Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Концепции сущности человека




 

 

 


Современная Философская антропология рассматриваетчеловека как особый вид сущего, живое телесное существо, субъект исторического развития общества. Человек разумный (Homo sapiens) - это продукт биологической и социокультурной эволюции.

Он отличается от животных следующими специфическими признаками:

1.Особый способ существования в мире. Человек переделывает природу, а не встраивается в нее, как животное. В связи с этим он становится:

- прямоходящим существом,

- у него формируется способность производить и использовать орудия труда,

- появляется разум, или мышление.

Созидание «второй природы» и культурных ценностей является исходным отличительным признаком сообщества Homo sapiens.

2. Особый способ передачи видового опыта. У животных видовой опыт генетически кодируется, а у человека он передается в процессе общения с себе подобными. Биологические пред­посылки поведения животных зафиксированы в молекулах ДНК. Поведение людей определяет членораздельная речь, показ и пример. Функции врожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами) и преемственностью в поведении. Программирование поведения человека определяется культурой. Она является своеобразной программой поведения человека.

Отли­чия человека от животного очень существенны. Животное, рождаясь на свет, обладает определенным набором инстинктов, которые задают пове­денческие стереотипы и одновременно ограничивают варианты этого поведения. Животные просто обречены вести себя тем или иным образом, и не могут выйти за рамки своего вида. У человека ситуация совершенно иная. Человечество развивается на протяжении 40-50 тыс. лет, имеет приблизительно около 1200 поколе­ний, относится к одному биологическому виду (Homo sapiens), но, тем не менее, обнаруживает потрясающее многообразие в процессе поведения: индивидуальная вариативность поведения представителей Homo sapiens неизвестна животному миру.

Человек удовлетворяет свои потребности особым способом, с использованием особенных средств, которые предлагаются ему обществом. Особенные схемы поведения человека в обществе называются нравственностью.

4. Человек — это существо биосоциальное. Как существо биологическое он включен в природную связь явлений и подчиняется биофизическим, биохимическим, физиологическим закономерностям. У него, как и высших животных, две пары конечностей, схожие сердечно-сосудистая и нервная системы, постоянная температура тела, легочный тип дыхания, четырехкамерное сердце, вскармливание детей молоком. Как и животным, ему свойственны эмоции и инстинкты. В то же время человек отличается биологически от животных: ему характерны прямостояние и прямохождение, разнофункциональные конечности, приспособившиеся к прямохождению внутренние органы.

С другой стороны, человек существо социальное. Развиваясь вместе с обществом, человек овладел членораздельной речью, научился преобразовывать природную и социальную среду. Он представитель определенной нации, государства, класса, сословия; он - член семьи, ка­ких-либо сообществ и коллективов.

5. Человек способен создавать символы, наделять ими предметы, оперировать ими. Исключительно человеческая способность к символизации отличает человека от животного и является необходимым условием развития человеческой культуры.

Любой живой организм, чтобы жить и воспроизводить себе подобных, должен осуществлять минимум приспособления к окружающей среде. Однако только человек как биологический вид осуществляет это приспособление символическими средствами. В отличие от животных он способен охватывать мир с помощью символов, приписывая окружающему миру определенные смыслы и достигая приспособления через их понимание, т.е. на более высоком уровне. Сам механизм научения, заменивший для человека способ генетической передачи информации, может существовать только с помощью символов. Немецкий философ Э. Кассирер увидел в символизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры.

Итак, выделение человека из природы произошло благодаря:

- умению производить орудия труда;

- обладанию членораздельной речью;

- наличию сознания и разума;

- способности быть нравственным, подниматься над сво­ими естественными влечениями и осуществлять свободный выбор.

Вопрос о соотношении биологического и социального в человеке рассмотрим подробнее. В современной философской и научной литературе сложились две точки зрения по этому вопросу:

1) Природа человека всецело социальна. Человек рождается с единственной врожденной способностью – «способностью приобретать человеческие способности» (психолог А.Н. Леонтьев). Эксперимент со слепоглухонемыми детьми (родившихся или ставшими такими в раннем детстве), проведенный в специальной школе-интернате в г. Загорске (нынешний Сергиев Посад) Московской области, является тому свидетельством. У этих детей были оборваны все каналы связи с внешним миром еще до того момента, как они могли освоить хотя бы малую часть культурного содержания, необходимого для становления человека. Но в школе, с использованием специальных методик обучения, основанных на теории предметной деятельности, их постепенно приучали к человеческому поведению, начиная с приема пищи и заканчивая сложными навыками письма, чтения и даже речи. Их учили произносить членораздельные звуки, затем говорить, затем читать и писать с помощью азбуки Брайля. В результате формировались люди, хотя и продолжавшие оставаться слепыми и глухими, но во всех других отношениях вполне нормальные. Об успехе эксперимента свидетельствует тот факт, что четверо из них окончили психологический факультет МГУ и стали психологами.[6]

