КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Аппарате фреймов (фреймы для представления знаний)
Одна из разновидностей аппарата семантических сетей связана с концепцией фрейма. Фрейм можно рассматривать как фрагмент семантической сети, предназначенный для описания объекта (ситуации) предметной области со всей совокупностью присущих ему свойств. В области ИИ термин «фрейм» относится к специальному методу представления общих концепций и ситуаций. Марвин Минский, первый предложивший идею фреймов в 1975 г., описывает его следующим образом: фрейм — это структура данных, представляющих стереотипную ситуацию в данной предметной области. К. каждому фрейму присоединяется несколько видов информации. Часть ее — о том, как использовать сам фрейм. Часть о том, чего можно ожидать далее. Часть о том, что следует делать, если эти ожидания подтвердятся. Основная идея фреймового подхода к представлению знаний — более жесткое, чем при подходе, основанном на семантической сети, выделение объектов и ситуаций проблемной среды и их свойств, т. е. все, что касается объекта или ситуации и важно с позиций решаемых задач, не «размывается по сети», а представляется во фрейме. Фреймовый подход является частным случаем подхода к представлению знаний, основанного на семантических сетях. При фреймовом подходе, например, также выделяются обобщенные, конкретные и агрегатные фреймы для представления соответствующих типов объектов предметной области, выделяются и фундаментальные отношения. В то же время фреймовый подход позволяет более последовательно использовать некоторые важные механизмы представления знаний и, в первую очередь, процедурные знания. Существует большое число концепций, определений и моделей фреймов. При этом различаются не только формы записи и представления фреймов, но и в некоторой степени их содержательный смысл. Термин «фрейм» предложен для обозначения описания какого-либо объекта или явления, обладающего тем свойством, что удаление из этого описания любой его части приводит к потере свойств, характеризующих объект описания. Фреймом называется структура для описания стереотипной ситуации, состоящая из характеристик этой ситуации (слотов) и значений этих характеристик (заполнителей слотов). Слот может содержать не только конкретное значение, но и ссылку (или процедуру) на имя процедуры, позволяющей вычислить его значение по заданному алгоритму, а также одну или несколько продукций (эвристик), с помощью которых это значение можно найти. Процедуры слота называются связанными процедурами, т.е. такими, которые могут активизироваться при выполнении некоторых условий (в частности, при изменении значений слота). В слот может входить не одно, а несколько значений. Иногда слот включает компонент, называемый фасетом. Фасет может задавать диапазон возможных значений слота или же граничные значения заполнителя слота. Фрейм чаще всего определяют как структуру данных для представления стереотипных ситуаций. При этом способ группирования множества конкретных ситуаций в стереотипную, как правило, не может быть определен строго. Чаще всего стереотипные ситуации (для данной предметной области) выделяет исследователь, опираясь на опыт и данные наблюдений. Неформальные знания исследователя о предметной области можно рассматривать как систему понятий, определяющих представление о конкретных ситуациях. Каждое понятие связывается с конкретной ситуацией, а конкретные ситуации согласуются с соответствующей стереотипной. Если понятия представляют собой неформальные знания о стереотипной ситуации, то фреймы — это формализованные знания. Таким образом, фреймы соответствуют понятиям, отражающим объекты, явлений; характеристики предметной области. Это дает основание рассматривать фрейм как семантический блок или модуль модели представления знаний. Модель представления знаний строится в виде сети фреймов, т.е. системы определенным образом взаимосвязанных фреймов. Поэтому в моделях представления знаний на базе фреймов выделяют две части: набор фреймов, образующих библиотеку внутреннего представления знаний, и механизм их преобразования, связывания и т. д. В наиболее общем виде фреймом называют структуру представления знаний следующего вида:
{n, (v1, g1, p1), (v2, g2, р2), ... (vn, gn, p,,)}, где n- имя фрейма; vi - имя слота; gi - значение слота; Pi - процедура. Процедура является возможным, но не обязательным элементом слота. Имена фреймов используются как мнемонические элементы для конструирования сети фреймов. В качестве значений слотов могут выступать имена других фреймов, что обеспечивает связи между фреймами, их «вкладываемость» друг в друга. Фрейм по своей организации во многом похож на семантическую сеть. Фрейм является сетью узлов и отношений, организованных иерархически, где верхние узлы представляют общие понятия, а нижние — более частные случаи этих понятий. Во фреймовой системе понятие в каждом узле определяется набором атрибутов — слотов. Каждый слот может быть связан с процедурами (например, машинными программами), которые выполняются, когда информация в слотах (значения атрибутов) меняется. Совокупность фреймов, моделирующая какую-либо предметную область, представляет собой иерархическую сетевую структуру, в которой фреймы соединяются между собой с помощью родовидовых связей. На верхнем уровне иерархии находится фрейм, содержащий наиболее общую информацию, истинную для всех остальных фреймов. Фреймы обладают способностью наследования значения характеристик своих родителей, структур, находящихся на более высоком уровне иерархии. Значения характеристик фреймов могут передаваться по умолчанию подчиненным фреймам, но если последние содержат собственные значения данных характеристик, то в качестве истинных принимаются именно они. Это обстоятельство позволяет довольно легко учитывать во фреймовых системах различного рода исключения. Наиболее ярко достоинства фреймовых систем проявляются в том случае, если родовидовые связи изменяются нечасто и предметная область насчитывает немного исключений. Однако фреймовые системы достаточно сложны по конструкции, что снижает скорость работы механизма вывода и увеличивает трудоемкость процедур внесения изменений в родовидовую иерархию. Кроме того, во фреймовых системах затруднена обработка исключений. Принцип «вкладываемости» фреймов позволяет реализовывать на фреймовых сетях (как и на семантических) процессы наследования свойств.
|