КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЦИСТЕРЦИАНЕИдеи и деятельность как Абеляра, так и шартрской школы вызвали неприязнь католической церкви. Идеологическим носителем этой неприязни стал Бернар Клервоский (1091-1153), основатель аббатства в Клерво и главный представитель цистерцианской школы \ Цистерциане (лат.) - реформированное ответвление ордена бенедиктинцев. Орден был основан в 1098 г. во Франции и первоначально ориентировался на культивацию почвы. \. Это был человек всесторонне образованный, отличавшийся ораторским даром. Он стал душой религиозного движения, сформированного в XII в. цистерцианами, немилосердно преследовал ереси, активно выступал за второй крестовый поход. Главным источником его воззрений были религиозные трактаты. Он утверждал, что наилучшим и единственным средством философии является общение с богом. Процесс познания он интерпретировал мистически. Не разум ведет к богу, но любовь и привязанность человеческой души к нему. Человек, как сотворение существо, должен знать о своем несовершенстве и огpаниченности, вести себя перед богом покорно, смиренно. Смирение, покорность - первая ступень познания, вторая - сочувствие, третья - созерцание, на вершине познания человек общается с богом, забывает о себе. Бернар враждебно относился и выступал как против светской науки, так и против теологии, отвергая их рационализм. Его мистицизм, с одной стороны, тормозил развитие философии, с другой - провоцировал к ней интерес исследователей. Бернар имел несколько последователей, среди которых - Исаак Стелла. Мистицизм расцветает прежде всего в аббатстве св. Виктора, на окраине Парижа, где в 1108 г. была основана Гильомом из Шампо философская школа. ШКОЛА СВ. ВИКТОРА Главным инициатором синтеза мистики и схоластики был Гуго Сен-Викторский (1096-1141) и его ученик и последователь Ришар Сен-Викторский (ум. в 1137). В Сен-Викторской школе культивировался умеренный, "великодушнейший" мистицизм, который не ограждал себя ни от каких влияний. Церковь не хотела полностью потерять контакт ни со схоластиками, ни с носителями свободных искусств, а воинствующий мистицизм Бернара этому препятствовал. Активность Сен-Викторской школы сосредоточивалась главным образом в области теологии, естественно, мистического характера. Согласно Гуго, который занимался классификацией наук, важнейшей из них являлась теология. Светские науки он делил на теоретические, практические, механические и
логические. Наука либо служит земным интересам, либо приводит к любви к богу. Существуют три способа познания сущего: первый - мышление, предметом которого являются внешние вещи, познаваемые чувственно; второй - понятийное мышление, ведущее к познанию самого себя, т. е. души; третий, высший, способ состоит в созерцании, в процессе которого происходит интуитивное познание бога. В рамках интереса к мистической теологии в Сен-Викторской школе культивировалась психология познания и актов воли, что выдает влияние августинианства. Очень медленно сюда проникали некоторые элементы аристотелизма. Гуго Сен-Викторский, таким образом, обратил внимание на обойденные схоластикой интуитивную и интроспективную стороны познания; он принадлежал к тем мыслителям, которые опирались на внутренние (наследие Августина) и внешние доказательства (Священное писание) существования бога.
|