль народных масс и личности в истории? Возможно ли построить идеальное общество? Общество изучает социальная философия. Структура философского знания:
Философию нередко представляют как нечто обстрактное, оторванное от повседневной реальности. Но на деле философия все свои проблемы черпает из жизни и решает их с единственной целью - помочь человеку выработать такие мировоззренческие, духовно-нравственные установки, идеалы и ценности, с помощью которых можно добиваться успеха. Особенности философского познания: 1) Человек и мир рассматриваются как два независимых полюса, как две противоположных точки напряжения. Философское познание же нацелено на рассмотрение их взаимодействия, на осмысление отношений человека и мира. 2) Философия изучает самые общие принципы мира. Философское знание имеет предельно общий характер. Если различные науки изучают отдельные области действительности, то философия изучает общее, что присуще всей действительности, т.е. имеет универсальный характер. Объектом философии являются всеобщие свойства и связи. Механика изучает передвижение тел относительно друг друга. Электродинамика - перемещение частиц-электронов относительно тела. Философия - что есть вообще движение, изменение, может ли существовать неизменное тело? 3) Философия дает обобщенные, универсальные, выходящие за рамки возможного человеческого опыта знания. Таковы, например, положения о безграничности нашего мира, о бесконечности нашего познания, о бесконечности времени и т.д. 4) Философия имеет умозрительный, рассудочный характер. Философское знание добывается путем рассуждения, логического знания, умозаключения и отличается наибольшей степенность абстрактности. Его нельзя добыть с помощью опыта, эксперимента, а только с помощью работы ума. 5) Философское знание принципиально неформализуемо. Его нельзя выразить в знаковый или математической форме Это связано с тем, что в нем преобладает содержательный качественный, а не количественный подход к явлениям. 6) Философия ориентирована на человека. Философское знание оказывается связанным с тем субъектом, который его вырабатывает. Разные общества формируют разный тип человека, поэтому философское знание всегда субъективно, т.е. принадлежит какому-либо субъекту (народу, стране, эпохе, социальной группе). Поэтому существуют немецкая и английская философии, древнегреческая и средневековая философия. Поэтому современные философские системы отличаются от прошлых. 7) Философия не оторвана от общественной жизни человека, она обращена к общественно-исторической жизни людей. Они должны осмыслить опыт исторического развития. Но вы знаете, что история не стоит на месте, т.е. человеческое общество развивается, следовательно, развиваются и отношения «человек-природа», «человек-человек». 8) Философское знание исторично. Решение философских проблем не окончательно. Абсолютного, неизменного знания об отношениях человека с природой и обществом получено быть не может, поскольку меняются, развиваются сами эти отношения. Философские проблемы, как говорят, открыты, их решение верно для данного общества и в данное время. При изменившихся условиях они должны получить новое решение. Новая ситуация придаст новый облик старым проблемам. Поэтому философские проблемы вечны. Если в науке решённые вопросы снимаются с повестки дня, то философские проблемы никогда не получают окончательного решения. И каждое новое поколение философов ставит их снова и ищет на них свой ответ.
|