2) Природа человека не только социальна, но и биологически нагружена (существуют биологически запрограммированные схемы поведения человека). Данные современной социобиологии, усиленно развивающейся с середины 70-х гг. ХХ века, являются тому доказательством. Согласно социобиологии, большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственны и млекопитающим, а большинство специфически человеческих форм поведения (взаимный альтруизм, т.е. готовность бескорыстно действовать ради блага другого даже в ущерб своим собственным интересам; защита места обитания; агрессивность; следование формам сексуального поведения и др.) – поведению приматов. Социобиология обращает внимание на то, что мыслительные и предметные формы деятельности человека связаны с нашей биологией. В единой природе человека нужно найти место и биологическим факторам.

Понятно, что генетически исходным в развитии человека является его телесная организация. Биологическое в человеке - это биохимические, генетические, анатомо-физиологические, психические характеристики человека, т.е. его телесная организация.

Биологическое - наследственное, т.е. существующее и развивающееся в человеке на основе генного фонда его родителей и более широко - общее по происхождению с животным миром. Человек остается природным, биологическим существом. Биологические его свойства неустранимы, играют в его жизнедеятельности очень важную роль, он – дитя природы. Многие формы человеческого поведения биологически запрограммированы, связаны с природой – так, человек немыслим без природных инстинктов. Очень велика роль наследственности, многое свойства человека передаются по наследству (психологи отводят наследственности до 30% в жизни человека). Биологическими факторами (в частности, особенностями правого и левого полушария головного мозга) определяется тип мышления человека; биологически обусловлены задатки, склонности; тип темперамента, который составляет основу характера.

Но телесная ор­ганизация человека - это еще не сам человек, а предпосылка его социального существования. Когда ребе­нок попадает в общество, его биологическое начало подвергается культурно-исторической обработке со стороны общества.

Таким образом, биологическое - это предпосылка, средство существования и развития социального.

Социальное - все то, что возникло в человеке как члене обще­ства в процессе антропогенеза и истории общества. Все, что возникает в онтогенезе в результате общения с другими людьми.

Кажущаяся первичность биологического является относительной. Человек с момента своего рождения является носителем специфически человеческой биологии. Это проявляется, прежде всего, в том, что человек обнаруживает биологическую готовность в своем онтогенетическом становлении при­сваивать в различных видах культурно-исторические достижения общества. Биология человека так приспособлена к присвоению материальных и духовных ценностей общества, что последние подходят к унаследованным задаткам, как ключ к замку.

Даже немощность и беззащитность ребенка - биологический показатель социальной предопределенности. Интересна в этой связи точка зрения швейцарского ученого А. Портмана. По чисто биологическим критериям внутриутроб­ное развитие ребенка должно было бы длиться 21 месяц. Рожденный че­рез 9 месяцев ребенок большую часть своего «эмбрио­нального» развития продолжает вне матери. С зоологической точки зрения - это ущербное обстоятельство. Но если бы ребенок родился биологически сформированным, то он тем самым не испытал бы последующего формирующего влияния внешней среды. А младенец продолжает фор­мироваться биологически во взаимодействии с внешней средой и в об­щении с другими поколениями. Отсюда и его пластичность, и способность активного отношения к окружающему миру. Объяснение этому факту может быть только одно. Биологическое в человеке само есть результат развития социальности человека.

Таким образом, вопрос, чего в человеке больше: социального или биологического, - является некорректным. Биологическое и социальное в человеке не взаимодействуют. Все характеристики чело­века по своей сути биосоциальны – т.е. и биологичны, и социальны одновременно.

Современная эпоха придала вопросу о биосоциальной сущности человека особую остроту. Ученые стали говорить о «биологическом вырождении» человечества. В культуре «придумано» множество средств, деформирующих биологическую природу человека. Созда­ны такие социальные условия, которые обусловили активизацию мута­ционного процесса и его воздействия на наследственность человека: возрастание нервных перегрузок, нарушения в иммунной системе, рост наследственных и психических заболеваний. Отдаленные последствия НТР трудно предугадать, хотя гипокинезия и склонность к ожирению уже сейчас волнуют человечество. Если ситуация не изменится коренным образом, может встать вопрос о пороге, предельном влиянии внешней среды на биологию человека, и даже потере человека как биологического вида.

Таким образом, биологические перспективы человечества опять в руках его социальности.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты